Критерий объективности в психодиагностике. Принцип научной обоснованности в психодиагностике




КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ЗАЛОЖЕНЫ В ПРИНЦИПАХ И МЕТОДАХ ИХ РАЗРАБОТКИ. При научной организации работы по созданию тестов используются внешние критерии, не зависимые от воли и желаний разработчика теста. Результаты ответов испытуемых на каждое отдельное задание теста сравниваются с этими внешними критериями. Те задания, которые дают результаты, совпадающие (или статистически значимо коррелирующие) с критерием, объявляются ВАЛИДНЫМИ (то есть обоснованными) по данному критерию. Когда, после отсева невалидных заданий, в тесте остаются только валидные задания, тест в целом оказывается валидным.

Так обстоит дело с объективностью в случае с измерительными, стандартизованными методиками психодиагностики — в случае с тестами.

Как один из методов определения диагностики пригодности, тестирование нуждается в выявлении качества выполнения возложенных на него селективных функций.

"Разложенные" по жизненному циклу тестов - его конструированию, проведению и вынесению оценки, определенные показатели могут дать возможность проследить, на каком этапе тест в большей степени приобретает или теряет смысл, над каким аспектом его внедрения в практику специалистам предстоит работать еще.

В качестве признанных для оценки тестов выступает ряд критериев, которые характеризуют как критерии качества, или добротности.

Определяя одинаковые для всех психологических методов диагностики пригодности критерии, Г.Шанц, например, не выделяет особо тестирование, считая, что оно - по показателям качества - должно вписываться в сравнимый - пятиэлементный - ряд других инструментов отбора:

· надежность;

· валидность;

· объективность;

· экономичность;

· полезность [43].

Под объективностью понимается степень, в которой результаты теста не зависят от проверяющего. "Объективность означает, что результат тестирования достигается только тестовым инструментом, т.е. согласно его намерениям и целям, независимо от руководителя теста.

Надежность (достоверность), или независимость от случая, определяют как степень стабильности, с которой отличительная черта будет измерена точно при повторном тестировании [10, с.169]. Говоря о точности, с которой может быть измерено свойство тестируемой личности, специалисты подразумевают исключительно свободное от ошибок значение измерения, независимое от интерпретационной точки зрения. В одинаковых условиях для данной тестируемой личности должны получаться те же самые оценки измерения

Валидность, или действительность теста есть гарантия, что он в самом деле измеряет то, что подлежит измерению, или что должно быть измерено. Согласно оценке специалистов, действительность издавна была самой спорной и сложной проблемой для тех, кто занимается конструированием тестов.

В работах, объектом рассмотрения которых стала валидность, внимание акцентируется на определенных ее видах. Согласно одной из версий, инструменты тестирования (автор называет их предикторами) должны удовлетворять трем критериям адекватности, под которой, судя по содержанию, и понимается показатель валидности. В их числе упоминается

· конструктивная адекватность,

· смысловая адекватность и

· критериальная адекватность.

· 3.4. Побочные критерии качества тестов

· НОРМИРУЕМОСТЬ. Для относительного определения позиций теста необходимо сравнивать данные организационной системы. Эти тестовые проверки производятся путем исследования репрезентативной выборки той популяции, для которой тест должен быть действенным. В основу чаще всего кладется модель нормального распределения. Если опытная группа не соответствует предполагаемой проверке совокупности, получаются искажения. Например, тест для кандидатов, имеющих образование, должен быть нормирован для случайной выборочной совокупности, элементами которой являются образованные люди.

· СРАВНИМОСТЬ. О сравнимости можно говорить, если в наличии имеются формы параллельного тестирования для контроля надежности либо тесты для контроля валидности по тем же признакам.

· ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (ПОЛЕЗНОСТЬ). Измеряемые качества или способ поведения должны иметь практический интерес. Кроме того, они не должны так же хорошо исследоваться другими тестами.

· ЭКОНОМИЧНОСТЬ. Тест экономичен в том случае, если:

а) для проведения он требует мало времени;

б) используется мало материалов;

в) прост в обращении;

г) может проводиться как групповой тест;

д) быстро и удобно оцениваем.

Принцип научной обоснованностипредполагает высокий научный потенциал психолога-диагноста, его профессиональную подготовку на основе профессионально-этических стан­дартов в области тестирования. Соблюдение данного принципа способствует устранению ошибок диагноста и артефактов (искусственных, ложных фактов, полученных в результате не­правильного применения тестовых методик). Ошибка диагноста - это разновидность арте­факта, обусловленная недостаточной опытностью или предубежденностью исполнителя (пользо­вателя) методик. Например, неопытный диагност вольно или невольно может подсказать пра­вильный ответ на тестовое задание, окажется предвзятым в своих оценках, будет искаженно интерпретировать результаты проективных методик. Полностью устранить ошибки диагноста можно путем привлечения нескольких опытных и независимых диагностов (независимых друг от друга, от испытуемых и заказчиков психодиагностической информации). Конечно, принцип научной обоснованности диагностики совершенно исключает применение так называемых «популярных» паранаучных проективных тестов, при проведении и интерпретации которых не может быть соблюдена необходимая научная технология.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять

Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis — распознание) — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля..

...





Читайте также:
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.