Список литературы, которую необходимо просмотреть для успешного решения заданий данной дидактической единицы
Основная | |
Коровин Н.В. Общая химия: Учебн. для технических направ. и спец. вузов / Н.В. Коровин. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2002. – глава 16 (С. 500-515). | |
Романцева Л.М. Сборник задач и упражнений по общей химии: Учебн. пособие для студ. нехим. спец. вузов / Л.М. Романцева, З.Л. Лещинская, В.А. Суханова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991. – §§ 30-35. | |
Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учебн. пособие для вузов / Под ред. В.А. Рабиновича и Х.М. Рубиной. – М.: Интеграл-Пресс, 2001. – глава 7. | |
Дополнительная | |
Гильманшина С.И. Основы аналитической химии: Курс лекций / С.И. Гильманшина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с. | |
Горбунова Л.Г. Аналитическая химия в задачах: Учебн. пособие / Л.Г. Горбунова, Р.И. Кишик. – Архангельск: Поморский гос.университет, 2004. – 152 с. | |
Калюкова Е.Н. Химия: Учебн. пособие для студ. всех спец. заочной формы обучения / Е.Н. Калюкова, Н.Н. Ивановская. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 170 с. | |
Соколовский А.Е. Физико-химические методы анализа. Тексты лекций по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов заочной формы обучения химико-технологических специальностей / А.Е. Соколовский, Е.В. Радион. – Мн. БГТУ, 2008. – 117 с. | |
Электронные ресурсы | |
Дорохова Е.Н. Задачи и вопросы по аналитической химии: Учебн. пособие / Е.Н. Дорохова, Г.В. Прохорова. – М.: Мир, 2001. – 267 с. – https://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/dorohova/welcome.html | |
Аналитическая химия. Учебное пособие. – https://www.chem-astu.ru/chair/study/anchem/ | |
Содержание лекций по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» – https://www.chem-astu.ru/chair/study/lect_ONAX_01.html | |
Подобед, Л.Ф. Сборник задач по аналитической химии: химические методы анализа / Л.Ф. Подобед, А.К. Баев. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007. – 90 с. – https://www.iseu.by/m/12_0_1_65912.pdf | |
Попова Т.И. Сборник задач по аналитической химии / Т.И. Попова, Е.Ю.Королева. – Калининград: КГУ, 2003. Ч. 1. – 28 с. – https://www.ebiblioteka.lt/resursai/Uzsienio%20leidiniai/Kaliningrad/Uchebnye_e_pub/Chemija/KGU_him_05.pdf | |
Сборник задач по аналитической химии / Л.А. Кочергина, Т.Д. Орлова, Н.Г. Дмитриева, Р.П. Морозова; под ред. М.И. Базанова. – Иваново: ГОУ ВПО Иван.гос.хим.-технол.ун-т, 2006. – https://main.isuct.ru/files/publ/PUBL_ALL/0142.pdf | |
Горячева В.Н. Сборнике задач по курсу аналитической химии / В.Н. Горячева, И.В. Татьянина, Ж.Н. Каблучая и др.. – https://ebooks.bmstu.ru/catalog/110/book391.html |
Тема задания | 2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫАНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ |
|
121. Вычислите концентрацию ионов ОН– в растворе NH4OH с молярной концентрацией эквивалентов 0,1 моль/л. Ответ: 1,33·10–3 г-ион/л.
122. Определите степень ионизации NH4OH в растворе с молярной концентрацией эквивалентов 0,1 моль/л. Ответ: 1,33·10–2.
123. Вычислите концентрацию ионов Н+ и HS– в растворе H2S с молярной концентрацией 0,1 моль/л. Ответ: 9,4·10–5 г-ион/л.
124. Степень диссоциации уксусной кислоты СН3СООН в растворах с молярной концентрацией эквивалентов 1,0 моль/л, 0,1 моль/л и 0,01 моль/л соответственно равна 0,42; 1,34 и 4,25%. Вычислив константу диссоциации уксусной кислоты для растворов указанных концентраций, докажите, что константа диссоциации не зависит от концентрации раствора.
125. В растворе бензойной кислоты концентрация ионов водорода равна 0,003 моль/л. Вычислите концентрацию этого раствора (моль/л и г/л), если константа диссоциации бензойной кислоты равна 6,14·10–5. Ответ: 0,147 моль/л; 17,95 г/л.
|
126. Определите степень диссоциации и концентрацию ионов ОН– в растворе NH4OH с молярной концентрацией эквивалентов 0,1 моль/л, если константа диссоциации гидроксида аммония равна 1,77·10–5. Ответ: 1,33%; 1,33·10–3 моль/л.
127. Растворимость Ag3PO4 в воде при 20оС равна 0,0065 г/л. Рассчитайте величину произведения растворимости соли. Ответ: 1,77·10–18.
128. Произведение растворимости PbI2 при 15оС равно 8,7·10–9. Вычислите концентрацию ионов Pb2+ и I– в насыщенном растворе соли. Ответ: 0,01295 моль/л; 0,00259 моль/л.
129 Произведение растворимости фосфата кальция Са3(РО4)2 при 25оС равно 1,0·10–25. Вычислите концентрацию ионов Са2+ и РО43– в насыщенном растворе соли. Ответ: 1,18·10–5 моль/л; 0,78·10–5 моль/л.
130. Произведение растворимости карбоната серебра Ag2CО3 при 25оС равно 6,15·10–12. Определите растворимость соли в воде. Ответ: 1,15·10–4 моль/л;
131. Вычислите рН растворов, в которых концентрация ионов ОН– равна (моль/л): 2,52·10–5 и 1,78·10–5. Ответ: 9,4 и 7,25.
132. Вычислите рН растворов, в которых концентрация ионов ОН– равна (моль/л): 1,0·10–11 и 0,000004. Ответ: 3,0 и 8,6.
133. Определите концентрацию ионов Н+ и ОН– в растворах, водородный показатель которых равен 3,2 и 5,8. Ответ: 6,31·10–4 моль/л и 0,16·10–10 моль/л; 0,13·10–10 моль/л и 7,94·10–10 моль/л;
134. Определите концентрацию ионов Н+ и ОН– в растворах, водородный показатель которых равен 11,4 и 6,5. Ответ: 3,98·10–12 моль/л и 0,25·10–2 моль/л; 3,16·10–7 моль/л и 3,16·10–8 моль/л;
135. Рассчитайте молярную концентрацию раствора уксусной кислоты CН3СООН, рН которого равен 3, а константа диссоциации кислоты 1,75·10–5. Ответ: 0,06 моль/л.
|
136. Сколько граммов муравьиной кислоты НСООН содержится в 300 мл раствора этой кислоты, имеющей рН 6,04, а константа диссоциации кислоты равна 1,77·10–4. Ответ: 1,06·10–2.
137. Составьте молекулярные и молекулярно-ионные уравнения гидролиза солей K2S и CuSO4.
138. Составьте молекулярные и молекулярно-ионные уравнения гидролиза солей Na2CO3 и Cr2S3.
139. При смешении растворов сульфата алюминия Al2(SO4)3 и сульфида натрия Na2S в осадок выпадает гидроксид алюминия Al(OH)3. Укажите причину этого и составьте соответствующие молекулярные и молекулярно-ионные уравнения.
140. При смешении растворов хлорида хрома CrCl3 и карбоната натрия Na2CO3 в осадок выпадает гидроксид хрома Cr(OH)3. Укажите причину этого и составьте соответствующие молекулярные и молекулярно-ионные уравнения.
Тема задания | 2.2. Качественный химический анализ |
141. В четырех колбах без этикеток находятся растворы: а) сульфата железа (III), сульфата железа (II), сульфата натрия, нитрата натрия; б) хлорида железа (III), хлорида алюминия, хлорида железа (II), ацетата натрия. Как идентифицировать эти вещества? Составьте ионные полные и сокращенные уравнения реакций.
142. В пяти склянках без этикеток находятся растворы: NaOH, FeSO4, Fe2(SO4)3, Na2S, Na2SO4. Как без помощи других реактивов идентифицировать эти вещества. Составьте полные и сокращенные уравнения реакций.
143. В трех колбах без этикеток находятся растворы сульфатов натрия, алюминия и марганца (II). Как идентифицировать эти вещества? Составьте полные и сокращенные уравнения реакций.
144. В четырех склянках без этикеток находятся растворы: гидроксида натрия, сульфата алюминия, сульфата меди (II) и нитрата бария. Как без помощи других реактивов идентифицировать эти вещества. Составьте полные и сокращенные уравнения реакций.
145. В качественном анализе для обнаружения иона Mn2+ используют реактив висмутат натрия NaBiO3. В пробирке к 3-4 каплям раствора соли марганца (II) добавляют 5-6 капель раствора концентрированной азотной кислоты (3 моль/л), перемешивают и на кончике шпателя вносят несколько крупинок NaBiO3 (он не растворим в воде), смесь перемешивают. В присутствии ионов марганца раствор приобретает малиновый цвет вследствие окисления марганца (II) до марганца (VII). Составьте уравнение соответствующей реакции.
146. В качественном анализе для обнаружения ионов Co2+, Cu2+ и Zn2+ используют реактив тетрацианомеркурат (II) аммония (NH4)2[Hg(CN)4]. Так, для обнаружения ионов Co2+ на предметное стекло помещают каплю раствора соли кобальта (II) и сверху наносят каплю реагента. Образующиеся ярко-синие кристаллы тетрацианомеркурата (II) кобальта рассматривают под микроскопом. Составьте уравнение этой реакции.
147. В трех пронумерованных бюксах без этикеток находятся: а) хлориды натрия, калия и лития; б) сульфаты натрия, цезия и рубидия. Как без помощи других реактивов идентифицировать эти вещества. Составьте полные и сокращенные уравнения реакций.
148. В четырех колбах без этикеток находятся растворы: сульфата натрия, сульфата аммония, серной кислоты и нитрата натрия. Как идентифицировать эти вещества. Составьте полные и сокращенные уравнения реакций.
149. В четырех колбах находятся растворы нитрата калия, фосфата калия, хлорида калия и карбоната калия. Как можно идентифицировать эти вещества. Составьте полные и сокращенные уравнения реакций.
150. В трех склянках находятся растворы нитрата серебра, фосфата натрия, хлорида натрия. Как, не имея других реактивов, идентифицировать эти вещества. Напишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения.
151. В четырех склянках без этикеток находятся: водный раствор муравьиной кислоты, водный раствор уксусного альдегида, глицерин и н -гексан. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
152. В четырех склянках без этикеток находятся следующие вещества: этаналь, глицерин, н -гептан и метанол. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
153. В пяти склянках без этикеток находятся следующие вещества: формалин, бутилбромид, этиленкликоль, ацетон и этанол. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
154. В четырех склянках без этикеток находятся следующие вещества: водный раствор фенола, глицерин, н -гексан и водный раствор этилена. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
155. В четырех склянках без этикеток находятся следующие вещества: водный раствор фенола, гексин-1, гексен-1 и этанол. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
156. В четырех склянках без этикеток находятся следующие вещества: водный раствор фенола, пропанол-1, этиленгликоль и циклогексан. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
157. В двух склянках без этикеток находятся бензиловый спирт и водный раствор фенола. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
158. В трех склянках без этикеток находятся следующие вещества: этанол, водный раствор этиленгликоля, водный раствор этилена. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
159. В двух склянках без этикеток находятся бутиловый и трет -бутиловый спирты. Как с помощью щелочного раствора перманганата калия распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Составьте уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
160. В трех склянках без этикеток находятся следующие вещества: анилин, раствор фенола и бензол. Как химическим путем определить, какое вещество находится в каждой из склянок? Напишите уравнения соответствующих реакций, укажите их признаки и условия осуществления.
Тема задания | 2.3. Количественный анализ |
161. Определите массовую долю карбоната кальция в известняке, если из навески массой 0,6603 г кальций был осажден в виде оксалата СаС2О4, после прокаливания которого получено 0,3217 г СаО. Ответ: 87,00%.
162. Из навески силиката массой 1,5000 г получили 0,1322 г смеси KCl и NaCl. Из этой смеси осадили 0,1022 г KClO4. Вычислите массовые доли (%) Na2O и K2O в силикате. Ответ: 2,73 %; 2,31 %.
163. Из навески смеси SrCO3 и BaCO3 массой 0,2516 г получили 0,3096 г смеси SrSO4 и BaSO4. Вычислите массовые доли карбонатов стронция и бария в анализируемой пробе. Ответ: 77,2 %; 22,8 %.
164. Рассчитать навеску сплава с массовой долей магния 0,5 %, чтобы при гравиметрическом определении получилось 0,1 г Mg2P2O7. Ответ: 4,3665 г.
165. Определить количество молей воды в кристаллогидрате хлорида кальция, если при анализе его навески массой 0,7504 г получено после прокаливания 0,1916 г СаО. Ответ: 0,02 моль.
166. Вычислите молярную массу эквивалента Н3РО4 в реакции Н3РО4 + 2КОН = К2НРО4 + 2Н2О. Ответ: 49,00 г/моль.
167. Какова молярная концентрация раствора серной кислоты, если на титрование 0,6366 г тетрабората натрия Na2B2O7·10Н2O идет 23,0 мл этого раствора. Ответ:
168. Навеску буры массой 3,114 г растворили в мерной колбе на 250 мл на титрование 25 мл приготовленного раствора пошло 12,1 мл раствора соляной кислоты HCl. Рассчитайте молярную концентрацию раствора буры и кислоты. Ответ:
169. На нейтрализацию 0,2506 г твердой органической кислоты пошло 19,4 мл раствора КОН с молярной концентрацией эквивалентов равной 0,2050 моль/л. Рассчитать молярную массу эквивалента этой кислоты. Ответ:
170. Сколько мл раствора соляной кислоты с молярной концентрацией эквивалентов 0,405 моль/л потребуется для нейтрализации раствора аммиака плотностью 0,960 г/см3, содержащего 9,34 % аммиака? Ответ:
171. Рассчитать объем раствора гидроксида бария с молярной концентрацией эквивалентов 0,1 моль/л, необходимый для нейтрализации 25 мл раствора соляной кислоты с молярной концентрацией эквивалентов 0,2 моль/л. Ответ:50 мл.
172. При анализе навески соединения бария получен осадок BaSO4 с массой после прокаливания 0,4640 г. Какой массе а) Ва; б) ВаО; в) ВаCl2·2Н2О соответствует масса полученного осадка? Ответ: а) 0,273 г; б) 0,305 г; в) 0,486 г.
173. Титр раствора КОН равен 0,0056 г/мл. Вычислите молярную и молярную концентрацию эквивалентов этого раствора.
174. На титрование 20 мл раствора серной кислоты пошло 40 мл раствора КОН с молярной концентрацией 0,1 моль/л. Вычислите молярную концентрацию эквивалентов, молярную концентрацию и титр раствора серной кислоты. Ответ: 0,2 моль/л; 0,1 моль/л; 0,0098 г/мл.
175. На титрование 100 мл воды затрачено 20 мл раствора комплексона-III. Вычислите общую жесткость воды. Ответ: 10 ммоль/л.
176. Рассчитать массу навески поваренной соли, содержащей 80 % NaCl, необходимую для приготовления 1,5 л раствора с молярной концентрацией 0,05 моль/л. Ответ:
177. Определить молярную концентрацию эквивалентов раствора роданида аммония NH4SCN, если на титрование 0,2114 г сплава, содержащего 82% серебра, израсходовано его 20,4 мл. Ответ:
178. Рассчитайте навеску нитрата серебра, необходимую для приготовления 500 мл раствора с молярной концентрацией эквивалентов 0,05 моль/л. Ответ:
179. На титрование 10,0 мл раствора хлорида натрия с молярной концентрацией эквивалентов израсходовано 9,87 мл раствора нитрата серебра. Определить молярную концентрацию эквивалентов и титр раствора нитрата серебра. Ответ:
180. Какой объем раствора нитрата серебра с титром Т(AgNO3/Ag) = 0,005164 г/см3 расходуется на титрование 20,0 мл раствора, полученного растворением 0,1275 г хлорида калия в мерной колбе на 250 мл. Ответ:
Тема задания | 2.4. Физико-химические и физические методы анализа |
181. Опишите основные принципы полярографического метода анализа?
182. Как рассчитывается потенциал ртутного электрода в полярографическом методе анализа. От каких факторов он зависит? Что понимают под потенциалом полуволны? От каких факторов он зависит?
183. Опишите основные принципы, лежащие в основе потенциометрического метода анализа? Что понимают под активностью ионов?
184. На основании какого закона определяют потенциалы металлических электродов в потенциометрическом методе анализа? От каких факторов они зависят?
185. Что такое ионселективные электроды? Как измеряется потенциал ионселективного электрода? От каких факторов он зависит?
186. Укажите основные области применения ионселективных электродов в количественном анализе.
187. Если концентрация ионов а) Ag+; б) Zn2+; в) Bi3+ уменьшилась на порядок, то как изменились потенциалы электродов? Ответ: а) 59,5 мВ; б) 29,7 мВ; в) 19,8 мВ.
188. В чем различие принципов эмиссионного спектрального и абсорбционного спектрального методов анализа?
189. Укажите основные достоинства и недостатки абсорбционного спектрального метода анализа.
190. На каких принципах основываются методы люминесценции? Какова чувствительность метода?
191. Что определяют с помощью закона Бугера–Ламберта-Бера? От чего зависит коэффициент поглощения света?
192. Как определяют концентрацию анализируемого раствора в абсорбционно-спектральных методах? На чем основывается такое определение?
193. В чем заключается разница в методах спектофотометрии и фотоколориметрии?
194. На каких принципах или законах основывается атомно-абсорбционная спектроскопия?
195. В чем сущность нефелометрического анализа? Для решения каких практических задач его используют? Приведите примеры.
196. На каких принципах основан хроматографический метод анализа?
197. Какие виды хроматографических методов анализа вам известны? В чем их различие?
198. Укажите основные достоинства и недостатки хроматографических методов анализа.
199. В чем сущность метода кондуктометрии? Чем метод кондуктометрии принципиально отличается от метода кулонометрии? Для решения каких практических задач используют метод кондуктометрии? Приведите примеры.
200. Какой закон позволяет вести количественные расчеты в методе кондуктометрии?