Профориентация в ПетрГУ
ПетрГУ активно проводит профориентационную работу с обучающимися, имеет свою гибкую организованную систему. У вуза налажены партнерские связи с большим числом школ города Петрозаводска, а также со школами районных центров, отдаленными поселениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями СПО. Университет предлагает школьникам возможности для поиска и самореализации себя, проводит различные профориентационные мероприятия. Таким образом, у вуза есть собственная позиция по отношению к профориентационной работе: «школы приходят в университет».
Система профориентации в школе
В ходе нашего исследования мы попытались определить каково состояние профориентации в школах на данном этапе и какое место в ней занимает использование ИТ, в частности интернет-тестирование.
Мы опросили психологов школ г. Птз. Анкета содержит вопросы об их отношении к профориентации, работе по данному направлению, а также об осведомленности психологов об ИТ и их использовании.
Опрос показал, в школах проводится профориентационная работа с учащимися и это является одним из направлений работы психолога.
Несмотря на это, в школе нет целостной системы по профориентационной работе с учениками. Это проявляется в том, что
значительная часть выпускников школ не определились с выбором будущей профессии,
в качестве основных целей психологи школ города Петрозаводска называют отдельные задачи, формы работы, направления деятельности по профориентации,
работа по профессиональному ориентированию школьников проводится в основном с выпускными классами, не затрагивая начальное и среднее звено.
Результаты исследования показали, что психологи образовательных учреждений знакомы с современными ИТ и используют их в своей практике (рис.1). В основном они упоминают компьютерную диагностику, презентации, фильмы.
Рисунок 1. Знание и использование психологами школ города Петрозаводска информационных технологий в профориентационной работе со школьниками
В табл.1 представлены положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий в профессиональной ориентации школьников, которые выделяют психологи.
Таблица 1 Отношение психологов школ г. Птз к использованию ИТ в профориентационной работе со школьниками
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
экономия времени специалиста на сбор данных, быстрота обработки данных, получение качественных данных, испытуемый сразу видит свои результаты – наглядность, для самого ученика это «быстро, удобно и интересно», такая форма тестирования полезна для человека, имеющего трудности в общении, что снижает его неуверенность | возможность потери каких-то данных при сбое работы компьютера, вероятность неверной обработки данных программой |
- В целом психологи положительно относятся к проведению тестирования по профориентации через интернет, но с возможностью во время заполнения теста и после обсудить результаты со специалистом», а также «при использовании проверенных методик».
- Все психологи единодушно согласились с тем, что тестирования по профориентации через интернет недостаточно для профессионального самоопределения школьников. Однако в вопросе доверия к результатам интернет-тестирования мнения разошлись, как видно на Рис. 2.
Рис. 2. Степень доверия психологов школ и - т по профориентации школьников.