Компьютерное тестирование
как средство повышения готовности к выбору профессии.
Программа исследования.
1. Цель: выявить условия эффективности использования интернет-тестирования в профессиональной ориентации школьников.
2. Объект: профессиональное самоопределение учащихся.
3. Предмет: компьютерное тестирование как средство повышения готовности к выбору профессии.
4. Гипотеза: интернет-тестирование является инструментом, который оказывает влияние на самоопределение школьников:
- влияние интернет-тестирования на самоопределение школьников незначительно и касается информированности, знаний перспектив, повышения уверенности в выбранной профессии.
5. Задачи:
- изучить и провести анализ литературы по проблеме исследования;
- провести анализ сложившейся системы профориентации и практики;
- провести анализ системы профориентации в школе, в вузе;
- провести диагностику профессиональной направленности старшеклассников при помощи интернет-тестирования (через ресурс образовательного портала «Ориентир ПетрГУ»);
- определить эффективность использования интернет –тестирования в профессиональной ориентации школьников.
Выборка:
В исследовании приняло участие 76 человек: учащиеся 9-11 классов – 67 человек, педагоги-психологи образовательных учреждений города Петрозаводска (со стажем от 1,5 до более 20 лет) – 9 человек.
Период проведения исследования: январь – май 2016 года.
Методики:
- Опросник профессиональных предпочтений Голланда (электронный вариант, ресурс образовательного портала «Ориентир ПетрГУ»).
- Анкета для старшеклассников, созданная на основе:
1. методики определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков);
|
2. опросника для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому).
- Анкета для психологов школы, созданная на основе материалов исследования кафедры психологии ПетрГУ.
Рабочие понятия:
Профессиональное самоопределение – это постепенное формирование у человека готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению – это знание мира профессий, знание путей и способов подготовки к профессии и готовность совершению акта выбора.
Профориентация – это система мер, осуществляемых с целью оказания помощи лицам в ситуациях связанных с профессиональным самоопределением
Тестирование с использованием современных информационных технологий – это измерение индивидуально-психологических качеств и свойств личности с применением вычислительной техники.
Требования к проведению профориентационной работ базируются на ФГОС нового поколения. Одним из пунктов портрета выпускника школы является то, что он должен быть «подготовлен к осознанному выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы».
Вступление
В осуществлении деятельности по профориентационному направлению можно отметить две пересекающиеся, связанные между собой проблемы.
С одной стороны, перед современными вузами стоит задача найти и создать качественный контингент обучающихся. Для этого университетам необходимо создать организованную систему профориентации и реализовать ее на практике.
|
С другой стороны, учась в школе, ученики должны определиться с собственными интересами, возможностями и выбрать будущую профессию и учебное заведение, в которое они хотят поступать. В выборе дальнейшего пути учащимся должна помочь школьная система профориентации.
И именно здесь две системы по профориентации должны пересекаться и сотрудничать. Исходя из этого каждая сторона, преследуя свои цели, приходит к решению общей проблемы – помощь школьникам в профессиональном самоопределении.
Таким образом, высшее учебное заведение, в нашем исследовании мы рассматриваем ПетрГУ, предлагает выпускникам школ различные формы работы для помощи им в профессиональном самоопределении. Среди многих проверенных форм работы можно отметить и использование современных информационных технологий, в частности интернет-тестирование.
В ходе нашего исследования, мы проанализировали систему профориентации вуза и школы, и установили, какую роль в помощи профессионального самоопределения школьников играет одна из форм работы по профориентационной работе – интернет-тестирование (в частности РОП «Ориентир ПетрГУ»).
Как построено исследование
Для построения и проведения исследования на основе изученной литературы (Чистякова, Исмагилова, Ретивых, Пряжников) нами были определены критерии эффективности использования ИТ в профессиональном самоопределении школьников: ценностные, эмоциональные, когнитивные (личностные, профессиональные). На основе этого была построена анкета для старшеклассников.
|
В ходе нашего исследования были опрошены:
- учащиеся старших классов, с целью определения их готовности к выбору профессии. Также учащиеся проходили интернет-тестирование через ресурс образовательного портала «Ориентир ПетрГУ», который направлен на ознакомление учащимися своих профессиональных предпочтений по методике Голланда, а также позволяет им узнать на какие профессии в ПетрГУ, согласно полученным результатам тестирования, абитуриент может претендовать. Также присутствует информационный блок, отвечающий на часто задаваемые вопросы выпускников относительно выбора профессии. После чего заполняли анкету по поводу их отношения к интернет-тестированию в профориентационной работе;
- психологи школ города Птз, с целью определения настоящего состояния профориентации в школе и отношения психологов к современным ИТ;
- также была проведена беседа с заместителем начальника Управления довузовской и профориентационной работы ПетрГУ Ниной Михайловной Винокуровой с целью анализа системы профориентации ПетрГУ.