Модели развития группы в зарубежной психологии




 

Зарубежные ученые подошли к идее развития группы несколько иначе. Однако они также считают, что знание стадий группового развития может повысить сплоченность группы и самоуважение ее членов, снизить напряженность и конфликтность в группе. В американской социальной психологии предложены две основные модели группового развития.

Первая модель разработана Л. Такманом и Г. Дженсеном (L. Tuckman, H. Jensen) в 1977 г. Они выделили пять стадий группового развития: 1) образование группы; 2) смятение; 3) разработка норм; 4) действие; 5) распад. По английски эти названия зарифмованы, чтобы их было легче запомнить: forming, storming, norming, performing, adjourning. К сожалению, названия некоторых стадий не совсем точно отражают состояние группы на данной стадии. Однако в этой модели описывается распад группы, о чем во второй модели не упоминается.

Вторая модель предложена Л. Коэном (L. Cohen) в 1980 г. Он выделяет также пять стадий: 1) членство; 2) разделение на подгруппы; 3) конфронтация; 4) индивидуальная дифференциация; 5) сотрудничество. Эти модели соотносятся следующим образом (см. табл.13.3):

Таблица 4.3. Модели развития группы

Модель Такмена и Дженсена Модель Коэна
Образование группы Членство
  Разделение на подгруппы
Смятение Конфронтация
Разработка норм Индивидуальная дифференциация
Действие Сотрудничество
Распад  

 

Рассмотрим описание этих стадий более подробно.

1. Образование группы (членство). Эта стадия, на которой группа собирается впервые. Напряжение людей, впервые встретившихся друг с другом очень велико. Нормы, пока не выработаны, люди не знают, что ожидать от группы. Если их предыдущий опыт вхождения в подобные группы был негативным, они могут ожидать того же и от этой группы. Если же участие в подобных группах им понравилось, то они с нетерпением будут ждать новых впечатлений. Это абсолютно нормальное ощущение называется первичной напряженностью. Отчасти это напряжение объясняется тем, что на этой стадии уровень доверия еще низок. Люди знают, что они будут зависеть от ответственности и компетентности других членов группы, но не знают насколько другие члены группы ответственны, компетентны и надежны. Многие в этот момент боятся, что в группе их загрузят работой, а другие будут отлынивать. Люди часто относятся с подозрением к тем, кто пытается прибрать власть и ведет себя как лидер-автократ.

На стадии образования группы конфликта как такого еще не существует. Это объясняется тем, что каждый изо всех сил старается вызвать симпатию у остальных членов группы и одновременно пытается оценить каждого из них как потенциального коллегу. Образно говоря, каждый ведет себя как будто бы он в гостях: мягко, любезно, абсолютно поверхностно, стремясь произвести впечатление хорошего члена команды. Таким образом, все представляются не такими, какие они есть на самом деле. Конфликт на данной стадии влечет за собой риск подвергнуться остракизму.

Все члены новой группы знают друг о друге относительно немного или вовсе ничего, многие первоначальные суждения могут базироваться на стереотипах. Всевозможные расовые, гендерные и возрастные стереотипы имеют огромное значение. Так, например, ожидается, что мужчины будут остроумны и склонны к лидерству, а женщины – более конформны. Людей, которые могли внести огромный вклад в общее дело группы, могут исключить, потому что у них «еще молоко на губах не обсохло». От китайцев будут ожидать, что они станут усердно трудиться, просто потому, что таков стереотипный образ представителей данного этноса. Скрытые предубеждения на этой стадии особенно сильны, именно они могут выступать критерием оценки человека, поскольку реальная работа еще не началась и основной критерий оценки – вклад в общее дело группы еще не проявился.

Существуют способы помощи группе, чтобы пройти эту стадию более гладко и безболезненно. Лучше всего дать какое-либо задание, не имеющее отношение к основной задаче группе, но требующее взаимодействия между членами группы. Таким образом, они познакомятся друг с другом в процессе выполнения конкретного дела, их деятельность будет определенным образом структурирована, что подтолкнет группу к сплоченности. Все члены группы узнают друга не только с деловой, но и с личностной стороны. В психологическом плане наилучшим способом является проведение социально-психологического тренинга на первой стадии развития группы.

На процесс развития группы большое влияние оказывает ее численность. Маленькие группы проходят все стадии развития легче и результативнее, чем большие. Это объясняется тем, что при пополнении группы новыми членами усложняется протекание групповых процессов – коммуникация, координация, принятие решений, распределение ролей [65, с. 49–51].

2. Разделение на подгруппы. Согласно Коэну, разделение на подгруппы – это вторая стадия развития группы. Люди быстрее сближаются с теми, с кем у них есть что-то общее. Сходство часто приводит к сближению на первых групповых встречах. На этой стадии уровень напряженности в группе падает и посредством формирования коалиций, начинает повышаться уровень доверия. Открытого конфликта еще нет, однако коалиции могут начать маневрировать с целью захватить власть в группе. Кто-то один начинает подобные маневры крайне редко, поскольку для захвата власти необходима сила. Из-за подобного маневрирования и установившихся отношений продуктивность группы на данной стадии достаточно низка, как и качество произведенного продукта. Несмотря на поверхностное спокойствие, возрастает несогласие, которое проявляется на следующей стадии.

3. Конфронтация (смятение). Стадия смятения по Такману и Дженсену и стадия конфронтации по Коэну по существу совпадают. Это крайне важная стадия группового развития. Установлено, что группы, пытающиеся проскочить или смягчить эту стадию, не могут в дальнейшем эффективно работать. Однако, можно смягчить процессы, происходящие на этой стадии в группах, объединяющихся на очень короткий срок. Группы, которые рассчитывают просуществовать достаточно долгое время, при попытке миновать эту стадию, могут навсегда застрять именно на этой стадии, поскольку люди будут бояться конфронтации и стараться отгородиться от нее. Но закрывать глаза на конфликт – это не решение проблемы. Разногласия существуют в любой группе. На стадии образования группы эти разногласия не всплывали, поскольку люди старались произвести друг на друга хорошее впечатление. На стадии разделения на подгруппы люди искали сходство, но не фиксировали значимые различия. На стадии конфронтации именно различия попадают в центр внимания группы.

Вступление в стадию конфронтации является позитивным признаком, а не предвестником того, что группа сбилась с пути. В исследованиях установлено, что уровень напряженности в группе снова стремительно возрастает. Однако вступление в эту стадию – признак налаживания доверительных отношений между членами группы. Люди вступают в конфронтацию, если не могут предсказать реакцию или считают, что реакция будет неадекватной. Определив наиболее вероятные поведенческие реакции друг друга, снизив уровень неопределенности, люди успокаиваются. Теперь они знают, что можно ожидать друг от друга и приступить к конкретной работе. Таким образом, возникновение конфликта свидетельствует о том, что группа развивается нормально. Теперь можно сместить акцент с социальных проблем группы (проблем взаимоотношений) на ее деловые проблемы. Члены группы уверены, что смогут и в дальнейшем эффективно разрешать конфликты.

На данной стадии возможно возникновение трех типов конфликтов. Первые два – это нормальные, ожидаемые конфликты. Третий конфликта труднее всего разрешить, он способен разрушить группу.

Первый тип конфликта – ложный или аутический, возникающий в результате недопонимания людьми друг друга. Этот тип конфликта возникает из-за ошибок коммуникации. В реальности же никакого конфликта не существует.

Второй тип конфликта – случайный конфликт, возникающий в силу ситуации. Случайный конфликт возникает, когда поведение человека или всей группы создает проблемы для одного или нескольких ее членов, например, постоянные опоздания кого-либо. Это реальный конфликт и для того, чтобы он разрешился, нарушители должны изменить свое поведение.

Третий тип конфликта – эскалационный конфликт или вторичная напряженность. Это уже не единичный инцидент, а череда кажущихся и не связанных друг с другом случайных или ложных конфликтов. Подобный конфликт может возникнуть из-за скрытой борьбы за лидерство в группе. Противоборствующие стороны открыто не высказывают свои притязания на власть, поэтому члены группы вначале могут не распознать истинных причин конфликта. Если эскалация конфликта будет продолжаться, а группа долгое время не сможет распознать его причины, то группа потеряет очень много времени, пытаясь разрешить каждую из возникающих проблем. Время и энергия будут тратиться не на задание, а на разрешение взаимоотношений. Группа может распасться. По мнению Такмана и Дженсена, на этой стадии люди довольно часто покидают группу.

Какой бы ни была основная причина конфликта, ее необходимо установить, обсудить и решить совместно в группе. Только после этого группа сможет продолжать существование [65, с. 52–53].

4. Разработка норм (индивидуальная дифференциация). Это четвертая стадия в моделях группового развития. Следует отметить, что выработка внутригрупповых норм начинается с первых секунд существования группы, однако часто эти нормы специально не оговариваются. Довольно часто стадия конфронтации и начинается с какой-либо дисфункциональной нормы, выработанной на первых стадиях и мешающей группе эффективно работать. Как только эта норма попадает в поле внимания членов группы, начинается стадия ее пересмотра.

Индивидуальная дифференциация, считает Ойстер, – это счастливое и продуктивное время для группы. Напряженность довольно низкая, навыки разрешения конфликтов группа уже получила. Доверие находится на стабильно высоком уровне, поскольку каждый член группы проявил себя на стадии конфронтации. Члены группы верят, что при возможном конфликте, они не пострадают, а смогут его оперативно разрешить.

Характерной особенностью этой стадии является следующий феномен, имеющий отношение к доверию. Раньше члены группы не доверяли друг другу, не сотрудничали в процессе выполнения работы. В незрелых группах, как правило, вырабатываются арбитражные правила относительно «честности» и «справедливости». В более зрелых группах устанавливается уровень доверия, достаточный для принятия разумных решений о разделении труда в группе. Наиболее эффективное разделение труда предполагает распределение заданий в соответствии с сильными сторонами и навыками каждого члена группы.

На данном этапе люди развивают чувство единения и цели, начинают идентифицировать себя с группой и заботиться об общем успехе группы. Люди покидают группу только в том случае, если они вынуждены сделать это (заканчивается совместная учеба, закрывается отдел и пр.). В группе повышается производительность труда, поскольку внимание и энергия направлены на дело, а не на взаимоотношения. Групповые роли распределены в соответствии со статусом каждого члена. Нормы, модели поведения и взаимодействия ясны и справедливы.

5. Сотрудничество (действия). На этой стадии группа уже стала довольно зрелым коллективом. Ойстер определяет эту стадию как «нечто вроде групповой нирваны» [65, с. 54]. Американские социальные психологии, также как отечественные социальные психологи, пришли к выводу о достижении пика в развитии группы. Пик развития характеризуется следующим: уровень напряженности между членами группы очень низкий, а уровень доверия – высок. Все конфликты выявлены и эффективно разрешаются. Производительность достигает пика. Разделение труда основывается на навыках каждого, даже роль лидера временами переходит к тому, кто при выполнении определенного задания выполнит лидерские функции лучше всех. Однако такая ситуация не может длиться вечно.

6. Распад. Все группы, в конце концов, распадаются. Сильной стороной модели Такмана и Дженсена является то, что авторы осознают, что конечной стадией группового развития является распад. Группы тратят много времени и энергии на то, чтобы стать группой. Имеет смысл уделить внимание изучению того, как группа перестает быть группой и распадается. Людям необходимо завершение, достижение поставленной цели и окончание или изменение их взаимоотношений.

Существуют два способа распада группы: запланированный и незапланированный. Когда человек поступает в колледж, учится в школе или идет служить в солдаты, он знает, как долго продлится его членство в данной группе. Он может подготовиться к выходу из группы. Лидерам временных групп важно иногда говорить о грядущем распаде группы и увеличивать частоту напоминаний по мере приближения распада. Это позволяет людям подготовиться к распаду группы. Можно организовать последнюю встречу группы, обсуждение полученного опыта, можно отпраздновать успешное выполнение задачи или утешить друг друга в случае неудачи. Группа может принять решение о том, какими отношения будут в дальнейшем, будут ли они встречаться в будущем.

Незапланированный распад группы (внезапный конец) – это самое страшное, что может с ней случиться. Возникает некая психологическая незавершенность. Негативные эмоции и шок от внезапного распада группы зачастую омрачают весь совместный опыт и достижения группы [65, с. 54–55].

Таким образом, мы можем утверждать, что в процессе развития группы люди поэтапно решают основные психологические задачи. Соотношение стадий развития группы и основных психологических задач человека представлено в табл. 4.4.

Таблица 4.4. Соотношение стадий развития группы и основных психологических задач человека

Стадия Основная психологическая задача
1. Образование группы Произвести хорошее впечатление
2. Разделение на подгруппы Найти сходство, установить общность
3. Конфронтация Выявить различия, вскрыть разногласия
4. Разработка норм Достигнуть доверия
5. Сотрудничество Решить задачу эффективно, достигнуть поставленной цели
6. Распад Завершить членство в группе

 

* * *

Основной вопрос, который встает перед исследователем групп – почему люди объединяются в группы? Ученые выделяют множество факторов, развивая идею множественной детерминации того, почему люди образуют группы. Существует несколько подходов объяснения образования групп.

В отечественной социальной психологии сложилась традиция изучения реальных малых групп. В отличие от американской социальной психологии, в России эксперименты в малых группах в лабораторных условиях проводятся редко.

Отечественные и зарубежные психологи согласны между собой в том, что малая группа проходит определенные этапы в своем развитии, начиная с зарождения и заканчивая распадом. Однако их понимание группового развития различается. Отечественные социальные психологи придерживаются мнения о том, что группа эволюционирует и переходит с одного уровня на другой. Зарубежные социальные психологи рассматривают развитие группы как продвижение по стадиям.

Малые группы представляют собой важнейший объект социально-психологического исследования. Поведение человека в группе, его подверженность влиянию группы является центральной проблемой социальной психологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: