Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.




Товарные запасы занимают важное место в товарном балансе розничных торговых предприятий.

С увеличением объема товарооборота товарные запасы увеличиваются, однако, более медленными темпами, чем рост товарооборота.

Товарооборачиваемость (скорость обращения товаров) – время, необходимое для полного обновления запаса, или количество дней, за которые оборачивается средний товарный запас. Она измеряется двумя показателями: продолжительностью одного оборота и количеством оборотов, совершенных товарными запасами за исследуемый период.

Товарные запасы – продукция, находящаяся в сфере обращения (на складах производственных предприятий, торговых и сбытовых организаци, в розничной торговой сети и впути) и предназначенная для реализации. По назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли.

Для проведения анализа товарных запасов магазина № 760 ООО«Евроопт» рассчитаем средние размеры товарных запасов за 2015 и 2016 годы. Данные представим в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 – Анализ товарных запасов магазина №760 ООО«Евроопт»

Товарная группа 2015г. 2016 г. Изменения за год, тыс.руб
На начало года На конец года На начало года На конец года 2015 г. 2016 г.
             
Алкогольная продукция 5385,57 5880,64 5908,7 6035,5 495,07 126,8
Бакалея 1580,50 1603,43 1703,2 1805,4 22,93 102,4
Безалкогольные напитки Соки 729,45 745,68 785,4 828,1 16,23 42,7
Детское питание 619,25 781,36 803,26 912,5 162,11 109,24
Кондитерские изделия 2434,18 2579,55 3006,4 3311,5 145,37 305,1
Молочная продукция 1402,06 1540,34 1609,6 1732,5 138,28 122,9
Пищевые жиры 278,05 306,42 314,1 422,4 28,37 108,3
Мясные консервы 33,79 35,48 33,4 39,7 1,69 6,3
Мясная гастрономия 774,32 898,35 925,6 1052,3 124,03 126,7
Продукты животного происхождения 176,15 210,08 218,5 263,2 33,93 44,7
Продукты глубокой заморозки 154,46 180,59 183,5 216,6 26,13 33,1
Продукция растениеводства 347,21 353,85 370,37 383,3 6,64 12,93
Рыба, рыбные товары, Морепродукты 953,71 962,73 978,9 996,3 9,02 17,4
Хлебобулочные изделия 44,88 48,65 52,7   3,85 19,3
Собственное производство 1435,50 1622,38 1731,6 1949,2 183,88 217,6
Чай, кофе, какао, сухие сливки 1127,20 1302,57 1350,4 1509,2 175,37 158,8
Приправы, специи 338,4 355,46 374,8 390,4 17,06 15,6
Орехи, фрукты, сухофрукты 335,06 344,03 355,2 369,8 8,97 14,6
Здоровое питание 243,61 284,69 305,1 317,5 41,08 12,4
Непродовольственные товары 13174,75 14237,64 14453,5 16008,4 1062,89 1554,6
Итого: 31568,1 34273,92 35464,23 38615,8 2702,9  

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Из данных таблицы можно сделать вывод, что при увеличении объема товарооборота: алкогольной продукции, хлебобулочных изделий, приправ и специй и др., средние товарные запасы уменьшаются.

Из данных таблицы 2.9 видно, что в 2016 году основную долю в продовольственных товарах занимают следующие ассортиментные позиции: Молочная продукция (12,2), алкогольная продукция (9,1) и группа непродовольственных товаров (16,7).

Дальнейший анализ товарных запасов строится на расчётах длительности одного оборота. Это позволит нам выявить те товарные группы, по которым произошло замедление товарооборачиваемости. Результаты проведённых расчётов отразим в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 - Динамика оборачиваемости товарных запасов магазина за 2015-2016 гг.

Товары и товарные группы Длительность 1 оборота, дни Ускорение/замедление
2015 г. 2016 г.
       
Алкогольная продукция     -1  
Бакалея 10,6 9,8 -0.8  
Безалкогольные напитки и Соки   8.4 -0.6  
Детское питание 7,9 7,3 -0,6  
Кондитерские изделия 6,2 5,8 0,4  
Молочная продукция 2,3 2,2 -0,1  
Пищевые жиры 4,6 4,2 -0,4  
Мясные консервы 7,3 7,3    
Мясная гастрономия 3,2 3,2    
Продукты животного происхождения 1,5 1,7 +0,2  
Продукты глубокой заморозки 0,9 0,8 -0,1  
Продукция растениеводства 5,3 5,8 +0,5  
Рыба, рыбные товары, Морепродукты 3,7 3,7    
Хлебобулочные изделия 1,5 1,9 +0,4  

 

Окончание таблицы 2.10

Собственное производство 2.7 1,8 -0,9
Чай, кофе, какао, сухие сливки 7,5 7,7 +0,2
Приправы, специи 0,8 0,9 0,1
Орехи, фрукты, сухофрукты 7,4 6,4 -1
Здоровое питание 5,3 4,4 -0,9
Непродовольственные товары 6,3 5,7 -0.6
Итого      

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Проанализировав полученные данные анализа оборачиваемости товарных запасов, можно сделать вывод, что длительность 1 оборота в 2015 составила 7 дней, а в 2016 году она ускорилась на 2 дня и составила 5 дней.

На скорость товарного обращения и розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов. Исходная информация для оценки влияния факторов на товарооборот магазина № 760 представлена в таблице 2.10.

На товарооборот также влияет размер торговой надбавки (таблица 2.11).

По данным таблицы 2.11 можно сделать вывод, что наименьшая торговая надбавка была установлена на молоко и молочную продукцию 14-15 %, так как эта продукция является социально значимым товаром. Самые высокие торговые надбавки применяются в отношении непродовольственных товаров торговая надбавка составляет от 31 % до 60 %, размер ее зависит от поставщика товара и спроса на товар.

 

Таблица 2.11 –Средний размер торговой надбавки по некоторым видам товаров

Товарная группа Торговая надбавка, %
   
Фрукты, ягоды свежие  
Овощи свежие  
Мясо  
Мясные продукты  

 

Окончание таблицы 2.11

Консервы мясные  
Рыба  
Хлеб, хлебобулочные изделия  
Детское питание  
Майонез  
Молоко и молочная продукция 14-15
Сыр  
Яйца  
Чай, кофе  
Мука 21-25
Соль  
Сахар  
Ликеро-водочные изделия 30-35
Фруктовые и овощные соки  
Минеральная вода  
Безалкогольные напитки  
Табачные изделия  
Непродовольственные товары 31-60

Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Торговые надбавки на товары, реализуемые в магазине № 760, устанавливает отдел ценообразования ООО«Евроопт».

Анализ ценовой политики

Ценовая политика - это комплекс правил, принципов и методов, в соответствии с которыми предприятие определяет стоимость своей продукции или услуг.

Ценовая политика складывается из двух основных компонентов, а именно - стратегии и тактики касательно ценообразования. Говоря о первом элементе, стоит отметить, что он подразумевает долгосрочное позиционирование продукта в условиях рынка. Здесь важно определиться с ценовым сегментом, а также выбрать методику, которая будет использоваться при определении стоимости. Тактика ценообразования подразумевает разработку краткосрочных мер, которые обеспечат эффективные продажи в данный конкретный промежуток времени. Ценовая политика должна постоянно корректироваться в зависимости от изменения ситуации на рынке. Это не просто метод получения прибыли, но также и достаточно сильный аргумент в процессе конкурентной борьбы. Цена должна быть установлена таким образом, чтобы она одновременно удовлетворяла потребителя и обеспечивала достойный уровень прибыли предпринимателю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: