Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Волго-Вятский институт (филиал) Университета
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
КИРОВ 2014
Утверждена на заседании кафедры
Теории и истории государства и права
«____» _____________ 2014 года
Протокол № _____________________
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор-составитель
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, заслуженный юрист РФ Рожко И. Н.
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор
Кашанина Т. В.,
доктор юридических наук, профессор
Нарутто С. В.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права
Быля А. Б.
Ответственный редактор
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Радько Т. Н.
Программа одобрена на заседании кафедры теории государства и права 31 марта 2011 года, протокол № 3
© МГЮА, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.......................................................................................................................... 4
Цели освоения учебной дисциплины «Введение в профессию»....................................... 6
Место учебной дисциплины «Введение в профессию» в структуре основной образовательной программы
|
высшего профессионального образования................................................................ 10
Структура учебной дисциплины «Введение в профессию............................................. 12
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
(согласно требованиям ФГОС ВПО).......................................................................... 16
Содержание учебной дисциплины (программа курса).................................................. 21
Практические занятия....................................................................................................... 25
Самостоятельная работа студентов.................................................................................. 30
Образовательные технологии в учебной работе.............................................................. 31
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов........................................................................................................... 32
Тематика рефератов и курсовых работ....................................................................... 32
Вопросы самоконтроля для проведения промежуточной
аттестации (зачета) по учебной дисциплине................................................................ 33
Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебной дисциплины.................................................................................................... 36
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины...................................... 40
ПРЕДИСЛОВИЕ
Включение в учебный план МГЮА имени О.Е. Кутафина курса «Вве- дение в профессию» для подготовки бакалавров является важной мерой, нацеленной на решение общегосударственной задачи — модернизацию российского образования, направленной, в частности, на подготовку спе- циалистов, отвечающих уровню и требованиям мировых образовательных стандартов, на правовое обеспечение и правовое сопровождение внедре- ния в практику новейших инновационных технологий, соответствующих вызовам нашего времени, интеграцию российского образования в обще- мировую образовательную систему.
|
Своеобразие рассматриваемой учебной дисциплины связано с особен- ностями профессионального труда юриста и вытекает как из целей, так и образовательных, практических задач данного вводного курса.
Главное назначение курса — ознакомить начинающих студентов с их будущей профессией юриста; помочь им сориентироваться в обуче- нии, ознакомить с организацией учебного процесса; привить интерес к профессиональной деятельности юриста; дать общее представление об особенностях работы юристов в различных сферах государственной и общественной жизни; ознакомить с теми требованиями, которые предъ- являются к юристам при устройстве их на государственную службу или на работу в коммерческие структуры.
Изучение курса «Введение в профессию», таким образом, вызвано, с одной стороны, специальной предназначенностью профессии юриста в обществе, ее содержанием и трудностями осуществления, а с другой — необходимостью будущему специалисту-юристу уверенно себя чувство- вать в рамках своей профессии и стараться осуществлять ее с пользой для общества и его граждан.
Студенты-юристы должны иметь достаточно полное представление о содержании и развитии правовых отраслей, о рынке труда, о профес-
сиональных требованиях к специалистам — выпускникам юридических вузов, к их поведению как в целом, так и в различных сферах этого рын- ка, о специфике и содержании деятельности, которую им предстоит осу- ществлять. Это сделает более осмысленным подход к освоению правовых знаний и навыков.
|
Изучение курса «Введение в профессию» будет также способствовать более успешному освоению других юридических дисциплин, препода- ваемых в вузе, выработке интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
Основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в профес- сию» является профессионально-компетентностная подготовка студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО*, в том числе: ознакомле- ние и расширение знаний о выбранной ими профессии, об особенностях профессиональной деятельности юриста; формирование и углубление знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической дея- тельности, видах профессии юриста; приобретение профессиональных навыков работы с нормативными правовыми актами, анализа право- применительной практики, решения правовых проблем, возникающих в процессе деятельности правоохранительных и иных органов.
Освоение данной дисциплины дает также возможность углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием ба- зовых (обязательных) дисциплин, которые студент будет изучать в даль- нейшем, позволяет получить обширные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной юридической деятельности, в частности, работы в государственных или в коммерческих структурах.
Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка бакалавров в рамках учебной дисциплины
В зависимости от содержания юридической деятельности, сферы ее применения, форм и методов ведения она подразделяется на ряд видов.
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стан- дарта высшего профессионального образования по направлению подготовки
* Сокращения, принятые в тексте:
ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт выс- шего профессионального образования.
ООП — основная образовательная программа. ОК — общекультурные компетенции
ПК — профессиональные компетенции
030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр, утвержденно- го приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, являются: нормотворческая, правопримени- тельная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая.
Существование различных видов юридической деятельности обуславли- вает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида деятельности затруднительно. Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент
В вышеупомянутом федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (п. 4.4) отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
— нормотворческая деятельность (участие в подготовке нормативно- правовых актов);
— правоприменительная деятельность (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенство- вание действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов);
— правоохранительная деятельность (обеспечение законности, пра- вопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана об- щественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскры- тие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
— экспертно-консультационная деятельность (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);
— педагогическая деятельность (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)
Успешно завершившим изучение дисциплины «Введение в профес- сию» на первом курсе признается студент, который обладает следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее дости- жения;
— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
— обладает культурой поведения, готов к совместной работе с кол- легами;
— стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
— осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
— способен анализировать жизненно важные проблемы и находить законные пути их решения;
— способен работать с современными информационными ресурсами (в том числе правовыми системами);
— способен устанавливать приоритеты и делать выбор;
— способен выстраивать конструктивный диалог и участвовать в ди- скуссиях;
— обладает достаточной степенью коммуникативности, открытости в общении с людьми.
Профессиональные компетенции
В результате освоения вышеназванной дисциплины студент-первокур- сник должен:
1. Знать:
— место, роль и значение учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин;
— основные черты и содержание юриспруденции как собирательного понятия, охватывающего все сферы приложения труда юриста: юридиче- скую практику, юридическое образование и юридическую науку;
— сущность и содержание своей будущей профессии, историю ее ста- новления и развития;
— содержание профессионального труда юриста, сферы и направления юридической деятельности, виды профессии юриста и их специфические особенности;
— профессиональные требования, предъявляемые к юристу, его ос- новные права и обязанности;
— основное предназначение профессиональной деятельности юриста в сферах государственной власти, управления, охраны правопорядка, в области рыночных отношений.
2. Уметь:
— оперировать юридическими понятиями и категориями;
— правильно формулировать основные государственно-правовые про- блемы;
— самостоятельно работать с учебной, научной юридической и иной литературой и нормативными материалами, содержащимися как на бу- мажных носителях, так и в электронном виде;
— постоянно изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;
— анализировать и обобщать правовые акты, использовать их на пра- ктических (семинарских) занятиях, при подготовке контрольных и кур- совых работ.
3. Владеть навыками:
— творческой работы с нормативными правовыми актами, всесторон- него изучения судебной практики;
— оценки, анализа и обобщения законодательства и практики его применения;
— анализа различных правовых явлений, юридических фактов, пра- вовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессио- нальной юридической деятельности;
— сбора, хранения и обработки правовой и иной информации компью- терными методами;
— применения юридической техники в профессиональной деятель- ности юриста.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина «Введение в профессию» относится к базовой части профессионального цикла ООП Б3.В.1. Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. Необходимость в этой дисциплине объясняется тем, что прежде чем приступить к изучению конкретных пра- вовых дисциплин, студент должен получить изначальное представление о содержании профессии юриста, основных сферах и направлениях юри- дической деятельности, требованиях, предъявляемых к юристам, про- фессиональной этике юристов, юридической технике и других сторонах профессии юриста.
Знание указанных вопросов позволит студентам лучше освоить учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом для подготовки профес- сии юриста.
Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов, как «Обществознание» и «Право», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.
Успешное освоение курса «Введение в профессию» — первый шаг на пути фундаментальной подготовки юриста, осуществляемой на основе изучения теоретико-исторических и отраслевых дисциплин по специаль- ности «Юриспруденция».
К дисциплинам, раскрывающим теоретические, методологические про- блемы государства и права, закономерности их возникновения и истори- ческого развития, относятся: теория государства и права; история отече- ственного и зарубежного государства и права; история политических и правовых учений. Эти дисциплины позволяют студенту получить глубокие знания, используя которые он сможет понять внутренние закономерности права, его структуру, изучить основные юридические понятия, осознать роль права и государства в жизни общества.
Наибольшая часть учебного времени предусмотрена для изучения от- раслевых дисциплин. Здесь изучаются конституционное, муниципальное, уголовное, гражданское, трудовое, жилищное, семейное, финансовое, ме- ждународное и другие отрасли права.
И, наконец, дисциплины специализации (например, банковское, пред- принимательское, налоговое право) позволяют студенту получить углу- бленные знания, помогающие ему лучше ориентироваться в рыночной экономике, быть востребованным на рынке труда.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Введение в профессию» составляет 2 зачетные единицы, 72 часа по каждой из форм обучения (очной, очно-заочной и заочной).
Тематический план
для студентов очной формы обучения Института права
№ п/п. | Тема учебной дисциплины (курса) | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
Лекции | Практиче- ские занятия | Самостоя- тельная ра- бота студен- тов (СРС) | |||
1. | Место учебного курса «Вве- дение в профессию» в систе- ме юридических дисциплин | – | |||
2. | Понятие, содержание и соци- альное назначение юриспру- денции | – | |||
3. | История становления и раз- вития профессии юриста | – | |||
4. | Профессия — юрист (общие положения) | ||||
5. | Основные сферы и направле- ния профессиональной юри- дической деятельности. Виды профессии юриста | ||||
6. | Профессиональные навыки юриста | – | |||
7. | Правовая культура и профес- сиональная этика юриста | – |
8. | Юридическая техника в про- фессиональной деятельности юриста | ||||
Итого: |
Тематический план