АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА МАГАЗИНА №760 ООО«ЕВРООПТ»
Общая характеристика предприятия ООО «Евроторг»
ООО «Евроторг» является юридическим лицом. Республиканская регистрация произведена 30.12.1996 г., перерегистрация произведена решением Мингорисполкома № 818 от 13.08.1999 г. за №190000061. ООО«Евроторг» уже более 10 лет является одним из крупнейших операторов продовольственного рынка Республики Беларусь. За это время ООО «Евроторг» установил прочные деловые связи с сотнями поставщиков не только в странах СНГ и Восточной Европы, но и в дальнем зарубежье (Аргентина, Бразилия, Венгрия, Голландия, Испания, Китай, США), а также напрямую работает со всеми крупнейшими отечественными производителями продуктов питания. Безупречная репутация и платежеспособность позволяют получать от поставщиков максимальные скидки.
ООО «Евроторг» осуществляет оптовую и розничную торговлю продуктами питания в соответствии с Уставом и при наличии лицензий. Трудовые отношения персонала и предприятия регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия и издаваемыми на его основе правилами.
Крупных оптовых покупателей привлекают не только цены и ассортимент, но и четкая отлаженная система работы ООО «Евроторг». Для максимального удобства оптовых покупателей, создана сеть филиалов в нескольких городах Беларуси (Брест, Гомель, Пинск, Барановичи, Мозырь, Могилев, Витебск), где цены так же выгодны, а условия удобны.
На начало 2014 года торговая сеть «Евроопт» насчитывала 298 магазина. В 2015 году сеть магазинов «Евроопт» насчитывает уже 438 магазинов, а в 2016 году общее количество магазинов составило 454. Запуск 2 новых форматов торговли: cash&carry (открыто 6 оптовых секций на базе гипермаркетов) и EurooptSuper(супермаркет с премиальным ассортиментом).
|
Динамику развития торговой сети «Евроопт» можно проследить на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Развитие торговой сети «Евроопт»
На сегодняшний день в компании работают более 20 000 сотрудников. Предприятие заключает с работником контракт. Контракт предусматривает права, обязанности и ответственность предприятия и работника, условия организации и оплаты труда, основания прекращения действия контракта, порядок рассмотрения споров.
Предприятием самостоятельно решаются вопросы, касающиеся формы, размеров труда, материального поощрения с соблюдением прав граждан, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Более 500 сотрудников центрального офиса в Минске обеспечивают поддержку всех магазинов.
ООО «Евроторг» является крупнейшим игроком рынка розничной торговли РБ, осуществляя работу в формате дискаунтер.
Торговой сеть «Евроопт» включает следующие форматы магазинов:
- формат «Х» с торговой площадью до 549 м²;
- формат «ХХ» с торговой площадью 550-999 м²;
- формат «ХХХ» с торговой площадью 1,000-2,500 м²;
- формат «ХХХХ» с торговой площадью 2,500-4,500 м²;
- формат «Гипер» с торговой площадью более 4,500 м².
Организационная структура управления фирмы представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Организационная структура ООО «Евроторг»
Главная цель деятельности ООО «Евроторг» направлена на превращение магазинов в образцовые центры современной торговли, отвечающих всем признакам успешных и динамично развивающихся предприятий. Основными задачами для достижения поставленной цели является: переоборудование и техническое перевооружение торговых объектов; применение современных методов торговли; увеличение ассортимента реализуемых товаров.
|
Ассортимент реализуемых в ООО «Евроторг» товаров насчитывает более 50000 наименований товаров.
Напрямую от производителя закупается 75 % товарной массы. В целях подсортировки недостающих товаров, удельный вес которых в общем объеме поставок составляет не более 10 %, заключены договоры с оптовыми предприятиями республиканского значения. Планируется расширить зону коммерческой деятельности ООО «Евроторг» в части поиска надежных партнеров. Больше внимания планируется уделять поставщикам всех регионов Республики Беларусь. Формирование товарных ресурсовосуществляется путем заявок и заказов предприятиям производителям на основе покупательского спроса и сложившейся реализации за прошлый год.
Для каждого торгового объекта разрабатываются и доводятся ассортиментные перечни основных групп товаров, обязательных для продажи. Торговой службой осуществляется контроль выборки квотируемых товаров.
Организационно-экономическая характеристика ООО«Евроопт» и магазина №760
ООО"Евроторг" (торговая марка "Евроопт") - один из крупнейших на сегодняшний день операторов продовольственного рынка Беларуси, работающий в формате низких цен. Компания осуществляет свою деятельность с 1993 года. Создана и развивается розничная и оптовая сеть, состоящая из крупнейшего в Беларуси гипермаркета торговой площадью 11 тыс.кв.м и 20 магазинов с торговыми площадями от 200 до 1500 кв.м. В планах - довести к концу 2010 года число магазинов "Евроопт" по всей стране до 55. У компании наработаны связи с производителями Беларуси и с поставщиками более чем из 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.
|
Динамика показателей работы ООО«Евроопт» в 2015-2016 гг. представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1–Анализ основных показателей деятельности ООО«Евроопт»
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | Абсолютное отклонения | Темп роста, % |
Выручка от реализации (валовой товарооборот), млн. руб. | 140,94 | |||
Розничный товарооборот, млн. руб. | 139,21 | |||
Оптовый товарооборот, млн. руб. | 156,14 | |||
Валовой доход, млн. руб. | 211,67 | |||
Расходы на реализацию, млн. руб. | 147,89 | |||
Уровень валового дохода, % | 23,26 | 25,36 | 2,10 п.п. | - |
Уровень расходов на реализацию, % | 16,88 | 17,72 | 0,84 п.п. | - |
Окончание таблицы 2.1
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. | 168,85 | |||
Выручка от реализации (валовой товарооборот), млн. руб. | 140,94 | |||
Розничный товарооборот, млн. руб. | 139,21 | |||
Оптовый товарооборот, млн. руб. | 156,14 | |||
Валовой доход, млн. руб. | 211,67 | |||
Расходы на реализацию, млн. руб. | 147,89 | |||
Уровень валового дохода, % | 23,26 | 25,36 | 2,10 п.п. | - |
Уровень расходов на реализацию, % | 16,88 | 17,72 | 0,84 п.п. | - |
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. | 168,85 | |||
Прибыль до налогообложения, млн. руб. | -6737 | 98,87 | ||
Чистая прибыль, млн. руб. | -6737 | 98,87 | ||
Рентабельность продаж, % | 6,38 | 7,64 | 1,26 п.п. | - |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. | 4672378,5 | 1339076,5 | 128,66 | |
Среднесписочная численность работников, чел. | 114,34 | |||
Среднемесячная заработная плата, млн. руб. | 7,25 | 8,12 | 0,87 | 112,00 |
Выручка на одного работающего, млн. руб. | 1080,82 | 1332,18 | 251,36 | 123,26 |
Фондоотдача, руб. | 4,86 | 5,32 | 0,46 | 109,47 |
Торговая площадь, кв. м. | 111,61 | |||
Товарооборот на 1 кв. м., млн. руб. | 419,69 | 523,45 | 103,76 | 124,72 |
Источник: собственная разработка на основании данных ООО«Евроопт».
По данным, представленным в таблице 2.1, видно, что валовой товарооборот организации в 2015 году вырос относительно 2014 года на 9290502 млн. руб. или на 40,94 % и составил 31985632 млн. руб. Стоит обратить внимание на тот факт, что в исследуемом периоде наблюдается рост как оптового, так и розничного товарооборота организации. Однако, оптовый товарооборот увеличивался большими темпами, чем розничный товарооборот. Так, оптовый товарооборот увеличился в 2015 году на 1299473 млн. руб. или на 56,14 % и составил 8110984 млн. руб., розничный товарооборот – на 7991029 млн. руб. или на 39,21 % и составил 28371255 млн. руб.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что расходы на реализацию увеличились большими темпами, чем валовой товарооборот ООО«Евроторг», что сказалось на динамике уровня расходов на реализацию. Так, уровень данных расходов вырос в 2015 году на 0,84 п.п. и составил 17,72 % Данная тенденция является отрицательной в деятельности торговой организации и свидетельствует о необходимости поиска резервов снижения затрат.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг в 2015 году увеличилась на 996616 млн. руб. или на 68,85 % и составила 2444063 млн. руб., что является положительной тенденцией в деятельности торговой организации. Рост прибыли от реализации продукции ООО«Евроторг» отразился на динамике такого показателя, как рентабельность продаж, который увеличился в 2015 году на 1,26 п.п. и составил 7,64 %.
Исследуемый период деятельности ООО«Евроторг» можно охарактеризовать ростом среднесписочной численности персонала. Так, в абсолютном выражении численность персонала выросла на 3012 человек, в относительном – на 14,34 % и составила в 2015 году 24010 человек. Среднемесячная заработная плата персонала ООО«Евроторг» в 2015 году составила 8,12 млн. руб. что на 0,87 млн. руб. или на 12,0 % выше показателя в 2014 году. Стоит сказать о том, что темп роста среднемесячной заработной платы работников в 2015 году в ООО«Евроторг» был значительно ниже темпа роста показателя выручки на одного работника, которая увеличилась на 251,36 млн. руб. или на 23,26 % и составила 1332,18 млн. руб.
В 2015 году повысилась эффективность использования основных средств организации. Об этом свидетельствует динамика показателя фондоотдачи. Так, в 2015 году данный показатель вырос на 0,46 руб. или на 9,47 % и составил 5,32 руб., то есть средства, вкладываемые организацией в формирование основных средств стали окупаться быстрее.
Торговая площадь ООО«Евроторг» в 2015 году увеличилась, однако, несмотря на увеличение торговой площади организации, величина товарооборота на 1 кв. м. имеет положительную динамику, что является положительной тенденцией в работе организации. Так, в 2015 году товарооборот на 1 кв. м. торговой площади ООО«Евроторг» составил 523,45 млн. руб., что на 103,76 млн. руб. или на 24,72 % больше, чем в 2014 году.
Таким образом, на основании представленного анализа, можно сделать заключение о повышении эффективности деятельности ООО«Евроторг» в 2014 – 2015 годах.
Объектом нашего исследования в данной работе выступает магазин №760 ООО«Евроопт», основным и единственным видом деятельности которого является розничная торговля. Магазин расположен по адресу: пр-т Московский, 60А. Режим работы: ежедневно с 9.00 до 23.00. По специализации магазин универсальный, так как реализует широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Результаты деятельности магазина № 760 в 2015–2016 годах характеризуется следующими показателями, представленными в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Основные показатели торговой деятельности магазина ООО«Евроопт» № 760
Показатели | Годы | Абсолютные изменения | Темп роста, % | |
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг без НДС, тыс. руб. | 110303.98 | 156319,32 | 46015.34 | 141.71 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, тыс. руб. | 110103,98 | 156069,32 | 45965,34 | 141,74 |
Валовая прибыль, млн. руб. | 200,00 | 250,00 | 50,00 | 125,00 |
Численность работников | 101,13 | |||
Производительность труда | 1850,95 | 2869,93 | 1018,98 | 115,59 |
Средняя заработная плата, руб. | 420,38 | 450,25 | 29,87 | 107,10 |
Источник: собственная разработка на основе данных ООО«Евроопт».
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что, выручка от реализации в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросла на 46015,34 тыс. руб. или на 41,71 %, что было связано с ростом цен на товары. Валовая прибыль в 2016 году составил 250,00 тыс. руб., что на 50,00 тыс. руб. больше по сравнению с 2015 годом. При этом численность работников в 2016 году составила 159 человек, это на 19 человек больше, чем в предыдущем году. Производительность труда больше в 2016 год на 1018,98,а это на 15,59 % больше чем в прошлом году. Средняя заработная плата в 2016 году по сравнению с предыдущем годом увеличилась на 29,87 рублей. Все это говорит, что финансово-экономические показатели в 2016 году возросли по сравнению с 2015 годом.
Высокие торговые показатели магазина обеспечиваются во многом за счет того, что магазин имеет хорошее расположение, так как возле магазина находятся 3 детских сада, 3 школы, а также жилая зона, что обеспечивает широкий покупательский спрос. Для удобства покупателей также имеются: подъездная дорожка для детских колясок и инвалидов, достаточно большая автомобильная стоянка.
Далее проведем анализ розничного товарооборота в магазине № 760 ООО«Евроопт» в 2015 – 2016 гг.