Розничный товарооборот – это объем продаж товаров конечным потребителям, то есть физическим лицам (населению), которые приобретают их для собственного потребления. Как было ранее сказано, магазин реализует продовольственные и непродовольственные товары. Представим в таблице 2.3 динамику товарооборота магазина № 760 ООО«Евроопт» в разрезе указанных групп.
Таблица 2.3 – Динамика товарооборота магазина № 760 ООО«Евроопт» в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров
В тыс. руб.
Вид товаров | 2015 г. | 2016 г | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
Продовольственные товары | 207038,27 | 373063,9 | 622344,94 | 180,19 |
Окончание таблицы 2.3
Непродовольственные товары | 52094,75 | 83255,42 | 31160,67 | 159,81 |
Итого | 259133,02 | 456319,32 | 197186,3 | 176,09 |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
При анализе динамики товарооборота видно, что товарооборот непродовольственных товаров вырос в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 59,81%, а товарооборот продовольственных товаров вырос на 80,19 %.
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в целом за 2016 год абсолютный рост товарооборота по продовольственным товарам (622344,94 тыс. руб.) был выше, чем рост продаж непродовольственных товаров (31160,67 тыс. руб.).
Структура товарооборота магазина № 760 по видам товаров представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Структура товарооборота магазина № 760 В %
Вид товаров | 2015 год | 2016 год | Отклонение, п.п |
Непродовольственные товары | 6,5 | 0,5 | |
Продовольственные товары | 93,5 | -0,5 | |
Итого | - |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
По данным таблицы 2.4 можно сделать вывод, что товарооборот продовольственных товаров преобладает и составляет 93,5 % в 2016 году от общего товарооборота и 94% – в 2014 году. Доля непродовольственных товаров в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросла на 0,5 п.п. и составила 6,5 % общего товарооборота магазина.
|
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров контролируется«Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания», разработаны в соответствии с Законами Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 10, 2/839) и от 28 июля 2003 года "О торговле" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 87, 2/981) и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, осуществлении общественного питания.
В таблице 2.5 проанализируем развитие товарооборота магазина № 760по кварталам за 2015-2016 гг.
Таблица 2.5 –Динамикаи структура товарооборота магазина ООО«Евроопт» № 760 по кварталам 2015-2016 гг.
Кварталы | 2015 год | 2016 год | Отклонение | Темп роста,% | |||
сумма, тыс. руб. | удель-ный вес, % | сумма, тыс. руб. | удель-ный вес, % | суммы, тыс. руб. | удельного веса, п.п. | ||
1-й | 53698,164 | 20,72 | 110591,23 | 24,24 | 56893,066 | 28,85 | 105,94 |
2-й | 69572,328 | 26,85 | 112463,11 | 24,65 | 42890,782 | 21,75 | 161,65 |
3-й | 70425,417 | 27,18 | 114128,52 | 25,01 | 43703,103 | 22,16 | 162,05 |
4-й | 65437,111 | 25,25 | 119136,46 | 26,10 | 53699,35 | 27,23 | 182,06 |
Всего за год | 259133,02 | 456319,32 | 197186,3 | - | 152,9 |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
|
Из таблицы следует, что в динамике наибольшее увеличение товарооборота магазина № 760 ООО«Евроопт» произошло в первом квартале (на 56893,066 тыс. руб. или на 5,9 %) и в четвертом квартале (на 53699,35 тыс. руб. или на 82,06 %). В третьем квартале наблюдается небольшое снижение товарооборота (на 43703,103 тыс. руб. или на 62,05 %). Во втором квартале товарооборот увеличился на 42890,782 тыс. руб. или на 61,65 %
В 2015 году наибольший объем продаж достигнут в третьем квартале (27,18 % годового товарооборота), наименьший – в первом квартале (20,72 % годового товарооборота). В 2016 году наибольший вклад в годовой товарооборот обеспечен в четвертом квартале (26,10 %), наименьший – в первом квартале (24,24 %).
Анализ динамики товарооборота магазина №760по основным товарным группам продовольственных товаров представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Динамика товарооборота по основным товарным группам в магазине №760 ООО«Евроопт»
Вид товара | 2015 г. | 2016 г. | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
Алкогольная продукция | 28350,04 | 42750,19 | 14400,15 | 150,8 |
Бакалея | 15372,07 | 23076,72 | 7704,65 | 150,12 |
Безалкогольные напитки и соки | 9339,64 | 17683,87 | 8344,23 | 189,34 |
Детское питание | 2216,54 | 6878,28 | 4661,74 | 310,31 |
Кондитерские изделия | 13710,58 | 23279,17 | 9568,59 | 169,79 |
Молочная продукция | 27245,85 | 53314,22 | 26068,37 | 195,67 |
Пищевые жиры | 3711,82 | 6586,24 | 2874,42 | 177,43 |
Мясные консервы | 384,28 | 574,3 | 190,02 | 149,44 |
Мясная гастрономия | 19032,47 | 35991,28 | 16958,81 | 189,10 |
Продукты животного происхождения | 2870,69 | 6370,32 | 3499,63 | 221,9 |
Продукты глубокой заморозки | 1583,75 | 4713,02 | 3129,3 | 297,59 |
Продукция растениеводства | 14970,75 | 28938,42 | 13967,67 | 193,29 |
Рыба, рыбные товары, морепродукты | 8828,65 | 16003,50 | 7174,84 | 181,2 |
Хлебобулочные изд. | 3846,50 | 7679,04 | 3832,53 | 199,6 |
Собственное производство | 45317,64 | 79830,28 | 34512,63 | 176,1 |
Чай, кофе, какао, сухие сливки | 5698,49 | 10965,42 | 5266,93 | 192,4 |
Приправы, специи | 1409,87 | 2905,27 | 1495,40 | |
Орехи, фрукты, сухофрукты | 1898,90 | 3376,19 | 1477,28 | 177,7 |
Здоровое питание | 1249,74 | 2148,17 | 898,43 | 171,8 |
Итого продовольственных товаров | 207038,27 | 373063,9 | 622344,94 | 180,19 |
Непродовольственные товары | 52094,75 | 83255,42 | 31160,67 | 159,81 |
Итого | 259133,02 | 456319,32 | 197186,3 | 186,09 |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
|
Можно сделать вывод, что розничный товарооборот 2016 года по сравнению с 2015 годом вырос на 186,09 %. Большое влияние на рост товарооборота повлияло увеличение розничных цен на товары, также увеличение покупательского потока за счет эффективной рекламы.
На основании данных таблицы 2.6 представим структуру товарооборота п товаров в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Структура товарооборота основных групп продовольственных товаров за 2015 – 2016 гг. В %
Товарная группа | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение, п.п. |
Алкогольная продукция | 10.5 | 11.5 | +1 |
Бакалея | 8,3 | 8,4 | +0,1 |
Безалкогольные напитки и соки | 7,7 | 6,9 | -0.8 |
Детское питание | 3,5 | 3,4 | -0,1 |
Кондитерские изделия | 3,4 | 3,7 | +0,3 |
Молочная продукция | 8,4 | 8,5 | +0,1 |
Пищевые жиры | 3,2 | 2,3 | -0.9 |
Мясные консервы | 4,6 | 4,6 | |
Мясная гастрономия | 3,1 | 2,3 | -0.8 |
Продукты животного происхождения | 2,4 | 2,4 | - |
Продукты глубокой заморозки | 3,5 | 3,7 | +0,2 |
Продукция растениеводства | 2,7 | 2,6 | -0,1 |
Рыба, рыбные товары, морепродукты | 2,4 | 2,3 | -0,1 |
Хлебобулочные изделия | 5,5 | 5,5 | |
Собственное производство | 4,5 | 4,7 | +0,2 |
Чай, кофе, какао, сухие сливки | 3,9 | +0,1 | |
Приправы, специи | 1,9 | +0,1 | |
Орехи, фрукты, сухофрукты | 2,5 | 2.7 | -0,1 |
Здоровое питание | 2,7 | 2,8 | +0,1 |
Непродовольственные товары | 15,3 | 16,7 | +1,4 |
Итого |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре ассортимента товаров в 2015 году имеют следующие товарные группы: алкогольная продукция 10.5%, хлебобулочные изделия 5,5%, собственное производство 4,5%; рыба, рыбные товары, морепродукты 2,4%.
Наименьший удельный вес в 2015 году имеют следующие группы: приправы и специи 2%; чай, кофе, какао 3%; рыба, рыбные товары, морепродукты 2,3%.
Представим структуру товарооборота в разрезе основных групп непродовольственных товаров в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Структура товарооборота основных групп непродовольственных товаров В %
Товарная группа | Год | Год | Абсолютное отклонение, п.п. |
Парфюмерно-косметические товары и туалетные принадлежности | 0,9 | 1,4 | 0,5 |
Чулочно-носочные изделия | 0,2 | 0,3 | 0,1 |
СМС | 0,3 | 0,3 | 0,0 |
Игры и игрушки | 0,6 | 0,7 | 0,1 |
Домашняя утварь | 0,4 | 0,4 | 0,0 |
Газеты и журналы | 0,2 | 0,2 | 0,0 |
Бумажно-беловые товары | 0,4 | 0,4 | 0,0 |
Канцелярские товары | 0,1 | 0,1 | 0,0 |
Чистящие товары | 0,3 | 0,3 | 0,0 |
Бытовые электрические приборы | 0,1 | 0,1 | 0,0 |
Товары и корма для домашних животных | 0,2 | 0,4 | 0,2 |
Прочие непродовольственные товары | 2,3 | 1,9 | -0,4 |
Непродовольственные товары –всего | 6,0 | 6,5 | 0,5 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 0,0 |
Источник: собственная разработка по данным организации
Анализируя структуру товарооборота основных групп непродовольственных товаров можно увидеть, что наибольший удельный вес в общем товарообороте за 2016 год имеют парфюмерно-косметические товары и туалетные принадлежности – 1,4 %. Их доля выросла по сравнению с предыдущим годом на 0,5 п.п.
Прочие непродовольственные товары в 2016 году занимали 1,9 % в общем товарообороте, что на 0,4 п.п. меньше, чем в 2015 году. Структура товарооборота измениласьне значительно по таким группам как: чулочно-носочные изделия, игры и игрушки – рост удельного веса составил 0,1 п.п.; товары для домашних животных – 0,2 п.п.
В целом непродовольственные товары в 2016 году составляли 6,5 % розничного товарооборота магазина, что на 0,5 п.п. больше по сравнению с 2015 годом.
От товарооборота зависит доход торговой организации.
Доход — это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.