Типы поведения в неформальной группе




 

Бейлз проанализировал процесс взаимодействия в группах, наблюдая за выполнением ролей в процессе вербальных и невербальных коммуникаций. Он выделил два типа поведения, необходимых для успешного существования группы: 1) поведение, направленное на решение задачи и 2) поведение члена группы, оказывающего поддержку другим членам группы.

Соответственно люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выполнять в группе следующие роли:

· инициато р предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, предлагает способы преодоления трудностей при решении задач;

· разработчик детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;

· координатор комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы;

· контролер направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;

· оценщик критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи;

· погонщик стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы создать больше уже сделанного.

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли:

· вдохновитель поддерживает начинания других, говорит о понимании чужих идей и мнений;

· гармонизатор служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, таким образом сохраняя в группе гармонию;

· примиритель поступается своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, таким образом поддерживая в группе гармонию;

· диспетчер создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;

· нормировщик формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;

· ведомый пассивно следует за группой, выступает как зритель и слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений [85, c. 29].

Важно ответить на вопрос: как возникают и усваиваются роли? По мнению Е. Борманна (E. Bormann), усвоение ролей происходит методом научения, известного как оперантное обусловливание. Ролевое научение происходит следующим образом: если человек демонстрирует некое поведение и получает за него вознаграждение, то это поведение, скорее всего, повторится. Если же продемонстрированное поведение игнорируется или наказывается, то вероятность его повторения значительно снижается.

Согласно модели Борманна, вознаграждаемое поведение закрепляется и его частота растет. Вместе с тем, поскольку одно и то же поведение в одних ситуациях может вознаграждаться, а в других – наказываться, важно помнить, что роли являются специфичными для группы. Если человек выполняет роль лидера в одной группе, то это не означает, что он будет лидером во всех группах, в которые он входит.

Формальные и неформальные структуры группы тесно связаны между собой, но не всегда синхронизированы, что может мешать нормальному функционированию группы. Формальная структура связана с правилами, законами, регламентациями. Наиболее формализованными организациями являются армейские подразделения. Поведение членов этих организаций регламентировано Уставом Вооруженных Сил государства. Поступки, которые в других организациях могут восприниматься просто как неподобающие, постыдные или аморальные, в армии могут стать предметом судебного разбирательства. Хирургическая бригада или бригада скорой помощи также являются ярким примером жесткой формализации структуры группы. Когда во время операции хирург отдает распоряжение или требует подать ему какой-либо инструмент, ассистенты и медсестры не ставят его действия под сомнения, не оспаривают их, не устраивают дискуссий.

Высокая степень формализованности требуется также для эффективной работы милицейских и пожарных подразделений. Все перечисленные виды групп объединяет то, что они выполняют свои задачи в чрезвычайных, стрессовых условиях.

Низкая степень формализованности характеризуется отсутствием прописанных правил и регламентаций. Хорошим примером таких групп являются подростковые группировки, в которых на первом месте стоит вопрос о завоевании популярности [65, с. 15–20].

 

Уровни развития группы

 

Групповая динамика складывается на основе групповых процессов и состояний и проявляется в виде групповых эффектов. Однако главным результатом является уровень, которого достигает группа в своем развитии.

Уровень развития группы – э то такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

На каждом из этих уровней определяющим является конкретный процесс и достигнутое состояние. На каждом уровне групповые эффекты имеют свою специфику и значение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: