Как построено исследование




Компьютерное тестирование

как средство повышения готовности к выбору профессии.

Программа исследования.

1. Цель: выявить условия эффективности использования интернет-тестирования в профессиональной ориентации школьников.

2. Объект: профессиональное самоопределение учащихся.

3. Предмет: компьютерное тестирование как средство повышения готовности к выбору профессии.

4. Гипотеза: интернет-тестирование является инструментом, который оказывает влияние на самоопределение школьников:

- влияние интернет-тестирования на самоопределение школьников незначительно и касается информированности, знаний перспектив, повышения уверенности в выбранной профессии.

5. Задачи:

- изучить и провести анализ литературы по проблеме исследования;

- провести анализ сложившейся системы профориентации и практики;

- провести анализ системы профориентации в школе, в вузе;

- провести диагностику профессиональной направленности старшеклассников при помощи интернет-тестирования (через ресурс образовательного портала «Ориентир ПетрГУ»);

- определить эффективность использования интернет –тестирования в профессиональной ориентации школьников.

Выборка:

В исследовании приняло участие 76 человек: учащиеся 9-11 классов – 67 человек, педагоги-психологи образовательных учреждений города Петрозаводска (со стажем от 1,5 до более 20 лет) – 9 человек.

Период проведения исследования: январь – май 2016 года.

Методики:

- Опросник профессиональных предпочтений Голланда (электронный вариант, ресурс образовательного портала «Ориентир ПетрГУ»).

- Анкета для старшеклассников, созданная на основе:

1. методики определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков);

2. опросника для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому).

- Анкета для психологов школы, созданная на основе материалов исследования кафедры психологии ПетрГУ.

Рабочие понятия:

Профессиональное самоопределение – это постепенное формирование у человека готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональному самоопределению – это знание мира профессий, знание путей и способов подготовки к профессии и готовность совершению акта выбора.

Профориентация – это система мер, осуществляемых с целью оказания помощи лицам в ситуациях связанных с профессиональным самоопределением

Тестирование с использованием современных информационных технологий – это измерение индивидуально-психологических качеств и свойств личности с применением вычислительной техники.

Требования к проведению профориентационной работ базируются на ФГОС нового поколения. Одним из пунктов портрета выпускника школы является то, что он должен быть «подготовлен к осознанному выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы».

Вступление

В осуществлении деятельности по профориентационному направлению можно отметить две пересекающиеся, связанные между собой проблемы.

С одной стороны, перед современными вузами стоит задача найти и создать качественный контингент обучающихся. Для этого университетам необходимо создать организованную систему профориентации и реализовать ее на практике.

С другой стороны, учась в школе, ученики должны определиться с собственными интересами, возможностями и выбрать будущую профессию и учебное заведение, в которое они хотят поступать. В выборе дальнейшего пути учащимся должна помочь школьная система профориентации.

И именно здесь две системы по профориентации должны пересекаться и сотрудничать. Исходя из этого каждая сторона, преследуя свои цели, приходит к решению общей проблемы – помощь школьникам в профессиональном самоопределении.

Таким образом, высшее учебное заведение, в нашем исследовании мы рассматриваем ПетрГУ, предлагает выпускникам школ различные формы работы для помощи им в профессиональном самоопределении. Среди многих проверенных форм работы можно отметить и использование современных информационных технологий, в частности интернет-тестирование.

В ходе нашего исследования, мы проанализировали систему профориентации вуза и школы, и установили, какую роль в помощи профессионального самоопределения школьников играет одна из форм работы по профориентационной работе – интернет-тестирование (в частности РОП «Ориентир ПетрГУ»).

Как построено исследование

Для построения и проведения исследования на основе изученной литературы (Чистякова, Исмагилова, Ретивых, Пряжников) нами были определены критерии эффективности использования ИТ в профессиональном самоопределении школьников: ценностные, эмоциональные, когнитивные (личностные, профессиональные). На основе этого была построена анкета для старшеклассников.

В ходе нашего исследования были опрошены:

- учащиеся старших классов, с целью определения их готовности к выбору профессии. Также учащиеся проходили интернет-тестирование через ресурс образовательного портала «Ориентир ПетрГУ», который направлен на ознакомление учащимися своих профессиональных предпочтений по методике Голланда, а также позволяет им узнать на какие профессии в ПетрГУ, согласно полученным результатам тестирования, абитуриент может претендовать. Также присутствует информационный блок, отвечающий на часто задаваемые вопросы выпускников относительно выбора профессии. После чего заполняли анкету по поводу их отношения к интернет-тестированию в профориентационной работе;

- психологи школ города Птз, с целью определения настоящего состояния профориентации в школе и отношения психологов к современным ИТ;

- также была проведена беседа с заместителем начальника Управления довузовской и профориентационной работы ПетрГУ Ниной Михайловной Винокуровой с целью анализа системы профориентации ПетрГУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: