Анализ динамики и структуры товарооборота магазина




 

Розничный товарооборот – это объем продаж товаров конечным потребителям, то есть физическим лицам (населению), которые приобретают их для собственного потребления. Как было ранее сказано, магазин реализует продовольственные и непродовольственные товары. Представим в таблице 2.3 динамику товарооборота магазина № 760 ООО«Евроопт» в разрезе указанных групп.

 

Таблица 2.3 – Динамика товарооборота магазина № 760 ООО«Евроопт» в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров

В тыс. руб.

Вид товаров 2015 г.   2016 г   Абсолютное отклонение Темп роста, %
         
Продовольственные товары 207038,27 373063,9 622344,94 180,19

 

Окончание таблицы 2.3

Непродовольственные товары 52094,75 83255,42 31160,67 159,81
Итого 259133,02 456319,32 197186,3 176,09

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

При анализе динамики товарооборота видно, что товарооборот непродовольственных товаров вырос в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 59,81%, а товарооборот продовольственных товаров вырос на 80,19 %.

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в целом за 2016 год абсолютный рост товарооборота по продовольственным товарам (622344,94 тыс. руб.) был выше, чем рост продаж непродовольственных товаров (31160,67 тыс. руб.).

Структура товарооборота магазина № 760 по видам товаров представлена в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Структура товарооборота магазина № 760 В %

Вид товаров 2015 год 2016 год Отклонение, п.п
       
Непродовольственные товары   6,5 0,5
Продовольственные товары   93,5 -0,5
Итого     -

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

По данным таблицы 2.4 можно сделать вывод, что товарооборот продовольственных товаров преобладает и составляет 93,5 % в 2016 году от общего товарооборота и 94% в 2014 году. Доля непродовольственных товаров в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросла на 0,5 п.п. и составила 6,5 % общего товарооборота магазина.

Продажа продовольственных и непродовольственных товаров контролируется«Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания», разработаны в соответствии с Законами Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 10, 2/839) и от 28 июля 2003 года "О торговле" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 87, 2/981) и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, осуществлении общественного питания.

В таблице 2.5 проанализируем развитие товарооборота магазина № 760по кварталам за 2015-2016 гг.

 

Таблица 2.5 –Динамикаи структура товарооборота магазина ООО«Евроопт» № 760 по кварталам 2015-2016 гг.

Кварталы 2015 год 2016 год Отклонение   Темп роста,%
сумма, тыс. руб. удель-ный вес, % сумма, тыс. руб. удель-ный вес, % суммы, тыс. руб. удельного веса, п.п.
               
1-й 53698,164 20,72 110591,23 24,24 56893,066 28,85 105,94
2-й 69572,328 26,85 112463,11 24,65 42890,782 21,75 161,65
3-й 70425,417 27,18 114128,52 25,01 43703,103 22,16 162,05
4-й 65437,111 25,25 119136,46 26,10 53699,35 27,23 182,06
Всего за год 259133,02   456319,32   197186,3 - 152,9

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Из таблицы следует, что в динамике наибольшее увеличение товарооборота магазина № 760 ООО«Евроопт» произошло в первом квартале (на 56893,066 тыс. руб. или на 5,9 %) и в четвертом квартале (на 53699,35 тыс. руб. или на 82,06 %). В третьем квартале наблюдается небольшое снижение товарооборота (на 43703,103 тыс. руб. или на 62,05 %). Во втором квартале товарооборот увеличился на 42890,782 тыс. руб. или на 61,65 %

В 2015 году наибольший объем продаж достигнут в третьем квартале (27,18 % годового товарооборота), наименьший – в первом квартале (20,72 % годового товарооборота). В 2016 году наибольший вклад в годовой товарооборот обеспечен в четвертом квартале (26,10 %), наименьший – в первом квартале (24,24 %).

Анализ динамики товарооборота магазина №760по основным товарным группам продовольственных товаров представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6 – Динамика товарооборота по основным товарным группам в магазине №760 ООО«Евроопт»

Вид товара 2015 г. 2016 г. Абсолютное отклонение Темп роста, %
         
Алкогольная продукция 28350,04 42750,19 14400,15 150,8
Бакалея 15372,07 23076,72 7704,65 150,12
Безалкогольные напитки и соки 9339,64 17683,87 8344,23 189,34
Детское питание 2216,54 6878,28 4661,74 310,31
Кондитерские изделия 13710,58 23279,17 9568,59 169,79
Молочная продукция 27245,85 53314,22 26068,37 195,67
Пищевые жиры 3711,82 6586,24 2874,42 177,43
Мясные консервы 384,28 574,3 190,02 149,44
Мясная гастрономия 19032,47 35991,28 16958,81 189,10
Продукты животного происхождения 2870,69 6370,32 3499,63 221,9
Продукты глубокой заморозки 1583,75 4713,02 3129,3 297,59
Продукция растениеводства 14970,75 28938,42 13967,67 193,29
Рыба, рыбные товары, морепродукты 8828,65 16003,50 7174,84 181,2
Хлебобулочные изд. 3846,50 7679,04 3832,53 199,6
Собственное производство 45317,64 79830,28 34512,63 176,1
Чай, кофе, какао, сухие сливки 5698,49 10965,42 5266,93 192,4
Приправы, специи 1409,87 2905,27 1495,40  
Орехи, фрукты, сухофрукты 1898,90 3376,19 1477,28 177,7
Здоровое питание 1249,74 2148,17 898,43 171,8
Итого продовольственных товаров 207038,27 373063,9 622344,94 180,19
Непродовольственные товары 52094,75 83255,42 31160,67 159,81
Итого 259133,02 456319,32 197186,3 186,09

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Можно сделать вывод, что розничный товарооборот 2016 года по сравнению с 2015 годом вырос на 186,09 %. Большое влияние на рост товарооборота повлияло увеличение розничных цен на товары, также увеличение покупательского потока за счет эффективной рекламы.

На основании данных таблицы 2.6 представим структуру товарооборота п товаров в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 – Структура товарооборота основных групп продовольственных товаров за 2015 – 2016 гг. В %

Товарная группа 2015 г. 2016 г. Отклонение, п.п.
       
Алкогольная продукция 10.5 11.5 +1
Бакалея 8,3 8,4 +0,1
Безалкогольные напитки и соки 7,7 6,9 -0.8
Детское питание 3,5 3,4 -0,1
Кондитерские изделия 3,4 3,7 +0,3
Молочная продукция 8,4 8,5 +0,1
Пищевые жиры 3,2 2,3 -0.9
Мясные консервы 4,6 4,6  
Мясная гастрономия 3,1 2,3 -0.8
Продукты животного происхождения 2,4 2,4 -
Продукты глубокой заморозки 3,5 3,7 +0,2
Продукция растениеводства 2,7 2,6 -0,1
Рыба, рыбные товары, морепродукты 2,4 2,3 -0,1
Хлебобулочные изделия 5,5 5,5  
Собственное производство 4,5 4,7 +0,2
Чай, кофе, какао, сухие сливки 3,9   +0,1
Приправы, специи 1,9   +0,1
Орехи, фрукты, сухофрукты 2,5 2.7 -0,1
Здоровое питание 2,7 2,8 +0,1
Непродовольственные товары 15,3 16,7 +1,4
Итого      

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре ассортимента товаров в 2015 году имеют следующие товарные группы: алкогольная продукция 10.5%, хлебобулочные изделия 5,5%, собственное производство 4,5%; рыба, рыбные товары, морепродукты 2,4%.

Наименьший удельный вес в 2015 году имеют следующие группы: приправы и специи 2%; чай, кофе, какао 3%; рыба, рыбные товары, морепродукты 2,3%.

Представим структуру товарооборота в разрезе основных групп непродовольственных товаров в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Структура товарооборота основных групп непродовольственных товаров В %

Товарная группа Год Год Абсолютное отклонение, п.п.
       
Парфюмерно-косметические товары и туалетные принадлежности 0,9 1,4 0,5
Чулочно-носочные изделия 0,2 0,3 0,1
СМС 0,3 0,3 0,0
Игры и игрушки 0,6 0,7 0,1
Домашняя утварь 0,4 0,4 0,0
Газеты и журналы 0,2 0,2 0,0
Бумажно-беловые товары 0,4 0,4 0,0
Канцелярские товары 0,1 0,1 0,0
Чистящие товары 0,3 0,3 0,0
Бытовые электрические приборы 0,1 0,1 0,0
Товары и корма для домашних животных 0,2 0,4 0,2
Прочие непродовольственные товары 2,3 1,9 -0,4
Непродовольственные товары –всего 6,0 6,5 0,5
Всего 100,0 100,0 0,0

Источник: собственная разработка по данным организации

Анализируя структуру товарооборота основных групп непродовольственных товаров можно увидеть, что наибольший удельный вес в общем товарообороте за 2016 год имеют парфюмерно-косметические товары и туалетные принадлежности – 1,4 %. Их доля выросла по сравнению с предыдущим годом на 0,5 п.п.

Прочие непродовольственные товары в 2016 году занимали 1,9 % в общем товарообороте, что на 0,4 п.п. меньше, чем в 2015 году. Структура товарооборота измениласьне значительно по таким группам как: чулочно-носочные изделия, игры и игрушки – рост удельного веса составил 0,1 п.п.; товары для домашних животных – 0,2 п.п.

В целом непродовольственные товары в 2016 году составляли 6,5 % розничного товарооборота магазина, что на 0,5 п.п. больше по сравнению с 2015 годом.

От товарооборота зависит доход торговой организации.

Доход — это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: