Производство меховых головных уборов




 

Все меховые головные уборы классифицируют исходя из материалов, применяемых для верха, назначения, половозрастного признака, моделей, размеров и способов изготовления.

По материалам верха меховые головные уборы делят на цельномеховые и комбинированные.

В цельномеховых головных уборах все детали изготовляют из натурального меха. К цельномеховым относятся ушанка, гоголь, московская, боярка, украинская, детские и подростковые головные уборы типа капора, полуэскимоска, женские шляпы различных моделей и др.

При изготовлении комбинированных головных уборов детали лицевого околыша (козырек, назатыльник с наушниками) выкраивают из натурального меха, а детали подлицевого околыша и головки — из сукна, кожи, искусственного меха, велюра и водоотталкивающих материалов. Например, в мужских комбинированных шапках-ушанках околыш выкраивают из овчины или кролика, а подлицевые детали — из сукна, кожи или велюра.

Самых разнообразных моделей: ушанка, московская, гоголь, боярка, капор, полуэскимоска, кепи, берет, капюшон, шлем, шляпа и др. Возможно множество вариантов каждой модели.

По способу изготовления головные уборы делят на мягкие и формованные. В мягких головных уборах форму создают путем конструирования модели с применением деталей определенной формы и при этом используют формоустойчивые прикладные материалы.

Формованные головные уборы создаются путем влажно-тепловой обработки с одновременным приданием формы на соответствующей деревянной или металлической болванке. В целях закрепления формы, приданной головному убору, используют различные прикладные материалы и клеевые составы.

Моделирование головных уборов начинается с создания эскизов модели, которые выполняют при положении головы анфас, в профиль и со стороны затылка.

При разработке эскиза исходными данными, определяющими характер головного убора, являются: образ человека, для которого предназначено изделие, условия эксплуатации головного убора, вид меха, особенности направления моды, вид производства (массовое, серийное, индивидуальное). Если модель предназначена для массового или серийного производства, модельер исходит не из конкретного образа человека, а из обобщения типичных черт потребителя. Когда найден вид модели и ее пропорции, эскиз рассматривают на художественном совете предприятия. После утверждения эскиза модельер приступает к изготовлению модели.

Существует два способа моделирования головных уборов — муляжный (наколка) и графический.

При наколке форму головного убора создают с использованием макетных материалов (спартри *, бязь, коленкор). Для этого макетный материал либо раскраивают на детали, из которых затем создают задуманную модель, либо располагают таким образом, чтобы образовались необходимые складки, замины, бортики и выступы. Наколку иногда называют макетированием.

При графическом способе моделирования форму создают с помощью рисунка и чертежа. Этим способом моделируют в основном мужские головные уборы ввиду однообразия из основных конструктивных линий, а также часть женских и детских головных уборов.

Выбор способа моделирования зависит от сложности формы головного убора. Если модель новая и сложная, необходимо пользоваться наколкой, так как она позволяет получить более точную форму. Иногда модельер использует уже имеющиеся формы, на основе которых путем изменения головки, полей, бортиков и т. д. создает новую модель.

При моделировании головных уборов массового и серийного производства модельер должен знать особенности производственного процесса и организацию производства.

При моделировании головных уборов массового производства необходимо исходить из следующих требований: форма и крой модели должны быть предельно просты, но модель должна соответствовать направлению моды и удовлетворять требованиям покупателей; применяемые при изготовлении модели материалы и фурнитура должны быть обеспечены поставками или иметься на предприятии; моделирова-' ние должно быть рассчитано на те электроформы, которые к моменту внедрения модели имеются на предприятии.

Для расширения ассортимента головных уборов массового производства целесообразно одну и ту же, модель выпускать из меха различной расцветки, с различными отделками и различной фурнитурой.

* Спартри — специальный материал, применяемый для создания макетов шляп. Изготовляют его обычно в виде сетки из Тонких волокон древесной стружки.

Эти изменения должны быть предусмотрены в картах описания модели.

Головные уборы массового и индивидуального производства можно моделировать с помощью деревянной тумбы, точно соответствующей очертаниям и размерам головы. Способом наколки макетных материалов создают форму и силуэтное очертание будущей модели в соответствии с эскизом. Затем мелом или карандашом на тумбе наносят линию при-сада. Линия присада является исходной линией в моделировании и в конструировании и проходит вокруг головы по лобной и затылочной части, определяя расположение головного убора на голове. Направление этой линии определяет пропорции частей головного убора и характеризует его общий стиль.

По линии присада булавками накалывают макетный материал так, чтобы долевые и поперечные куски его располагались под углом к линии присада. Затем путем надсечек, вытачек и посадок материала в соответствии с задуманным эскизом создают макет.

Для лучшего сохранения формы макетный материал должен иметь марлевую прокладку. При создании макета материал слегка увлажняют и придают ему на тумбе необходимую форму. Затем макет высушивают и уточняют на нем все линии головного убора, обращая особое внимание на композицию, т. е. на единство всех входящих в модель элементов и их взаимную увязку.

На макете булавками или карандашом намечают конструктивные линии (если они предусмотрены)

 

Рис. 1. Деревянная форма — тумба:

а — вид спереди; б — вид сбоку

 

Рис. 2. Расположение линии присада на форме


 

Рис. 3. Деление поверхности формы головного убора на геодезические линии: / — линия шпон; 2 — средняя линия клина; 3 — промежуток между геодезическими линиями; 4—рейсмус

 

Расчетно-графический способ применяют при конструировании головных уборов, имеющих правильную геометрическую форму (цилиндр, усеченный конус и т. д.). Для этого форму головного убор разбивают на правильные геометрические фигуры, а затем производят развертку фигур на плоскости. При развертке дают припуски на швы, учитывают потяжку меха и ткани при правке, последующую усадку при хранении. Указанным способом можно конструировать лекала многих моделей меховых головных уборов.

Сеточный способ применяют при конструировании головных уборов, имеющих форму неправильных геометрических фигур. Линии швов наносят на деревянную форму, затем проводят параллельно основанию ряд геодезических линий через равные промежутки (2—3 см) в зависимости от формы.

Деление поверхности формы головного убора на геодезические линии приведено на рис.3. Измерив длину линий между швами и зная расстояние между линиями, их последовательно переносят на плоский чертеж, в результате чего получается лекало.

Сеточный способ, несмотря на сложность, дает возможность точно построить развертку формы. Кроме того, он позволяет судить о тех изменениях, которым должны быть подвергнуты детали для большего их соответствия форме головного убора, а также для придания лекалам большей технологичности при раскрое мехового полуфабриката и при изготовлении изделия. Этим способом, можно определить размеры даже самых маленьких вытачек.

Муляжный способ применяют при конструировании мягких, в том числе драпированных шляп, сложных для исполнения. Способ основан на применении макетного материала. Его располагают на соответствующей деревянной форме или макете так, чтобы все складки, сборки и другие линии точно соответствовали модели головного убора. При этом направлении нитей макета материал должен быть под углом 45° к осевой линии головного убора; это достигается соответствующей раскладкой и раскроем материала по лекалам.

Излишки макетного материала срезают, отмечают места их соединения, глубину вытачек, их направление, ширину швов, подгиб и т. д. Материал скалывают и приметывают по основным линиям. При создании конструкции на макете уточняют пропорции головного убора и указывают на нем линии кроя. Затем макетный материал снимают с формы, раскалывают, разрезают по линиям кроя, выравнивают или проглаживают утюгом. Гладить нужно по долевым или поперечным нитям, чтобы не вытянуть ткань. После уточнения контуров деталей изготовляют лекала из бумаги, на которые наносят конструктивные линии, складки и вытачки. Затем по лекалам в соответствии с технологией, производства изготовляют опытный образец головного убора. В случае отклонения образца от модели лекала еще раз уточняют и по ним изготовляют опытную партию изделий.

Модель считается проработанной, если при раскрое в скорняжном производстве она соответствует коэффициентам использования материала.и не вызывает затруднений при раскрое шкурок, то же относится и к используемым текстильным материалам. На основании проработок составляется акт, который подписывают представители производства и группы моделирования.

Для изготовления цельномеховых и комбинированных головных уборов используются следующие прикладные и отделочные материалы: ткани (шелковые, хлопчатобумажные, полушерстяные, шерстяные и др.); кожа (велюр, замша, кожа хромового дубления); утепляющие материалы (листовая вата на марле, хлопчатобумажный прошивной ватин, хлопчатобумажная вата, нетканый материал ИЗО, лекан, поролон, льняной ватин и т. д.); прокладочные материалы (листовая клееная вата на марле, аппретированная марля, клееные нетканые материалы, льняная прокладочная ткань, воротничковая ткань и др.); отделочные материалы (фурнитура, нитки, ленты и т. д.).

ТКАНИ И КОЖА

Ткани получают из натуральных и химических текстильных волокон. К натуральным относятся хлопковые, льняные, шерстяные и шелковые волокна, к химическим — искусственные и синтетические. При изготовлении меховых головных уборов используются чаще всего шелковые и шерстяные ткани. Шелковые ткани применяют в качестве подкладочных, из шерстяных (сукно) изготовляют головки комбинированных головных уборов.

Ткани, полученные целиком из искусственного шелка, идут в основном на подкладку дорогостоящих женских головных уборов. Эти ткани отличаются красивым внешним видом, легкостью, упругостью и гладкостью.

Ткани, изготовленные из смеси искусственного шелка и хлопка, используют в качестве подкладочных при изготовлении менее дорогих мужских и женских головных уборов.

Наряду с тканями при пошиве головных уборов применяют и кожу (чаще всего хромового дубления). Ее используют для изготовления головок комбинированных меховых головных уборов (шапка-ушанка, финка и др.). Кожа должна обладать повышенной мягкостью, эластичностью, хорошими гигиеническими свойствами и иметь красивый внешний вид. Для пошива головных уборов применяют кожу площадью от 20 до 80 дм2.

Кроме гладких кож хромового дубления при изготовлении комбинированных головных уборов используют кожи с ворсовой поверхностью (велюр). Такие кожи получают из опойка, выростка, полукожника, козлины и овчины.

Головки указанных головных уборов также изготовляют из шеврета — кожи, выделанной из шкур овец.

ПРОКЛАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для придания устойчивой формы, а также для сохранения ее в процессе эксплуатации при изготовлении головных уборов используют прокладочные материалы: хлопчатобумажную и льняную прокладочную ткань, воротничковую ткань, аппретированную марлю, а также нетканые материалы (прокламелин, флизелин, полотно ИЗО и лекан). Прокладочные материалы должны быть тонкими, мягкими, легкими и недорогими. При эксплуатации они должны выдерживать основные деформационные нагрузки, следовательно, должны быть прочнее кожевой ткани пушно-мехового полуфабриката.

Рассмотрим некоторые из указанных прокладочных материалов, применяемых в отечественной промышленности при изготовлении головных уборов.

Прокламелин — нетканый материал, выпускается в виде полотна из смеси вискозных и нитроновых волокон. Ширина полотна 90 ± 3 см. Для меховых из«делий рекомендуется применять прокламелин с поверхностной плотностью 70 ± 7 и 100 ± 10 г/м2.

Полотно ИЗО — прокладочно-утепляющий полушерстяной нетканый материал, получаемый комбинированным способом (сочетают иглопробивной с клеевым). Его получают из вискозного штапельного волокна в смеси с шерстью. Ширина полотна ИЗО 150 ±5 см, поверхностная плотность 200 ± 20 г/м2.

Нетканые материалы значительно легче листовой ваты, а по упругости превосходят аппретированную марлю. Кроме того, они более технологичны.

Воротничковая ткань — это хлопчатобумажная ткань типа бязи, но более плотная, обработанная полимерами. Она обладает свойством при увлажнении деформироваться и принимать необходимую форму, а при высушивании сохранять эту форму. Выпускается шириной не менее 73,5 м.

УТЕПЛЯЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

При изготовлении мужских, молодежных, подростковых и детских меховых и комбинированных головных уборов в качестве утепляющих (теплоизоляционных) прокладок используют хлопчатобумажную вату, листовую вату, льноватин, хлопчатобумажный прошивной ватин, полотно ИЗО, лекан и т. д. Наиболее широкое применение из указанных утепляющих материалов получил хлопчатобумажный прошивной ватин;(ГОСТ 19008—82). Это нетканый материал, получаемый путем прошивания волокнистого холста хлопчатобумажной пряжей на вязально-прошивной машине. Ширина ватина 150—160 см, поверхностная плотность 215—520 г/м2. Хлопчатобумажный прошивной ватин используется в пакете тулей почти во всех видах головных уборов в сочетании с другими материалами.

В последнее время в качестве утепляющей прокладки стали применять полотно ИЗО и лекан.

Варианты пакетов предусмотрены в технологии пошива мужских, подростковых и детских меховых головных уборов.

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для придания головным уборам красивого законченного внешнего вида применяют различные отделочные материалы. К ним относятся: лента (репсовая, муаровая), декоративные пуговицы, пуговицы, обтянутые репсовой лентой или кожей, ремешки, помпоны из меха или кожи, броши, пластмассовые и деревянные украшения, цветы, в том числе меховые, и т. д. Наряду с отделочными используют и вспомогательные материалы, наиболее важным вспомогательным материалом являются нитки. Хлопчатобумажные швейные нитки (ГОСТ 6309—80) должны быть прочными, иметь равномерную тонину на протяжении всей длины. На нитках не должно быть узлов, окраска ниток должна быть прочная. Нитки вырабатываются следующих видов: экстра в 3 сложения, прима в 3 сложения, специальные в 6 сложений и особопрочные в 9 и 12 сложений.

При изготовлении меховых головных уборов используют хлопчатобумажные швейные нитки в 3 и 6 сложений № 10, 20, 30, 40, 60, 80 и 100; особопрочные нитки в 9 и 12 сложений № 00, 0, 1, 3, 4, 6, 30 и 40. Применяют нитки как правой, так и левой крутки в зависимости от класса швейных машин.

В скорняжном производстве вместо шелковых, а в некоторых случаях и вместо хлопчатобумажных применяют лавсановые швейные нитки. При использовании лавсановых ниток повышаются прочность и растяжимость швов. Лавсановыми нитками ЗЗЛ(М90/3) и 22Л(М90/3) обычно соединяют детали утепляющих подкладок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: