Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.
Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.
Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз не сводится к фиксации и не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния.
Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).
К основным понятиям психодиагностики относят диагностические признаки, диагностические категории и диагностический вывод.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения, это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории принято называть "латентными переменными". Для количественных категорий часто используется также название "диагностические факторы". Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.
|
В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:
1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);
2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;
3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.
Основными элементами психодиагностического процесса, образующими систему, которая выполняет функции по постановке психологического диагноза, являются:
1) психодиагност (в некоторых случаях – группа специалистов);
2) клиент (испытуемый или их группа);
3) психодиагностическая методика или комплекс методик;
4) условия, в которых осуществляется психодиагностическое исследование.
В качестве психодиагноста может выступать специалист (группа специалистов), обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками, имеющий соответствующую квалификацию, дающую право на проведение психодиагностического исследования, и имеющий внутреннюю готовность его осуществить. Клиентом (испытуемым) является любой человек или группа людей, готовых и согласных на проведение психодиагностического исследования. Исключение составляют маленькие дети, согласие на исследование которых должно быть получено у родителей или лиц, их заменяющих. Аналогичное требование относится к ситуациям, когда испытуемый является частично или полностью недееспособным. Согласие испытуемых также не требуется, если психодиагностическое исследование проводится по решению суда. Кроме того, в некоторых достаточно редких случаях, например, когда психодиагностическое исследование осуществляется в отношении военнослужащих, оно может осуществляться без согласия испытуемых, однако такие случаи должны быть оговорены в соответствующих нормативных документах. Используемые методики должны отличаться валидностью и надежностью, а психодиагност должен иметь достаточную квалификацию.
|
Условия психодиагностического исследования – совокупность факторов, которые в той или иной мере способны повлиять на достоверность полученных результатов.
Данные условия могут быть внутренними (психическое и физическое состояние испытуемого, в том числе его готовность к добросовестному сотрудничеству) и внешними (наличие необходимой обстановки, время суток, санитарно-гигиенические условия, продолжительность самого исследования, отсутствие субъективных установок у психодиагноста и его внутренняя готовность к качественному осуществлению своих профессиональных обязанностей, валидность и надежность психодиагностических методик).
|
Этапы психодиагностического процесса Психодиагностический процесс состоит из ряда обязательных этапов, реализация которых обеспечивает постановку психологического диагноза и написание психологического заключения. Различные авторы выделяют различные этапы психодиагностического процесса.
А. В. Батаршев выделяет три этапа в процессе тестирования:
1) выбор тестовой методики; 2) непосредственное тестирование; 3) интерпретация результатов психодиагностического исследования.
Психодиагностическое исследование, с точки зрения Корманна, начинается с постановки вопроса (цели диагностики), осуществляемой по результатам предварительного исследования.
Далее осуществляется подбор психодиагностических методик, собственно психодиагностическое исследование и обработка полученных результатов, после чего осуществляется оценка того, получены ответы на поставленные вопросы или нет. Если информации недостаточно, этапы с третьего по пятый повторяются. В заключение психодиагностического исследования подводятся его итоги.
К базовым этапам психодиагностического процесса в отечественной психологии относят (А. А. Бодалев, В. В. Столин):
1) ориентировочный;
2) планирующий;
3) сбор психодиагностических данных;
4) обработка и интерпретация данных;
5) подготовка психологического заключения;
6) контроль эффективности психодиагностики.
В целом психодиагностический процесс включает в себя три основных блока:
1) подготовительный; 2) исследовательский; 3) заключительный.
При этом подготовительный блок включает в себя этапы: знакомства, ориентировочный, подготовки комплекса психодиагностических методик. Исследовательский блок включает собственно психодиагностическое исследование, обработку и анализ полученных результатов, выдвижение промежуточных гипотез. Заключительный блок представляет собой деятельность психолога по написанию психодиагностического заключения и выработке рекомендаций.
Следует отметить, что психодиагностический процесс не является строго регламентируемым, а его этапы не обязательно реализуются в той последовательности, как они были представлены выше. Структура и этапы психодиагностического процесса во многом определяются целями психодиагностики и стоящими перед психологом задачами.
12. Проблемы комплексной психодиагностики
Массовое распространение тестов многочисленные сборники тестов, издающиеся большими тиражами, однако форма их представления (текст методики, ключ для обработки, пара строк в качестве описания измеряемых характеристик) делает невозможным их серьезное профессиональное использование. Более того, информации, представленной в подобных сборниках, как правило, недостаточно для того, чтобы понять, насколько хорош или плох конкретный тест: отсутствуют данные об особенностях разработки и/или адаптации теста, его стандартизации, сведения о валидности, надежности и пр. Помимо этого, большинство тестов устарели, а тест должен показать, владеет ли испытуемый навыками, необходимыми для выполнения учебного задания или для работы в определенной профессиональной области. В отличие от критериально-ориентированных тестов методики, ориентированные на норматив, показывают лишь, что субъект находится на какой-то точке кривой распределения результатов популяции. В тестах, ориентированных на критерий, основной упор делается на то, что индивид может делать и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других. Данные психодиагностики могут используются в социальной практике для формирования определенного решения – выносит просто суждение о его о специфических индивидуальных особенностях клиента. Недостаток литературы по методам психологического исследования порой приводит к некомпетентному использованию методик, некритическому принятию теоретических представлений, проникающих через интерпретацию данных. При осуществлении психодиагностики нужно большое внимание уделять всем стадиям исследования: поисковая стадия, пилотаж, основная, заключительная.
Принципы комплектования психодиагностических батарей
ПБ - совокупность тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Также под тестовой батареей понимается комплекс методик, предназначенных для решения конкретной психодиагностической задачи. Психологическая диагностика предполагает наличие единства теоретической концепции (теории), метода (и его инструментального воплощения) и способа воздействия на психическую реальность.
Отсюда следует, что метод, построенный в рамках одной теоретической концепции, не может быть в полной мере использован для объективизации той стороны объекта, которая освещена другой теорией, а полученные с помощью этого метода данные не могут быть основой для построения технологии воздействия, базирующейся на совершенно иных теоретических представлениях. Это "принцип методического ограничения".
Принципы построения комплексного психологического портрета личности
Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов.
Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.На основе оценки свойств личности можно составить психологический портрет, включающий следующие компоненты:1. темперамент;2. характер;3. способности;4. направленность;5. интеллектуальность;6. эмоциональность;7. волевые качества;8. умение общаться;9. самооценка;10. уровень самоконтроля;11. способность к групповому взаимодействию. Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности. Они включают в него:1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, темперамент).
Формы представления результатов психологических исследований
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.
Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.
Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.
Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Естественный и научный текст. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически – графики. Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных – таблицы.