В.А.Сухомлинский
«Человека делают человеком светлые воспоминания детства»
Ф.М.Достоевский
Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребёнка.
Вопреки сложившимся у многих представлениям, жестокое обращение не сводится только к избиению и сексуальным домогательствам. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки, игнорирование потребностей, эксплуатация ребёнка в корыстных целях.
Основные формы жестокого обращения и их признаки
1. Физическое насилие - действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится угрозой повреждения.
Влияние физического насилия на ребёнка: задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
Признаки физического насилия над ребёнком:
- Раны и синяки: разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно); непонятного происхождения; имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
- Ожоги: типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлённые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
- Укусы: следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтёков.
- «Синдром тряски ребёнка»: возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясёт его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребёнка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.
Заподозрить физическое насилие над ребёнком можно, если:
· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;
· имеются следы травм различной давности;
· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся;
· взрослые обвиняют ребёнка в нанесении самоповреждений;
· родители не оказывают ребёнку поддержки при медицинском осмотре;
· у родителей отсутствует обеспокоенность за здоровье ребёнка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота («псевдолюбовь»);
· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
2. Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребёнка) – невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребёнка:
· ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
· не растёт, не набирает подходящего веса или теряет вес;
· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребёнка;
· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
3. Психическое (эмоциональное) насилие над детьми - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка, неадекватное поведение взрослых подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал
Примеры эмоционального и психологического насилия:
1. Запугивание ребёнка:
• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;
• используют для запугивания свой рост, возраст;
• на него кричат;
• угрожают насилием по отношению к другим (родственникам ребёнка, друзьям, животным и так далее).
2. Использование силы общественных институтов:
• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
3. Использование изоляции:
• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой,
• принуждение к одиночеству
4. Отвержение ребёнка - длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей
Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:
• унижают его достоинство, принижают его успехи;
• используют обидные прозвища;
• используют его в качестве доверенного лица;
• при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;
• ребёнка стыдят;
• используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).
К ребёнку относятся жестоко, если используют угрозы:
• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение);
• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;
• используют свои привилегии: обращаются с ребёнком как со слугой, с подчиненным;
• отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами.
Влияние на ребёнка:
· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);
· чрезвычайные уступчивость, податливость;
· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
· депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность, заторможенность.
4. Сексуальное насилие. Ребёнок вовлекается в действия сексуального характера, цель которых – физическое удовлетворение, материальная выгода. Согласие на контакт не исключает случай из категории насильственных, так как дети не обладают способностью оценивать последствия.
5. Экономическое насилие - отказ от содержания детей, вымогательство и шантаж.
Формы физического, эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").