Основные формы жестокого обращения и их признаки




В.А.Сухомлинский

«Человека делают человеком светлые воспоминания детства»

Ф.М.Достоевский

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребёнка.

Вопреки сложившимся у многих представлениям, жестокое обращение не сводится только к избиению и сексуальным домогательствам. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки, игнорирование потребностей, эксплуатация ребёнка в корыстных целях.

Основные формы жестокого обращения и их признаки

1. Физическое насилие - действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребёнка: задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Признаки физического насилия над ребёнком:

- Раны и синяки: разные по времени возникновения; в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно); непонятного происхождения; имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

- Ожоги: типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлённые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

- Укусы: следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтёков.

- «Синдром тряски ребёнка»: возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясёт его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребёнка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребёнком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· имеются следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся;

· взрослые обвиняют ребёнка в нанесении самоповреждений;

· родители не оказывают ребёнку поддержки при медицинском осмотре;

· у родителей отсутствует обеспокоенность за здоровье ребёнка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота («псевдолюбовь»);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

2. Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребёнка) – невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребёнка:

· ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· не растёт, не набирает подходящего веса или теряет вес;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребёнка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

3. Психическое (эмоциональное) насилие над детьми - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка, неадекватное поведение взрослых подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребёнка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• на него кричат;

• угрожают насилием по отношению к другим (родственникам ребёнка, друзьям, животным и так далее).

2. Использование силы общественных институтов:

• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

3. Использование изоляции:

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой,

• принуждение к одиночеству

4. Отвержение ребёнка - длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей

Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство, принижают его успехи;

• используют обидные прозвища;

• используют его в качестве доверенного лица;

• при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;

• ребёнка стыдят;

• используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребёнку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение);

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

• используют свои привилегии: обращаются с ребёнком как со слугой, с подчиненным;

• отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами.

Влияние на ребёнка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· чрезвычайные уступчивость, податливость;

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность, заторможенность.

4. Сексуальное насилие. Ребёнок вовлекается в действия сексуального характера, цель которых – физическое удовлетворение, материальная выгода. Согласие на контакт не исключает случай из категории насильственных, так как дети не обладают способностью оценивать последствия.

5. Экономическое насилие - отказ от содержания детей, вымогательство и шантаж.

Формы физического, эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: