Физико - и экономико-географические условия




Северо–Западный Федеральный Округ – единственный из федеральных округов России, который непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы. Через Балтийское, Баренцево, Белое моря округ имеет широкие выходы в акваторию Северной Атлантики. Сопредельность Ленинградской, Мурманской, Псковской областей и Республики Карелия с Финляндией, Эстонией, Норвегией является важным преимуществом этих территорий для развития приграничных связей, в том числе туристских.

Территория Северо-Запада характеризуется повышенной обводненностью, омывается четырьмя морями, имеет самую высокую в России заозерность. По ее территории протекают многочисленные судоходные реки – Северная Двина, Печора, Мезень, Онега, Волхов, Свирь, Нева и др. Реки и озера соединены судоходными каналами: Волго-Балтийским, Беломорско-Балтийским, Сайменским. Водные пути активно используются в периоды навигации для круизного туризма судов класса «река-море» и яхтинга.

Большинство водных объектов богаты рыбой, что благоприятствует широкому распространению спортивного и любительского рыболовства.

Большую часть территории округа покрывает густая сеть железных дорог федерального и местного значения. Главные трассы: Санкт-Петербург – Москва; Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск; Санкт-Петербург – Вологда – Архангельск; Санкт-Петербург – Луга – Псков – Варшава; Санкт–Петербург – Нарва – Таллинн; Санкт-Петербург – Выборг - Хельсинки.

По территории Северо–Западного Федерального Округа проходят 5 обустроенных автотрасс федерального значения. Из них три входят в единую европейскую системы автодорог: «Скандинавия» (Е-18): Санкт-Петербург – Выборг – Финляндия; (Е-20): Санкт-Петербург – Нарва – Таллинн; «Кола» (Е-105): Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск - Норвегия».

На территории имеются 17 контрольно - пропускных пунктов таможенного управления России.

По автомобильным дорогам осуществляются пассажирские и грузовые перевозки, движение легкового автотранспорта, в том числе и с туристскими целями.

Северо-Запад имеет высокий экономический потенциал, превосходящий среднероссийские показатели. Наряду с экономико-географическими факторами развитию международного туризма способствует своеобразие физико-географических условий.

По физико-географическому районированию к территории Европейского Севера приурочены Кольско-Карельский край Балтийского щита, Северо-Западный и Северо-Восточные края Русской равнины и западные склоны Уральских гор. Поверхность равнин незаметно повышается от морских побережий к водораздельным окраинам.

Особенности орографического строения поверхности отражают длительную и сложную историю ее формирования на протяжении сотен миллионов лет и определяют разнообразную типологию рельефа поверхности, которая в свою очередь предопределяет разнообразие и живописность ландшафтов. К территории Северо-Запада относятся две природные зоны: тундры и тайги. Значительная ее часть покрыта еловыми, сосновыми, пихтовыми лесами с примесью лиственницы и мелколиственных пород. В регионе значительные площади заняты болотами. В лесах и тундре обитают разнообразные животные и птицы, в реках и озерах много рыбы, что благоприятствует широкому распространению промыслового туризма.

Северо-Запад отличает также разнообразие биоклиматических условий. Большая часть его территорий, в том числе в зоне «Серебряного кольца» расположены в благоприятной для проживания людей зоне, а также благоприятно для ведения сельского хозяйства. К неблагоприятным факторам относятся недостаток солнечной и ультрафиолетовой радиации. Период наиболее комфортной летней рекреации продолжается в среднем три месяца. В северной части (Архангельская, Мурманская области, север Коми республики) лето прохладное. Климат сочетает черты морского и континентального. Для зимнего периода характерен устойчивый снежный покров, который держится около 6 месяцев, что благоприятствует развитию зимних видов отдыха и туризма.

Для устойчивого развития всех регионов, входящих в Северо-Западный округ, огромное значение имеет административный центр округа – «Северная столица» России и туристский центр мирового уровня Санкт-Петербург.

Вместе с тем внимание международных туроператоров все более привлекает не только Санкт-Петербург, его ближайшие пригороды, но и более отдаленные территории Северо-Запада.

 

1.1.3. Уровень развития транспортной инфраструктуры [1]

Удобное транспортно-географическое положение Северо-Западного макрорегиона обусловливает особую роль в обеспечении транспортных связей Европы и Азии. На Северо-Западе расположены все морские порты европейской части России, здесь проходит Северный морской путь, важнейшие транспортные коридоры страны, развиты все виды транспорта (рис.2,3,4, табл.1).

Таблица 1

Плотность транспортных коммуникаций по Северо-Западному региону

(км/тыс.км2)

Субъекты СЗФО Плотность железнодорожной сети Плотность автодорог общей сети и ведомственных Плотность внутренних водных сетей
Архангельская обл., в том числе Ненецкий автономный округ 3,0   --- 25,4   1,0 5,5   2,2
Вологодская обл. 5,3 135,3 10,8
Калининградская обл. 42,4 447,7 21,3
Ленинградская обл. 28,6 176,4 22,6
Мурманская обл. 6,2 30,3 ---
Новгородская обл. 20,8 179,3 11,0
Псковская обл. 19,8 219,2 9,1
Республика Карелия 12,1 77,7 21,1
Республика Коми 4,1 30,1 6,8
Северо-Западный регион, всего   7,5   64,7   8,7

 

Существующая на Северо-Западе сеть автомобильных дорог сформировалась исторически и, в связи с особенностями расселения, развития производительных сил имеет преимущественно радиальные направления, не обеспечивая необходимого взаимодействия отдельных территорий, городов и более мелких форм поселений между собой. Распределение автомобильных дорог неравномерное. При этом наибольшие показатели протяженности автомобильных дорог общего пользования – в Вологодской области. В то же время, самый высокий уровень обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования отмечается в Псковской, Новгородской и Калининградской областях. Благодаря этому от 80-100% населенных пунктов этих регионов связаны автомобильными дорогами общего пользования, в то же время в северных территориях только порядка 50% поселений имеют такую связь.

Основными проблемами дорожного комплекса Северо-Западного региона, являются:

· недостаточное развитие дорожной сети федерального уровня;

· международные транспортные магистрали, выходящие в Западную Европу, не соответствуют международным требованиям (только 23% протяженности федеральных автомобильных дорог отвечают нормативным стандартам);

· низкая плотность автомобильной сети, нехватка широтных магистралей для обеспечения межрегиональных связей;

· несформированность опорной сети автомобильных дорог центров регионов с центрами районов;

· недостаточная обустроенность автомобильных дорог (предприятия дорожного сервиса, гостиницы, мотели, предприятия быстрого питания, моечные пункты, автозаправочные станции, санитарно-гигиенические объекты)

Отмеченные проблемы требуют неотложного решения, так как сдерживают развитие экономических связей; в том числе, ограничивают развитие туристско-рекреационной деятельности, не позволяют в полной мере задействовать богатый природный и историко-культурный потенциал Северо-Запада.

Стратегическими направлениями развития автомобильного транспорта для использования в целях туризма и социально-экономического развития территорий и исторических городов являются:

· улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог, в том числе участков автодорог основного каркаса туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо»;

· придание статуса «федеральных» автомобильным дорогам с международными пунктами пропуска;

· строительство новых широтных и соединительных дорог, дополняющих сложившуюся сеть автодорог;

· повышение уровня сервисного обслуживания пользователей автодорог.

· совершенствование территориальных дорог в архитектурно-ландшафтных зонах, связывающих исторические города между собой и с региональными центрами туризма.

СЗФО имеет развитую сеть железнодорожного сообщения, которая может быть использована для организации туристических поездок. Анализ структуры железнодорожных путей показал реальность создания ряда круговых маршрутов, которые могут охватить практически все самые значимые исторические города Серебряного кольца (Санкт-Петербург, Архангельск, Онега, Вологда, Псков, Великий Новгород и другие исторические города).

Пассажирские перевозки в период с 1990 по 2002 год снизились на 17%, особенно на внутреннем водном транспорте в 4 раза, воздушном – в 12 раз. В последние три года в связи с повышением спроса на транспортные услуги и некоторым ростом уровня жизни населения наблюдается рост пассажироперевозок (табл. 2).

 

Таблица 2

Пассажироперевозки на внешних видах транспорта

в Северо-Западном регионе, млн. пасс.

 

Виды транспорта Годы
                 
Железнодорожный 483,1 262,9 213,4 241,2 230,1 175,6 186,4 183,1 184,0
Автомобиль ный 3926,6 2693,4 3080,3 3500,2 3589,5 3709,1 3703,7 3542,2 3621,0
Внутренний водный 14,4 3,5 2,3 2,9 2,4 3,2 3,4 3,5 3,8
Морской 2,53 0,81 0,5 0,53 0,5 0,4 0,3 0,3 0,4
Воздушный 23,3 3,4 2,6 2,4 2,1 1,7 1,7 1,8 1,9
Итого: 4449,9 2964,01 3299,1 3747,23 3824,6 3889,6 3895,2 3730,9 3811,1

 

К железнодорожным компаниям, действующим в регионе, относятся: Октябрьская железная дорога (Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области и город Санкт-Петербург), Северная железная дорога (Республика Коми, Архангельская и Вологодская области) и Калининградская железная дорога. По территории Северо-Западного федерального округа проходят важнейшие железнодорожные коридоры РФ.

Отправление пассажиров на железнодорожном транспорте в Северо-Западном регионе составляет порядка 14% от всего пассажирооборота по Российской Федерации. Основная доля отправлений приходится на Октябрьскую железную дорогу – 82-86%.

Количество пассажиров автомобильного транспорта в Северо-Западном регионе составляет порядка 17% от всего пассажирооборота в России. Наибольшие объемы пассажироперевозок приходятся на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Санкт-Петербург и Беломорск соединяют внутренние водные пути европейской части России с Балтийским и Белым морями. Волго-Балт является частью Трансъевропейского девятого транспортного Коридора, протянувшегося от Санкт-Петербурга к Астрахани и Новороссийску на юге.

На территории ареала «Серебряного кольца» действуют пять Бассейновых управлений водных путей и пароходств:

Волго-Балтийский бассейн (от Санкт-Петербурга до Череповца и направления на Новгород и Псков). Протяженность в пределах Северо - Запада 1398 км;

Беломоро - Онежский бассейн (от Вознесенья в Беломорск и несколько каналов, обеспечивающих доступ к портам и причалам;

Сухонский (Вологодский) бассейн, соединяющий Волго-Балт с Северным бассейном длиной 649 км;

.Северный (Архангельский бассейн), обслуживающий территории от Архангельского порта до Котласа, вглубь на восток и на юг общей длиной 1614 км;

Печорский бассейн в Республике Коми длиной 1321 км.

Основными направления развития внутреннего водного транспорта для целей туризма является:

· улучшение состояния и качественных характеристик водных путей;

· расширение географии туристских маршрутов;

· реконструкция Беломоро - Балтийского канала, Северо-Двинской шлюзованной системы;

· ремонтно-восстановительные работы на шлюзах Ленинградской области (Волховский - Нижнее - Свирский и Верхнее - Свирский).

Пассажирские перевозки речным транспортом в Северо-Западном регионе составляют 13-15% от общего пассажиропотока по Российской Федерации. В 2002 году общий объем пассажироперевозок в СЗФО составил 3,8 млн. человек. Анализ динамики перевозок по субъектам региона показал, что основная масса пассажиров перевозилась в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Архангельской областях.

Основные пассажирские перевозки Волго-Балтийской системы связаны с туризмом по маршрутам: Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Кижи – Петрозаводск, Санкт-Петербург – остров Валаам на Ладожском озере.

Первоочередными направлениями развития воздушного транспорта для использования его в целях развития туризма являются:

· доведение технического состояния аэропортов и уровня технического оснащения аэродромной сети до норм международных стандартов;

· развитие местного воздушного сообщения для связи с удаленными объектами историко-культурного наследия (Соловки, Мезенская группа памятников и др.).

Спрос на пассажирские перевозки воздушного транспорта региона за последнее десятилетие значительно снизился из-за существенного увеличения цен на билеты. В 2000 году пассажирооборот составил 8% от объемов 1990 года.

Всего в Северо-Западном федеральном округе на регистрационном учете и контроле в Российской транспортной инспекции состоит 53 авиапредприятия и организации.

На перспективу до 2015 года намечается рост объемов перевозок пассажиров по всем видам транспорта в среднем на 24% (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Прогноз перевозок пассажиров на внешних видах транспорта

в Северо-Западном регионе, млн.пасс.

 

Виды транспорта Годы
         
Железнодорожный 186,4 184,0 195,0 204,0 210,0
Автомобильный 3703,7 3621,0 4050,0 4300,0 4500,0
Внутренний водный 3,4 3,8 4,0 4,5 5,0
Морской 0,3 0,4 0,5 0,8 1,1
Воздушный 1,7 1,9 2,1 2,5 3,0
Итого: 3894,8 3811,1 4251,6 4511,8 4719,1

 

Двукратное увеличение парка легковых и грузовых автомобилей по сравнению с 2000 года приведет к существенному росту интенсивности движения на автомобильных дорогах.

Для обеспечения намечаемых объемов груза и пассажироперевозок требуются:

· формирование и развитие сети скоростных дорог в составе российских и международных транспортных коридоров для интеграции в международную систему коммуникаций;

· придание статуса федеральных автодорогам в приграничных районах с обустройством транспортных выходов за границу;

· формирование и реконструкция с повышением категорийности опорной сети автомобильных дорог региона;

· развитие придорожной сервисной инфраструктуры;

· реконструкция речных портов в Ленинградской, Псковской областях, Санкт Петербурге;

· строительство причальных комплексов на основных туристских маршрутах по внутренним водным путям, в том числе и в г. Санкт Петербурге;

· развитие региональных и местных аэропортов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: