ОБЪЕТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ




 

По поводу содержания объективной стороны данного преступления в юридической литературе существует несколько мнений. Так, Волженкин Б.В. считает, что «ограничение конкуренции и монополистические действия описывает один состав преступления с альтернативными признаками преступления».[9] Тотьев К.Ю. полагает, что речь идет «об отдельных наиболее опасных видах нарушений антимонопольного законодательства, за совершение которых установлена уголовная ответственность».[10]

Объективная сторона преступления представлена тремя самостоятельными формами:

1. недопущение конкуренции представляет из себя такие действия виновного, совершение которых делает невозможной конкуренцию в конкретной сфере функционирования рынка. Состязательности хозяйствующих субъектов здесь не было в принципе, «благодаря» предпринятым виновным мерам;

2. ограничение конкуренции - такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного;

3. устранение конкуренции - такие действия виновного лица, в результате которых конкуренция была исключена из той сферы функционирования товарного рынка, где она ранее имела место.[11]

В определенной степени само деяние по составу - недопущение, ограничение или устранение конкуренции - является и последствием, которого, однако, недостаточно для наличия оконченного состава преступления.

В зависимости от численности лиц, осуществляющих преступное деяние, можно выделить два вида деяний, охватываемых объективной стороной:

1. монополистические действия;

2. ограничение конкуренции.

В одном случае эти деяния касаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом – это коллективные деяния, ограничивающие

конкуренцию.[12]

Уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в ч. 1 ст. 178 УК РФ способами.

Способы совершения монополистических действий включает:

1. установление монопольно высоких цен;

2. установление монопольно низких цен.

К способам ограничения конкуренции относятся следующие:

1. раздел рынка;

2. ограничение доступа на рынок;

3. устранение с него других субъектов экономической деятельности;

4. установление единых цен;

5. поддержание цен.

Установление монопольно высоких или монопольно низких цен Федеральный закон "О защите конкуренции” рассматривает в качестве злоупотребления доминирующим положением на рынке.[13]

Доминирующее положение - это «положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам».[14]

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов, за исключением 2 случаев:

1. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1.1. совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

1.2. в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

1.3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

2. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов.[15]

В отношении финансовых организаций действуют специальные условия признания их доминирующего положения, с учетом ограничений, устанавливаемых ФЗ «О защите конкуренции»: за исключением кредитной организации, они устанавливаются Правительством Российской Федерации, а само доминирующее положение, за исключением кредитных организаций, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации; условия признания доминирующим положения кредитной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.[16]

Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1. эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2. эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1. эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2. эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.[17]

Монопольно высокая цена фиксируется для того, чтобы возместить необоснованные хозяйственные затраты и (или) получить дополнительную прибыль в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена устанавливается покупателем или продавцом, которые занимают на рынке доминирующее положение. Цель фиксирования покупателем монопольно низкой цены - получение дополнительной прибыли и (или) компенсация необоснованных затрат за счет продавца. Продавец, в свою очередь, может установить низкую цену и намеренно понести убытки от продажи своего товара с целью вытеснить конкурентов с данного рынка. Установление монопольно высоких (низких) цен противоречит публичным интересам в том случае, если эти действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других предпринимателей или граждан.[18]

При этом ограничение и сдерживание конкуренции разрешено в сфере действия субъектов естественных монополий:

1. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

2. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.[19]

В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях»[20]:

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В частности, данным ФЗ, в статье 4, устанавливаются такие сферы регулирования, как: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки и др.

Закон “О защите конкуренции” исключает из понятия монопольно высокой, а равно и монопольно низкой цены цену на финансовые услуги, давая специальное понятие необоснованно высокой цены финансовой услуги. Необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.[21]

Если следовать буквальному толкованию понимания монопольно высокой (монопольно низкой) цены, необходимо будет признать, что произошла декриминализация определенных злоупотреблений на рынке финансовых услуг, что вряд ли верно. Представляется, что необоснованно высокая (необоснованно низкая) цена финансовой услуги должна охватываться уголовно-правовым понятием монопольно высокой (монопольно низкой) цены.[22]

При выявлении монопольно высоких цен в соответствии с действующим антимонопольным законодательством рекомендуется исходить из положений, установленных Письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 "О выявлении монопольно высоких цен".[23] В частности, необходимо определить наличие предпосылок применения монопольно высокой цены, к которым относится:

снижение объемов производства или изъятие из обращения продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке. О снижении объемов производства (изъятии из обращения) прямо свидетельствует его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства (реализации), превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и (или) темпы по России в целом;

высокий уровень цены по сравнению с ценами на эту продукцию, изготавливаемую другими предприятиями. Выявление высокого уровня цены проводится на основе сравнительного анализа динамики темпов изменения цен. Следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными индексами роста. В случае отсутствия этих показателей сравнение осуществляется с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).

Сочетание более высоких темпов снижения объемов производства (изъятие из обращения) на проверяемую продукцию и роста цен по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (снижение объемов производства или изъятие товаров из обращения наряду с повышением цены).

Второй вид запрещенных статьей 178 УК РФ деяний, как уже указывалось, - ограничение конкуренции. В ФЗ “О защите конкуренции” они именуются соглашениями или согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию.

При этом согласно п. 18 ст. 4 данного закона, соглашение представляет собой договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно ст. 8, согласованные действия хозяйствующих субъектов - это действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего

товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Раздел рынка как способ недопущения, ограничения или устранения конкуренции представляет собой:

1. достижение в любой форме соглашений (договор, иные сделки, соглашения, согласованные действия) между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую в совокупности долю на рынке определенного товара они имеют;

2. соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке также может быть любой, о разграничении сфер влияния на рынке; деление последнего на части:

1. по территориальному принципу;

2. по объему продажи или покупки товаров;

3. по ассортименту реализуемых товаров;

4. по составу продавцов или покупателей (заказчиков).[24]

Ограничение доступа на рынок - деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта и ущемляющее его свободу экономической деятельности.

При этом создавать указанные препятствия может один хозяйствующий субъект, если он занимает доминирующее положение, или хозяйствующие субъекты, действующие согласованно (соглашение - в любой форме), или федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, действующие согласованно между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке также может быть любой. Это касается легитимации предпринимателей (неправомерный отказ в создании, реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта, или отказ в выдаче ему необходимой лицензии на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности), неправомерного установления запретов для хозяйствующих субъектов (запрет на ввоз продукции), неправомерного закрепления требований, обязанностей в отношении предпринимателей (например, установление для хозяйствующего субъекта обязанности в первоочередном порядке поставить товар).

Уголовная ответственность за неправомерный отказ в регистрации субъектов предпринимательства и отказ в выдаче лицензии (уклонение от регистрации и от выдачи лицензии) может быть реализована как на основании ст. 178 УК, так и по ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». Отказ зарегистрировать хозяйствующий субъект или выдать ему лицензию должен квалифицироваться по статье 178 УК РФ в том случае, если он имеет в качестве непосредственной цели ограничение конкуренции на данном товарном рынке и (или) ущемление интересов других субъектов экономической деятельности. Таким образом, для разграничения ст. 178 и 169 УК РФ целесообразно применять критерий направленности умысла виновного лица.[25]

Ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов возможно как в отношении покупателей, так и в отношении продавцов (в зависимости от того, имеет ли место ограничение конкуренции на рынке закупок или продаж).

Ограничение конкуренции как преступление следует отличать от ограничений прав сторон по предпринимательскому договору. Подобные ограничения допустимы с точки зрения Гражданского кодекса РФ, например, в договоре коммерческой концессии. В нем может быть предусмотрен отказ лица, предоставившего другой стороне договора коммерческой концессии (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав, от предоставления другим лицам аналогичных комплексов исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

По договору коммерческой концессии на пользователя может быть возложена обязанность: 1. не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; 2. не получать по договорам коммерческой концессии аналогичные права у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; 3. согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление. Указанные ограничительные условия сами по себе не являются противоправными (ничтожными) и не преследуются по закону. Но эти условия согласно п. 1 ст. 1033 ГК могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если они с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.[26]

Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности - действия виновных лиц, принуждающие хозяйствующие субъекты, уже работающие на данном рынке, полностью или частично прекратить экономическую деятельность на соответствующем рынке. Они могут выражаться, например, в распространении среди клиентов хозяйствующего субъекта ложной, неточной или искаженной информации, способной причинить убытки или нанести ущерб его деловой репутации.[27]

Различие между ограничением доступа на рынок и устранением с рынка в том, что при ограничении доступа на него у других хозяйствующих субъектов остается возможность присутствовать на рынках, хотя и в меньшем объеме, а при устранении с рынка других субъектов экономической деятельности рынок представлен только одним хозяйствующим субъектом. Не имеет значения, какова доля данного субъекта на рынке определенного товара.

Конкретные разновидности ограничения доступа на рынок и устранения с него хозяйствующих субъектов могут носить физический и психологический характер.[28]

К физическим относятся, например, уничтожение или повреждение товара (особо квалифицированный состав), блокирование транспортных коммуникаций, скупка всех возможных торговых мест, закрытие (незаконное) предприятий торговли, незаконный отказ в выдаче лицензии на занятие предпринимательской деятельностью в сфере производства или реализации товаров, причинение вреда оборудованию производственных предприятий (особо квалифицированный состав) и т.д. Должностные лица органов власти и управления привлекаются в этих случаях дополнительно по ст. 169, 285, 286 или 289 УК РФ.

Психологические способы заключаются в психическом воздействии на потерпевшего - угрозах различного содержания: насилием, уничтожением или повреждением чужого имущества (признается особо отягчающим обстоятельством), разглашением позорящих сведений, применением дисциплинарных мер, привлечением к уголовной ответственности и т.п.

Кроме названных выше, разновидностями ограничения доступа на рынок или устранения с него других субъектов экономической деятельности являются, например: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (недобросовестная конкуренция).[29]

Установление или поддержание единых цен - это целенаправленное соглашение двух или более хозяйствующих субъектов об общих ценах (тарифах) на конкретном рынке, применяемых всеми участниками такого сговора.

Для установления единых цен могут быть предприняты такие действия, как временное изъятие товаров из обращения, сдерживание их от реализации, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства, и т.п.[30]

Состав преступления сформулирован в ст. 178 УК РФ в редакции от 8 декабря 2003 г. как материальный. Деяние должно причинить ущерб не менее одного миллиона рублей. Такая конструкция состава преступления не отражает свойств охраняемого объекта, механизма посягательства на него и порождает серьезные проблемы при применении закона. Так, сама возможность точно исчислить размер ущерба от монополистической деятельности вызывает сомнения.[31]

Необходимо отметить, что задача уголовно-правовой охраны добросовестной конкуренции в настоящее время не находит системного отражения в Особенной части УК РФ. Угроза конкуренции может исходить как от субъектов, допускающих ограничение конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке, так и от субъектов, применяющих недозволенные приемы ведения конкурентной борьбы. Равное закрепление на конституционном уровне обоих запретов и на монополистическую деятельность, и на недобросовестную конкуренцию предполагает соответствующее отражение обоих запретов в системе уголовных санкций. Но если действующий УК РФ предусматривает ответственность за монополистические действия, то система мер уголовно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции не отличается ни полнотой, ни логичностью.[32]

В частности нельзя не отметить серьезные противоречия между содержанием норм уголовного закона и отраслевого законодательства применительно к оценке отдельных форм недобросовестной конкуренции. Например, защита от таких распространенных форм недобросовестной конкуренции, как «продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг»[33] реализуется в соответствии со следующими статьями УК: ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав», ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака».

В связи с этим, Ю.Г. Следь, например, предлагает внести изменения в уголовный закон, устанавливающий меры ответственности за все формы недобросовестной конкуренции, а именно: «… с целью повышения системности внутри Особенной части УК представляется возможным объединить в одной статье все основные формы недобросовестной конкуренции, включая незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. Что же касается нарушения личных неимущественных прав авторов, изобретателей, патентообладателей, таких как плагиат, принуждение к соавторству, то данные преступления являются посягательства на права личности, и вполне допустимо их объединить в рамках одной статьи».[34]

Таким образом, существует две вида способов совершения данного преступления: монополистические действия и ограничение конкуренции. Первому соответствуют два способа совершения: установление монопольно высоких и монопольно низких цен. Второму: раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление единых цен, поддержание цен.

Указанные же в статье 178 УК РФ формы совершения относятся скорее к последствиям монополистических действий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: