Товарные запасы занимают важное место в товарном балансе розничных торговых предприятий.
С увеличением объема товарооборота товарные запасы увеличиваются, однако, более медленными темпами, чем рост товарооборота.
Товарооборачиваемость (скорость обращения товаров) – время, необходимое для полного обновления запаса, или количество дней, за которые оборачивается средний товарный запас. Она измеряется двумя показателями: продолжительностью одного оборота и количеством оборотов, совершенных товарными запасами за исследуемый период.
Товарные запасы – продукция, находящаяся в сфере обращения (на складах производственных предприятий, торговых и сбытовых организаци, в розничной торговой сети и впути) и предназначенная для реализации. По назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли.
Для проведения анализа товарных запасов магазина № 760 ООО«Евроопт» рассчитаем средние размеры товарных запасов за 2015 и 2016 годы. Данные представим в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Анализ товарных запасов магазина №760 ООО«Евроопт»
Товарная группа | 2015г. | 2016 г. | Изменения за год, тыс.руб | |||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | 2015 г. | 2016 г. | |
Алкогольная продукция | 5385,57 | 5880,64 | 5908,7 | 6035,5 | 495,07 | 126,8 |
Бакалея | 1580,50 | 1603,43 | 1703,2 | 1805,4 | 22,93 | 102,4 |
Безалкогольные напитки Соки | 729,45 | 745,68 | 785,4 | 828,1 | 16,23 | 42,7 |
Детское питание | 619,25 | 781,36 | 803,26 | 912,5 | 162,11 | 109,24 |
Кондитерские изделия | 2434,18 | 2579,55 | 3006,4 | 3311,5 | 145,37 | 305,1 |
Молочная продукция | 1402,06 | 1540,34 | 1609,6 | 1732,5 | 138,28 | 122,9 |
Пищевые жиры | 278,05 | 306,42 | 314,1 | 422,4 | 28,37 | 108,3 |
Мясные консервы | 33,79 | 35,48 | 33,4 | 39,7 | 1,69 | 6,3 |
Мясная гастрономия | 774,32 | 898,35 | 925,6 | 1052,3 | 124,03 | 126,7 |
Продукты животного происхождения | 176,15 | 210,08 | 218,5 | 263,2 | 33,93 | 44,7 |
Продукты глубокой заморозки | 154,46 | 180,59 | 183,5 | 216,6 | 26,13 | 33,1 |
Продукция растениеводства | 347,21 | 353,85 | 370,37 | 383,3 | 6,64 | 12,93 |
Рыба, рыбные товары, Морепродукты | 953,71 | 962,73 | 978,9 | 996,3 | 9,02 | 17,4 |
Хлебобулочные изделия | 44,88 | 48,65 | 52,7 | 3,85 | 19,3 | |
Собственное производство | 1435,50 | 1622,38 | 1731,6 | 1949,2 | 183,88 | 217,6 |
Чай, кофе, какао, сухие сливки | 1127,20 | 1302,57 | 1350,4 | 1509,2 | 175,37 | 158,8 |
Приправы, специи | 338,4 | 355,46 | 374,8 | 390,4 | 17,06 | 15,6 |
Орехи, фрукты, сухофрукты | 335,06 | 344,03 | 355,2 | 369,8 | 8,97 | 14,6 |
Здоровое питание | 243,61 | 284,69 | 305,1 | 317,5 | 41,08 | 12,4 |
Непродовольственные товары | 13174,75 | 14237,64 | 14453,5 | 16008,4 | 1062,89 | 1554,6 |
Итого: | 31568,1 | 34273,92 | 35464,23 | 38615,8 | 2702,9 |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
|
Из данных таблицы можно сделать вывод, что при увеличении объема товарооборота: алкогольной продукции, хлебобулочных изделий, приправ и специй и др., средние товарные запасы уменьшаются.
Из данных таблицы 2.9 видно, что в 2016 году основную долю в продовольственных товарах занимают следующие ассортиментные позиции: Молочная продукция (12,2), алкогольная продукция (9,1) и группа непродовольственных товаров (16,7).
Дальнейший анализ товарных запасов строится на расчётах длительности одного оборота. Это позволит нам выявить те товарные группы, по которым произошло замедление товарооборачиваемости. Результаты проведённых расчётов отразим в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Динамика оборачиваемости товарных запасов магазина за 2015-2016 гг.
|
Товары и товарные группы | Длительность 1 оборота, дни | Ускорение/замедление | ||
2015 г. | 2016 г. | |||
Алкогольная продукция | -1 | |||
Бакалея | 10,6 | 9,8 | -0.8 | |
Безалкогольные напитки и Соки | 8.4 | -0.6 | ||
Детское питание | 7,9 | 7,3 | -0,6 | |
Кондитерские изделия | 6,2 | 5,8 | 0,4 | |
Молочная продукция | 2,3 | 2,2 | -0,1 | |
Пищевые жиры | 4,6 | 4,2 | -0,4 | |
Мясные консервы | 7,3 | 7,3 | ||
Мясная гастрономия | 3,2 | 3,2 | ||
Продукты животного происхождения | 1,5 | 1,7 | +0,2 | |
Продукты глубокой заморозки | 0,9 | 0,8 | -0,1 | |
Продукция растениеводства | 5,3 | 5,8 | +0,5 | |
Рыба, рыбные товары, Морепродукты | 3,7 | 3,7 | ||
Хлебобулочные изделия | 1,5 | 1,9 | +0,4 |
Окончание таблицы 2.10
Собственное производство | 2.7 | 1,8 | -0,9 |
Чай, кофе, какао, сухие сливки | 7,5 | 7,7 | +0,2 |
Приправы, специи | 0,8 | 0,9 | 0,1 |
Орехи, фрукты, сухофрукты | 7,4 | 6,4 | -1 |
Здоровое питание | 5,3 | 4,4 | -0,9 |
Непродовольственные товары | 6,3 | 5,7 | -0.6 |
Итого |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Проанализировав полученные данные анализа оборачиваемости товарных запасов, можно сделать вывод, что длительность 1 оборота в 2015 составила 7 дней, а в 2016 году она ускорилась на 2 дня и составила 5 дней.
На скорость товарного обращения и розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов. Исходная информация для оценки влияния факторов на товарооборот магазина № 760 представлена в таблице 2.10.
На товарооборот также влияет размер торговой надбавки (таблица 2.11).
|
По данным таблицы 2.11 можно сделать вывод, что наименьшая торговая надбавка была установлена на молоко и молочную продукцию – 14-15 %, так как эта продукция является социально значимым товаром. Самые высокие торговые надбавки применяются в отношении непродовольственных товаров – торговая надбавка составляет от 31 % до 60 %, размер ее зависит от поставщика товара и спроса на товар.
Таблица 2.11 –Средний размер торговой надбавки по некоторым видам товаров
Товарная группа | Торговая надбавка, % |
Фрукты, ягоды свежие | |
Овощи свежие | |
Мясо | |
Мясные продукты |
Окончание таблицы 2.11
Консервы мясные | |
Рыба | |
Хлеб, хлебобулочные изделия | |
Детское питание | |
Майонез | |
Молоко и молочная продукция | 14-15 |
Сыр | |
Яйца | |
Чай, кофе | |
Мука | 21-25 |
Соль | |
Сахар | |
Ликеро-водочные изделия | 30-35 |
Фруктовые и овощные соки | |
Минеральная вода | |
Безалкогольные напитки | |
Табачные изделия | |
Непродовольственные товары | 31-60 |
Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Торговые надбавки на товары, реализуемые в магазине № 760, устанавливает отдел ценообразования ООО«Евроопт».
Анализ ценовой политики
Ценовая политика - это комплекс правил, принципов и методов, в соответствии с которыми предприятие определяет стоимость своей продукции или услуг.
Ценовая политика складывается из двух основных компонентов, а именно - стратегии и тактики касательно ценообразования. Говоря о первом элементе, стоит отметить, что он подразумевает долгосрочное позиционирование продукта в условиях рынка. Здесь важно определиться с ценовым сегментом, а также выбрать методику, которая будет использоваться при определении стоимости. Тактика ценообразования подразумевает разработку краткосрочных мер, которые обеспечат эффективные продажи в данный конкретный промежуток времени. Ценовая политика должна постоянно корректироваться в зависимости от изменения ситуации на рынке. Это не просто метод получения прибыли, но также и достаточно сильный аргумент в процессе конкурентной борьбы. Цена должна быть установлена таким образом, чтобы она одновременно удовлетворяла потребителя и обеспечивала достойный уровень прибыли предпринимателю.