Арт-терапия – это лечение искусством психических или психосоматических заболеваний. Человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прорабатывая» их через творческое переживание.
Использование арт-терапии в работе со страхами и другими чувствами
Поговорим о том как можно проработать свой страх или другие сильные эмоции с помощью изотерапии. Практически каждый человек в своей жизни хоть раз, но испытывал страх. Страх бывает разной интенсивности и возникает в определенной ситуации. Это может быть страх перед опасностью, страх за близких людей, страх перед выступлением, страх заболеть и т. д.
Страх – это сильнейшее внутреннее напряжение. Сильный страх может испепелить человека изнутри на уровне духа и тела. Так известный миллионер Д.Рокфеллер из-за боязни потерять деньги, в 53 года потерял почти все волосы, вплоть до того, что у него выпали ресницы. Очень сильный страх многие люди испытывают при публичном выступлении, хотя в других ситуациях эти же люди проявляют твердый характер и силу духа. Испытывая страх, человек находится в постоянном стрессе, который влияет на качество жизни. Поэтому напряжение, испытываемое в определенных ситуациях, необходимо снизить и даже нейтрализовать.
В психологии существует много методов для преодоления различных видов страха. Для работы со страхом наряду с другими методами применяют методы арт-терапии.
Одно из направлений арт-терапии: изотерапия. Психолог предлагает человеку, пришедшему на прием, проработать свой страх, осознать источник возникновения страха через свой рисунок. Чаще всего на первом занятии многие говорят одну и туже фразу: «Я не умею рисовать», но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы человек смог выразить на листе бумаги свое внутреннее состояние.
|
Свой страх или тревогу можно рисовать красками, цветными карандашами и фломастерами. Если есть возможность и желание нарисовать свой страх или тревогу на песке. После чего это символическое изображение можно разрушить или стереть.
Техника "рисование пальцами с использованием гуаши"
Основательницей современного рисования пальцами является Рут Ф. Шоу.
При использовании гуаши психолог предлагает сделать рисунок не кистью, а просто пальцами, макая пальцы в баночку с гуашью. Кроме того техника "рисование пальцами с использованием гуаши" хорошо зарекомендовала себя при работе со слабовидящими и глухими детьми. Для этого можно использовать краски сенсорные пальчиковые. У этих красок шероховатая структура, которая хорошо ощущается пальцами. Цветовая гамма, используемая в рисунке, у каждого может быть своей, в зависимости от настроения и того состояния, в котором находится человек. Для рисунков годится любая бумага по цветовой гамме и по размеру. По мере проработки тех или иных проблем каждая эмоция постепенно ассоциируется с определенным цветом, своей формой, своим символом. При совместной работе с арт-терапевтом эта цветовая гамма может постепенно меняться, символы - трансформироваться. Не каждый человек может выразить словами, что он испытывает во время страха или другого эмоционально нагруженного состояния. Иногда это легче сделать с помощью рисунка. Рисунки, выражающие страх или другие негативные эмоции, у разных людей не повторяются. Порой они носят такой необычный характер, как будто человек рисует не реальность, а один из своих снов. Рисунки при этом спонтанны, идет полная импровизация. Человек просто следует за ходом своих мыслей. Бывает так, что человеку снятся постоянно кошмары. В этом случае можно нарисовать свой сон, тем самым вытащить свой страх из глубины души на уровень осознания. Иногда чтобы проследить, откуда берет свое начало страх и что за этим стоит, нужно сделать целую серию рисунков. Переложив свой страх на лист бумаги, человек может делать с этим рисунком все, что угодно. Психолог предлагает в таких случаях проявить полную свободу в выражении своих чувств. Чтобы снять эмоциональное напряжение можно заменить рисунок со страхом на какой-нибудь веселый или нелепый по своему содержанию. Таким же образом можно работать и с другими эмоциями и чувствами: гневом, ненавистью, яростью, обидой, чувством вины, плохим настроением.
|
К счастью, человека нередко переполняет такая сильная эмоция, как радость. И это тоже можно выразить на листе бумаги. Рисунки человека достаточно информативны. Нет хороших или плохих рисунков при терапевтической работе. Рисунки - это выражение внутреннего состояния человека. Радость это или печаль, спокойствие или напряжение, гнев или любовь. В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то - выявление творческих способностей. Но прежде чем человек действительно почувствует себя комфортно, избавится от негатива, который отравляет жизнь порой не один год, пройдет немало времени, т.к. этот процесс довольно длительный и трудоемкий. На консультации у психолога идет проработка негативных мыслей и замещение их позитивными. Во время консультации очень важно взаимопонимание и взаимодоверие между психологом и человеком, пришедшим на консультацию со своими проблемами. Порой человек рассказывает психологу такие вещи, которые не может рассказать даже самым близким людям.
|
Необходимо отметить, что задача психолога состоит не только в том, чтобы проанализировать один конкретный случай, а в том, чтобы постепенно научить человека самому анализировать те или иные ситуации, использовать внутренние ресурсы и справляться с возникающими трудностями и проблемами при любых условиях, используя творческую деятельность.
ВОПРОСЫ«ПСИХОСОМАТИКА»
1. Психика как универсальный приспособительный механизм.
2. Дуализм биологического и социального в человеке.
3. Гуморальные теории темперамента.
4. Конституциональные теории темперамента (Э. Кречмер. У. Шелдон).
5. Зарождение психосоматического направления в медицине (Х.Хайнрот, М. Якоби).
6. Значение теории З.Фрейда для развития психосоматического направления.
7. Современное представление о психосоматике.
8. Классификация психосоматических расстройств по А.Б. Смулевичу.
9. Классификация психосоматических расстройств К.Ясперса.
10. Психосоматические расстройства как реакция на стрессовую ситуацию: теория стресса Г. Селье.
11. Неспецифичность реакции организма.
12. Стратегии совладания со стрессом (копинг-стратегии).
13. Психическая адаптация и дезадаптация.
14. Острая реакция на стресс.
15. Поведенческий тип «А».
16. Поведенческий тип «С»,
17. Алекситимия в структуре психосоматических расстройств.
18. Детский госпитализм как психосоматическая проблема.
19. Теории объектных отношений.
20. Роль защитных механизмов в развитии психосоматических нарушений.
21. Истерическая конверсия нa opгaн в теории З.Фрейда.
22. Представление о конверсионном расстройстве теории Ф. Александера.
23. Стадии соматизации психических симптомов по А,Митчерлиху.
24. Современное представление об истерической конверсии (конверсионном расстройстве).
25. Нервная анорексия: формирование патологической потребности при нарушении пищевого поведения. Методы терапии.
26. Нервная булимия: формирование патологической потребности при нарушении пищевого поведения. Методы терапии.
27. Ожирение: формирование патологической потребности при нарушении пищевого поведения. Методы терапии.
28. Следование диете: формирование патологической потребности при нарушении пищевого поведения. Методы терапии.
29. Внутренняя картина болезни и ее роль в развитии психосоматических расстройств.
30. Симуляция и аггравация симптомов. Синдром Мюнхгаузена.
31. Применение психоанализа при терапии психосоматических расстройств.
32. Приемы когнитивно-бихевиоральной терапии в лечении психосоматических расстройств.
33. Самовнушение и визуализация в терапии психосоматических расстройств.
34. Прогрессивная мышечная релаксация в терапии психосоматических расстройств.
35. Аутогенная тренировка в терапии психосоматических расстройств.
36. Применение арт-терапии в лечении психосоматических расстройств.