Анима между героями-соперниками 4 глава




В сказках часто бывает так, что новым королем становится простой человек после многочисленных перипетий, пройдя через множество испытаний. Мы должны очень хорошо понять, что это значит. Если королем становится принц, он наследует право на престол, и мы могли бы сказать, что обновление происходит внут­ри одной и той же доминанты, как, например, изменение Устава ордена францисканцев-миноритов святым Франциском Ассиз­ским внутри католической церкви26. Это случилось в тот период, когда католической церкви грозила опасность, и тогда св. Фран­циск создал Устав ордена миноритов для организации своего соб­ственного движения, но вместе с тем это движение существовало в рамках католической церкви: оно стало движением обновления духовной жизни. Этот пример можно считать историческим эпи­зодом, сказочным воплощением которого является восшествие на королевский престол принца. С другой стороны, в сказках часто бывает так, что королем вдруг становится неизвестный человек; в таких случаях обновление доминанты коллективного сознания происходит с той стороны (как социологической, так и архетипической), с которой оно меньше всего ожидается. Таким примером служит догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии, ибо в неко­торых теологических кругах к нему относились презрительно, од­нако Папа провозгласил, что согласно общенародному желанию такой догмат должен существовать. При этом он столкнулся с очень сильной оппозицией и обратился к видениям Девы Марии, которые имели место в Фатиме в Португалии27; таким образом, догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии основывается боль­ше на чувственном отношении простых людей, чем на теологичес­кой мысли. Говорят, что у самого Папы были видения (хотя офи­циально это не утверждается). То есть символ появился из такого неожиданного источника, как бессознательное Папы; обновление приходит оттуда, откуда его не ждут.

 

26 Святой Франциск из итальянского города Ассизи (1181-1226) известен как монах-основатель нищенствующего ордена (францисканцев-миноритов) римско-католической и англиканской церкви. Он основал Третий орден покая­ния (терциарии) и переработал Устав для Первого ордена. Известен как покро­витель зверей, птиц и живой природы. - Примеч. пер.

27 В португальском городе Фатима в 1917 году с мая по октябрь Пресвя­тая Дева Мария являлась трем детям 7-10 лет каждый тринадцатый день меся­ца. Она являлась в венце из терна, и ее сердце пылало пламенем. В одном из яв­лений она просила молиться о возвращении России к вере. С тех пор 13 мая от­мечается праздник Фатимы, которую называют «Наша Госпожа из Фатимы» или «Наша Госпожа Роз из Фатимы». - Примеч. пер.

 

В общем, мы можем прийти к выводу, что если в сказке го­ворится о том, что королем становится простолюдин, значит в ней описан процесс обновления коллективного бессознательного. Этот процесс внезапно начинается в неизвестной, официально презираемой части коллективной психики, то есть среди просто­людинов, ибо, как это ни покажется странным, люди из более низ­ких социальных слоев гораздо больше, чем образованные люди, страдают от воздействия глубинных архетипических течений. На­пример, есть много свидетельств тому, что в университетах и во всех научных кругах слишком много внимания уделяется совре­менной технике и ее влиянию на людей, и очень мало - пробле­мам окружающей среды и связи человека с природой. Правящие классы это осознают, но простой крестьянский мальчик, который покинул свою деревню и ушел работать на фабрику, - нет, но ведь именно поэтому он страдает, приходит в отчаяние и начинает не­навидеть своих товарищей, не осознавая того, что он страдает от болезни нашего времени. В его психике может констеллироваться жажда изменения отношения к действительности, которая на­ходит такое внешнее символическое выражение. Он может пре­возмочь свое расстройство, решившись на обновление, однако он воспринимает действительность на очень примитивном уровне и может попытаться найти столь же примитивное лекарство от сво­ей болезни. Это либо символически демонстративное поведение, или же, почувствовав, что его жизнь не имеет никакого смысла, он будет напиваться до мертвецкого состояния. Таким образом, мы видим, что настроения, скрытые желания и потребности простых людей в ясной форме выражают потребности всего современного населения. Когда у меня проходят анализ эти простые люди, я всегда поражаюсь, насколько в их сновидениях много архетипического материала, который, видимо, больше относится к пробле­мам нашего времени, чем найденный в сновидениях образованных людей. Бедная девушка, всегда печальная и встревоженная, с ту­манным будущим, не осознает, почему она может быть жертвой нашего времени, и в ее сновидениях могут очень четко и ясно про­являться проблемы сегодняшнего дня. Можно было бы назвать эти сны видениями времени, которые возникают в душе у сновид­цев. Вот что можно узнать, анализируя необразованного просто­го человека!

Мне бы хотелось это показать на примере. С одной школьной учительницей произошел следующий случай. Она отправилась в соседний город на заседание антропософского общества в некото­ром соборе, который пользуется мировой известностью. Когда за­кончилось собрание, которое проводил местный проповедник, и она вышла из собора, ей привиделось, словно наступил конец све­та. Темные тучи, обрамлявшие небо, содрогнулись, и на самом верху соборной башни показалась бронзовая фигура Смерти вер­хом на лошади. Раздался голос: «На землю нисходит Смерть и на­чинает свое победоносное шествие». Башня начала содрогаться, как дрожала от страха эта женщина в детстве, сотрясалась и фи­гура Смерти. Женщина вернулась в зал со словами: «Выйдите и увидите - Смерть вышла на свободу». Она хотела сказать, что те­перь болезни и войны приведут к множеству человеческих жертв, но, снова выйдя из собора, она увидела, что после сошествия Смерти на землю башня перестала содрогаться, и теперь на ее вер­ху стояла каменная статуя прекрасной женщины, которая больше не вызывала угрозы.

Можно рассматривать и понимать это видение с индивиду­альной точки зрения: у женщины была очень сильная христиан­ская установка с присущими ей идеями о самоуничижении; она никогда не позволяла себе ничего [греховного], и у нее было тайное желание умереть. Так как она совершенно не думала о себе, то всегда настраивала себя на то, чтобы помогать другим, полно­стью отказываясь от своей жизни, строя ее на основе принципа смерти, и в результате полностью себя похоронила вследствие христианской установки послушания. Это был индивидуальный способ видения, высший принцип бытия, присущий христиан­ской установке, которая скорее способствовала смерти, чем жиз­ни. Она жила imitatio Christi28, что означает, что человек должен умереть в возрасте тридцати - тридцати двух лет, не ощущая при жизни ничего, кроме горечи и страданий. Кроме того, она была одержима Анимусом и совершенно исключала фемининную сто­рону жизни, отсутствие которой, опять же, соответствует христи­анской установке.

 

28 Imitatio Christi (лат.) - подражая Христу - Примеч. пер.

 

В ее видении принцип смерти заменила фигура женского Бо­жества. Поэтому это видение имеет индивидуальный смысл. Более того, в то время вышеупомянутая учительница решила, что у нее начинается рак. С другой стороны, это видение демонстрирует проблему нашего времени во всех ее проявлениях, даже в связи с догматом о Вознесении Девы Марии. Эта женщина разделяла коллективную судьбу, и коллективное бессознательное совершен­но неприкрыто проявлялось в ее индивидуальном бессознатель­ном. Ей приснился сон, что однажды, сидя на улице, она услыша­ла гудение и, подняв голову, увидела огромный круглый диск, ле­тящий по небу, - металлического паука, внутри которого были человеческие существа. Изнутри паука раздавались звуки гимна или молитвы с примерно такими словами: «Опустите нас на зем­лю, вознесите нас на небеса»; объект, напоминающий НЛО, про­должал парить над зданием Парламента, и люди внутри были так испуганы, что все быстро подписали мирный договор, а затем сно­видица обнаружила, что она совершенно раздета. У нее была ши­зоидная личность, однако на поверхностном уровне здесь проявля­лась общая ситуация нашего времени. Эти случаи можно рассмат­ривать в качестве примеров наивных снов или видений.

Кроме того, я анализировала одну поденщицу, склонную к суициду и совершенно убежденную в том, что посещавшие ее ви­дения были религиозными откровениями, которые очень важно рассказать миру. Она решила написать их краткое содержание и направить Уолту Диснею, а из нескольких ее рассказов можно было заключить, что идея была не так уж плоха. Но случавшиеся у нее видения, которые она хотела использовать таким вот обра­зом, явно были предназначены для того, чтобы избавить ее от сложностей современной жизни. В данном случае проблема заклю­чалась в том, что у этой женщины не хватало образования, чтобы как следует выразить свою идею и донести до читателя, а следова­тельно, идея не находила своего выражения и стала вызывать бо­лезненные симптомы. Таким людям нужно оказывать конкретную помощь, однако основная проблема в том, хватит ли у них жизнен­ных сил. Я рекомендовала женщине пойти учиться в «клуб-шко­лу Мигро»29, а затем устроиться на работу и проявлять терпение по отношению к своим видениям: таким образом у нее в жизни по­явилось бы занятие и некая цель. К сожалению, у людей шизоид­ного типа часто не хватает энергии, поэтому им можно помочь, только тратя на них свои жизненные силы или найдя другого че­ловека, который на это способен, но часто такие люди пребывают в жалком физическом состоянии и не могут выразить свое вну­треннее содержание. В истории известны такие люди, как, на­пример, Якоб Бёме30, который был сапожником и записывал рели­гиозные откровения, основанные на своих видениях, хотя легко понять, что он не был достаточно образован, чтобы придать им надлежащую форму. Но он оказал огромное воздействие на своих современников, и его внутренние переживания оказали большое влияние на других людей. Такие латентные «Якобы Бёме» встре­чаются гораздо чаще, чем нам известно.

 

29 «Мигро» - один из самых больших холдингов в Швейцарии, который располагает самой большой сетью супермаркетов и самым большим количеством наемных работников. Само это слово образовано в результате сочетания двух французских слов: mi (половина, или полпути) и gros (оптовая торговля). То есть здесь отпускная цена товара находится в интервале между оптовой и розничной. «Мигро» был основан Готтлибом Дуттвейлером в 1925 году. Основная идея - связать напрямую производителей и продавца, т.е. избежать удорожания товара из-за посредников, принесла Дуттвейлеру успех и прибыль - сейчас нет ни од­ной швейцарской деревни без своего «Мигро». Но он не остановился на достиг­нутом, а решил нести свет в массы и организовал при концерне «клуб-школу Мигро», которая давала возможность даже небогатым людям посещать кружки, учить языки, заниматься спортом. Такие «клуб-школы» разбросаны по всей Швейцарии. - Примеч. пер.

30 Якоб Бёме (1575-1624) - немецкий теософ-мистик. Психологическим основанием его системы были зрительные и слуховые галлюцинации, которыми он страдал и считал видениями и внушениями свыше. Его биография и произве­дения дают богатый материал для патологии мистических переживаний. Бёме объяснял дуализм добра и зла существованием трех начал в мире и боге - поло­жительного, отрицательного и примиряющего. Эта идея, содержавшая в зароды­ше диалектические представления, была извлечена из мистики Бёме и развита не­мецкими философами-идеалистами. Гегель называл Бёме своим предшественни­ком. Якоб Бёме не получил фундаментального образования, он был сапожником и в свои последние годы вел жизнь странствующего философа. - Примеч. пер.

 

Итак, если такие констелляции в обществе обладают доста­точной силой, могут произойти некоторые события, как, напри­мер, в христианской религии, когда на протяжении одной ночи, как это, собственно и было, в нижних социальных слоях населе­ния возникла совершенно новая религиозная установка. В первое время христианство не достигало высших слоев в Римской импе­рии; оно стало распространяться среди рабов. Тогда у людей были видения Христа и личные откровения, которые распространялись среди простых людей, как пламя от попавшей искры, и в которых выражалась их надежда на освобождение от рабства, - эти откро­вения получали новую цель: это было обновление, происходящее снизу. Царя сменял рабочий или раб, и такая замена стала доми­нирующим символом. Она даже нашла буквальное выражение в описании Христа как Царя царей и вместе с тем слуги простого человека31.

 

31 См. Откровение Иоанна Богослова, 17: 14: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные». - Примеч. пер.

 

В нашей сказке король еще не смещен с трона. Портняга не становится наследным принцем, но женится на старшей принцес­се и становится членом королевской семьи; и портняга, и башмач­ник в одно и то же время были королевскими слугами. Поэтому, если мы посмотрим на всю структуру в целом, то увидим, что ко­роль не является ни хорошим, ни плохим, но его силы уже идут на убыль, - к такому выводу можно прийти, зная, что ему требуется помощь, чтобы иметь сына, и что у него была потеряна корона. Таким образом, он уже приближается к состоянию низложен­ного короля, но при этом в нем еще достаточно сил, чтобы со­хранять свое положение и управлять королевским двором; в обла­сти коллективного бессознательного и его преобладающих про­явлений возникают два противоположных фактора и настраи­вают короля противоположным образом. Доверие короля сначала завоевывает башмачник, а затем портняга. Первый играет дьяволь­скую роль, роль Люцифера, подобно Сатане из Книги Иова, ко­торый жалуется Богу на Иова, говоря, что тот богат, а поэтому набожен и благочестив, но давайте лишим его всего его богатства и посмотрим, что будет! В значительно меньшем масштабе точно так же поступает башмачник: как только он завоевывает доверие коро­ля, портняга начинает испытывать на себе огромное давление сверху.

Сказать, что портняга воплощает область сознания, а башмач­ник - Тень, - значит совершить слишком резкий переход в наших умозаключениях; с тем же успехом можно было бы сказать, что они оба являются Тенью короля. Любой сказочный персонаж яв­ляется Тенью какого-то другого сказочного персонажа; все пер­сонажи сравниваются друг с другом, и все сказочные фигуры вы­полняют компенсаторную функцию. Таким образом, здесь можно употребить термин Тень cum grano salis32.

32 Cum grano salis (лат.) - доел, «с крупинкой соли», т.е. иронически, на­смешливо или критически, с некоторой поправкой, с известной оговоркой, с ос­торожностью. - Примеч. пер.

 

Можно предположить, что король воплощает доминирую­щий символ нашей эры - эры христианства, хотя я не могу ска­зать точно, какой именно эпохи: XVI, XVII или XVIII века. В сказках трудно определить конкретный исторический период, даже если в ней присутствуют внешние характерные признаки. Если в сказке упоминаются пистолеты, это может служить неким указанием, но не точным доказательством. Существование ска­зок, напоминающих миф об Амуре и Психее, говорит о том, что основным структурам таких сказок может быть две тысячи лет или даже больше, поэтому «возраст» сказки скорее можно досто­верно определить по некоторым внутренним признакам, чем вне­шним, то есть исходя из их архетипической структуры. Мы мог­ли бы сказать, что король воплощает доминирующую христиан­скую установку, которая еще не достигла того уровня, когда от нее следует полностью отказаться или полностью обновить, но вместе с тем в данный момент она уже не так сильна, как преж­де. В образе двух странников воплощаются два архетипических фактора, два бога: Меркурий и Сатурн, которые констеллировались в королевских придворных, и еще неизвестно, кто из них возьмет верх. В сказках, где отсутствует Тень, имеет место раз­двоение архетипического персонажа, так что одна его часть явля­ется Тенью другой части. Все комплексы и более общие структу­ры - то есть коллективные комплексы, которые мы называем архетипами, - имеют полярную структуру и, следовательно, тем­ную и светлую сторону. Можно сказать, что по форме архетип состоит из двух частей, одна из которых светлая, а другая - тем­ная. Так, например, архетип Великой Матери включает в себя ведьму, дьявольскую мать, прекрасную пожилую мудрую жен­щину и богиню, воплощающую плодородие. В архетипе духа со­четаются мудрый старец и деструктивный или демонический колдун, который присутствует в очень многих сказках. Архетип короля может указывать на репродуктивный рост и мощь племе­ни или нации, или же это может быть старик, удушающий новую жизнь, а потому его нужно сместить с трона. Герой должен нести с собой обновление - или же быть великим разрушителем, и притом он может совмещать в себе оба этих качества. Любая архетипическая фигура имеет свою Тень. Мы не знаем, как этот архетип воплощается в бессознательном, но когда он достигает границы сознания, проявляется его двойственность. Только ког­да на объект попадает свет, он отбрасывает Тень.

Возможно, комплексы в бессознательном являются нейтраль­ными - complexio oppositorum33 - и тогда, в свете падающего на объект луча сознания, у них появляется тенденция к раздвоению - на «да» и «нет», на плюс и минус. Мотив близнецов в мифологии указывает на постоянное присутствие двойственности: один из них интроверт, другой экстраверт, один мужского пола, другой женского, один более духовный, другой более инстинктивный, но ни один из них не лучше другого с точки зрения морали; и тогда возникает миф, в котором один из них добрый, а другой - злой. Если в сознании существует этическая установка, то становится различимой двойственная установка близнецов, однако такое со­знание нельзя назвать ни этическим, ни моральным. Иудео-хрис­тианская традиция обострила этический конфликт, а следователь­но, в нашей цивилизации существует традиция выносить мораль­ные суждения, однако она ведет к этическому разделению. Если происходит раздвоение архетипической фигуры, значит происхо­дит и раздвоение ее моральной оценки; она оказывается не толь­ко доброй или злой, но и светлой или темной; таким образом, бла­годаря нашей религиозной системе обостряется и этическая чув­ствительность.

 

33 Complexio oppositorum (лат.) - соединение противоположностей. - При­меч. пер.

Полярность «экстраверт - интроверт» также воплощается в фигурах портняги и башмачника. Башмачник предусмотрительно взял запас хлеба на семь дней, тогда как легкомысленный портняга не подумал об этом: для него просто заканчивается одна ситуа­ция и начинается другая, исход которой он не предвидит; в этом отношении к жизни они противоположны друг другу. Если мы свяжем это с символикой короля как христианской доминанты, то получается, что констеллируются две фигуры, одна из которых тяготеет к неприветливой интроверсии, а другая - к легковесной экстраверсии. Относится ли это к нашей фантазии, или же появ­ление этой проблемы было предопределено христианством? Я ду­маю, что верно второе. В христианской символике, особенно что касается американских ветвей христианства (для которых в значи­тельной мере характерны экстравертные устремления), можно за­метить присущее ей жизнелюбие, огромное доверие к Богу, фунда­ментальный христианский оптимизм. И все это присуще одной разновидности христианской установки, так как в христианстве Бог считается добрым, а зло представлено лишь отсутствием доб­ра, и таким образом у человека формируется доверительная уста­новка к себе и Богу, склонность игнорировать зло, считая его не­реальным, отрицать его присутствие в себе и в других. В каль­винизме34 и других пессимистических ответвлениях христианской веры мы сталкиваемся с противоположным развитием: с совер­шенно небожественной, немилосердной строгостью этических ус­тановок и темным, меланхоличным настроем. Такое мышление присуще людям типа башмачника, которые всегда учитывают сложности реальной жизни. Если вы изучали такие аскетические течения христианства, то знаете, что они не приносят радости: люди обязаны грустить, каяться в грехах, не должны получать удовольствие даже от еды, ибо такое чревоугодничество вызовет недовольство Иисуса Христа. Такие люди богаты, «прочно стоят на земле обеими ногами», они скептичны, реалистичны и недовер­чивы. Они больше погружены во тьму этого мира по сравнению с остальными, так как их делает такими ровно их соблюдение пре­досторожности по отношению к злу и темной стороне жизни. Оп­тимисты стремятся не замечать трудностей и за это бывают нака­заны «исподтишка»: либо они подвергаются нападкам других лю­дей, либо прорывается их собственная пагубная Тень.

 

34 Кальвинизм - одно из направлений протестантизма, сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином (1509-1564). Цент­ральная идея кальвинизма - суверенитет Бога, верховная власть Бога во всем. Из этого следует главное отличие кальвинизма от других направлений христи­анской веры (католицизма, православия, евангелического протестантизма и пр.) - толкование Библии на основе только Библии. Любое место Священного Писания толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого ав­торитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководи­тель какой-то религиозной организации и т.п.), а исключительно на основе сло­ва Божьего. Спасение человека, по Кальвину, предопределено Богом, и хотя доб­рые дела для спасения не нужны, но только ими определяется вера. Отсюда про­исходит проблема Божественного избрания, которую трудно разрешить с пози­ций земного человека. - Примеч. пер.

 

Таким образом, мы можем сказать, что образ портняги сим­волизирует обыкновенную наивную установку, характерную для христианского мира, с надеждой на будущее и верой в Бога, тогда как образ башмачника символизирует прямо противоположное: Тень этой установки. Обе эти тенденции были в свое время при­сущи христианской цивилизации.

Каждый мощный энергетически заряженный символ Самости объединяет противоположности, но если он теряет свою силу, то прекращает выполнять свою функцию, и противоположности на­чинают распадаться. Если бы король был полон сил, а в нашем случае это не так, он мог бы примирить башмачника и портнягу, употребив всю свою власть, чтобы они не ссорились, а сотрудни­чали; появление между ними враждебности (т.е. их противостоя­ние) свидетельствует о слабости короля. В данном случае его до­верием пользуется башмачник, он выслушивает его злые намеки и измышления и затем ставит в затруднительное положение портня­гу. Король не просто управляет государством, - что он, собствен­но, и должен делать, - а слушает все, что ему говорят. В результа­те все кончается хорошо, но не совсем так, как ожидалось. Мы мог­ли бы сказать, что здесь по-прежнему воплощается мощная доми­нанта коллективного сознания, однако она несколько утратила свою силу на то, чтобы должным образом соединить противопо­ложности, так как они стали отделяться друг от друга и противо­стоять друг другу. Такое ослабление доминанты относится и к на­шей современной цивилизации в тех ее областях, где противопо­ложности вступают между собой в конфликт. Это можно проиллю­стрировать нижеследующей схемой.

 

 

Если король постепенно теряет свою силу, то расстояние между противоположностями увеличивается, напряжение возрас­тает, и король в нерешительности колеблется между ними, сна­чала оказывая доверие одному из них, а затем другому: энергия объединяющего символа становится меньше. Это не следу­ет относить к индивидуальной психологии, но аналогия с инди­видуальным развитием все же присутствует: если установка Эго обладает достаточной силой и не сопротивляется инстинктам, она может соединять противоположности. В жизни человека бывают периоды, когда он живет полноценной жизнью и проблема проти­воположностей не обостряется. Он знает, что у него есть Тень и что она всегда имеет свой отрицательный и положительный по­люс, но при этом противоположности особенно его не беспоко­ят. Затем, по той или иной причине, Эго спотыкается, попадает в тупик, теряет возможность действовать, а также свои творческие способности, и тогда противоположности разъединяются и возни­кают самые разные конфликты. Тем самым Эго колеблется между двумя противоположностями, как тот король, в попытке иденти­фицироваться с какой-то одной из сторон. Оно не может оставать­ся у власти в своем центре, на престоле, а начинает пропитывать­ся злословием, прислушиваться к наговорам, стремясь принять чью-то сторону.

Все это типично для аналитической ситуации, но также явля­ется нормой и в обычной жизни, а именно когда Эго не объединя­ется с глубинными слоями инстинктивной личности, а начинает разрываться между противоположностями. Если бы Эго могло вступить в прямой контакт с Самостью, которая является объе­диняющим символом, то конфликт бы угас и Эго продолжало бы функционировать в целостности. Это нормальный процесс вза­имодействия противоположностей, и опять же, здесь основной движущей силой является поток жизни, а Эго способствует ему или его несет течение, исходящее от целого. Конфликт никогда полностью не разрешается, однако снижается уровень вовлечен­ных в него эмоций; посредством страданий человек перерастает этот конфликт и оказывается поглощен новой формой жизни, ко­торая возникает благодаря бесстрастному взгляду на судьбу под другим углом зрения.

 

 

Глава 2

Казнь

Портняга и башмачник странствуют вместе: у первого отличное настроение, а второго одолевает зависть и одиночество; из-за это­го в лесу разворачивается настоящая трагедия: башмачник взял реванш и отомстил портняге. Башмачник - мрачный интроверт, как Прометей; он предусмотрительно берет с собой больше хлеба, чем портняга - экстраверт с чертами Эпиметея, который учится всему только на собственном опыте35. Такая разница характерна для интроверта и экстраверта: первый неизменно беспокоится, стараясь предусмотреть все до мелочей, и часто впадает в песси­мизм. Второй наоборот, сперва попадает в трудную ситуацию, а потом, оглядываясь назад, понимает, как из нее трудно выбрать­ся, и долго оправдывается, что никогда бы не подумал, что будет так плохо, ведь ничто и не предвещало опасности. Естественно, обе установки деструктивны, так как являются односторонни­ми. В данном случае, когда они оба скитались по лесу и сильно проголодались, у башмачника остался хлеб, которым он делится с портнягой в обмен на его глаза; то есть в силу своей ревности он пытается лишить своего беспечного спутника здоровья и нормаль­ного ощущения жизни.

 

35 Эпиметей, несмотря на предостережения своего брата Прометея, принял в дар от Зевса сосуд, в котором были заключены людские пороки, несчастья и болезни. - Примеч. пер.

 

Можно было бы сказать, что так развиваются отношения противоположностей в бессознательном: меланхоличная, подо­зрительная интровертированная установка одной стороны ослеп­ляет другую сторону и лишает ее способности видеть мир. На­пример, успешный бизнесмен - ярко выраженный экстраверт - постепенно становится все более мрачным и подозрительным, потому что не уделяет внимания интровертированной части своей личности. Если он не обратится к этой Теневой фигуре и не отважится узнать, отчего у него портится настроение, он «ослеп­нет» и станет совершать ошибку за ошибкой, ибо Тень будет за­ставлять его изменить установку если не добровольно, то прину­дительно. Либо его станут преследовать неудачи в бизнесе, либо он заболеет, и таким образом будет вынужден обратить внима­ние на другую сторону своей личности и развивать ее. Мне вспо­минается один адвокат, очень экстравертированный тип, он был очень успешен, пользуясь своей экстравертированной установ­кой, но со временем он все чаще стал чувствовать себя несчаст­ным, и у него постоянно портилось настроение. Однажды в раз­говоре я попыталась намекнуть, что ему было бы совсем непло­хо остаться в выходные одному и познакомиться с другой сторо­ной своей личности. Однако он не захотел воспользовался моим предложением, оправдавшись тем, что, как только он остается один, он впадает в меланхолию и чувствует себя подавленным и измученным. Затем с ним произошел несчастный случай, и из-за серьезного перелома бедра он целых восемь месяцев был бук­вально прикован к больничной койке; таким образом для него неотвратимо наступили те одинокие выходные, которых он вся­чески избегал, - другая сторона сама собой взяла верх. Именно таков механизм отношений между противоположностями, кото­рые в данном случае воплощают фигуры башмачника и портняги; именно эти отношения приводят к тому, что в конечном сче­те слепой портняга обнаруживает себя лежащим у подмостков виселицы.

Виселица с двумя повешенными представляет собой инте­ресный мотив, который нам нужно обязательно рассмотреть. Обычай казнить злостных преступников посредством повешения на дереве существует с очень древних времен. Изначально такая казнь считалась жертвоприношением. Например, древние гер­манцы вешали заключенных, принося их в жертву богу Вотану36. Они вешали не только преступников, но и пленников, захвачен­ных в бою. Победитель говорил своему пленнику: «А теперь я принесу тебя в жертву богу Вотану». Вотан сам был богом, кото­рый был повешен на дереве; девять дней и девять ночей он оставался висящим на дереве Иггдрасиль37, а затем нашел руны и обрел тайную мудрость. Повешение человека на дереве в ка­честве жертвоприношения было в обычае древних германцев. В христианстве эта идея выражается в распятии Христа, а в пан­теоне народов Малой Азии есть бог Аттис, который был повешен на ели, и во время весенних праздничных шествий люди несли с собой шесты с привязанными к ним фигурами Аттиса, символи­зировавшие его повешение на дереве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: