КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Области деятельности психолога психодиагноста.
2. Предмет психодиагностики, ее принципы, функции и задачи, соотношение теоретической и практической психодиагностики. Основные понятия психодиагностики по А.Г.Шмелеву.
3. Классификации методик психодиагностики. Области практического использования методов психологической диагностики.
4. Типы психодиагностических методик: формализованные и малоформализованные. Методы диагностики интеллекта, личности, психических функции и психических состояний.
5. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
6. Дифференциальная психометрика. Психометрические основы психодиагностики. Психометрические свойства психодиагностических методик: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы.
7. Понятие «валидность», ее виды. Значение данного психометрического свойства.
8. Понятие «надежность», ее типы. Значение данного психометрического свойства.
9. Критерий объективности в психодиагностике. Принцип научной обоснованности в психодиагностике.
10. Стандартизация психодиагностических методик. Требования, предъявляемые к ситуациям психодиагностики, поведению исследователя в течение диагностического процесса. Этапы стандартизации, выборка стандартизации.
11. Понятие о психологическом диагнозе. Структура диагностического процесса.
12. Проблемы комплексной психодиагностики. Принципы комплектования психодиагностических батарей и построения комплексного психологического портрета личности. Формы представления результатов психологических исследований.
|
13. Подходы к определению интеллекта. Значение IQ. Основные концепции интеллекта.
14. Тесты измерения интеллекта, их виды. Основные тесты интеллекта: тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, тесты Д.Векслера, тест Дж.Равена, Р.Кеттелла.
15. Стандартизованные методы в психодиагностике. Метод тестов. Функции и истоки психологического тестирования, области применения и разновидности тестов.
16. Требования к проведению тестирования, условия тестирования. Достоинства и недостатки тестов.
17. Стандартизированные самоотчеты как метод изучения личности. Классификации опросников. Типологические опросники и опросники черт личности.
18. Психодиагностика способностей. Психологические проблемы тестирования способностей. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты.
19. Основные направления в психодиагностике мотивации. Методы диагностики мотивационной сферы.
20. Методические проблемы диагностики психических состояний. Методики для диагностики психических состояний, эмоционально-волевой сферы личности.
21. Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Области деятельности психолога психодиагноста.
ПД – психол. дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека.
Психодиагностика как наука (теоретическая дисциплина) рассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».
|
Это научно-исследовательская область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.
Психодиагностика как практика (практическая деятельность) – психологическое обследование личности с целью постановки психологического диагноза. Это – основа деятельности любого практического психолога (М.К.Акимова). Постановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.
Диагноз - это распознавание. Следовательно, психодиагностика - отрасль практической психологии, целью которой является, распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния. На основе результатов психодиагностики выстраиваются такие направления работы, как психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия и т.д. Психодиагностика приобретает свое значение только как часть собственно психологической практики, для организации которой она и нужна как один из факторов. Психодиагностика, проводимая сама по себе, уже приобретает другой статус. Она может быть частью научного исследования (но не практической деятельности), может быть развлечением (по типу гороскопа, напечатанного в развлекательном журнале). Она также может приобретать черты психологической практики в том случае, если ее данные оказывают какое-то практическое действие, например, на обследуемый объект.
|
Области деятельности психолога психодиагноста:
- в целях оптимизации обучения и воспитания (образовательная ПД),
- в медицинских учреждениях (клиническая ПД),
- в психологическом консультировании,
- для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деят-ти (профессиональная ПД),
- в судебно-психологической экспертизе,
- ПД окружающей среды –
словом, ПД используется везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологич. свойств человека.
22. Предмет психодиагностики, ее принципы, функции и задачи, соотношение теоретической и практической психодиагностики. Основные понятия психодиагностики по А.Г.Шмелеву.
Своеобразие психодиагностики определяется не специфичностью предмета, а уникальностью методических средств и способов получения психол.информации. Т.о., предмет включает: 1)конструирование и апробация методик, 2)разработка требований, которым они должны удовлетворять, 3) выработка правил проведения обследования, 4) выработка способов обработки и интерпретации результата, 5) обсуждение прикладных возможностей опред.методик.
Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Обе названные функции психодиагностики (создание методик и их использование на практике) не осуществляются изолированно, они могут обнаруживаться в единстве, в деятельности одних и тех же специалистов.
Научная и практическая ПД решает ряд типичных для неё задач. К ним относятся следующие:
1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
2. Определение степени развитости данного свойства, её выражение в определённых количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Все 4 перечисленные задачи в практической ПД-ке решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования.
А.Г.Шмелев: (много, но это максимально сокращено!)
К основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ и ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть « переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.
ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора.
Различение практического ОБСЛЕДОВАНИЯ и научного дифференциально-диагностического ИССЛЕДОВАНИЯ является одним из важнейших в современной тестологической культуре. Обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результат — сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или «эмпирических индикаторов»), по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков. Нередко за более короткой и внешне простой методикой скрывается более сложное и трудоемкое исследование, которое было необходимо выполнить для его разработки.
Таким образом, современное понятие «психодиагностики» тесно связано с понятием ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, но не сводится к нему полностью, так как кроме тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные (основанные на качественных экспертных оценках), или, как принято чаще называть, «клинические» психодиагностические методики. В разных научных психологических школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов: в одних школах (европейская традиция, особенно в области медико-психиатрической психодиагностики) преимущественное внимание уделялось развитию КЛИНИЧЕСКИХ методов (беседа, слабо стандартизированные проективные методики), в других школах (американская традиция, особенно в области образования и индустриально-психологической практики отбора кадров) интенсивно развивались СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ тестовые методы.
Эффективные практические психологи всегда используют целый комплекс разнообразных методов, разработанных в разных научных школах. На самом деле, глубокое понимание общей диагностической логики решения практических задач позволяет увидеть глубокое родство таких внешне противоположных ПОДХОДОВ, как, например, КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ подходы.
ПСИХОМЕТРИКА — математизированная технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Современная психометрика требует, чтобы любой тест, претендующий на то, чтобы считаться научным, обладал необходимыми психометрическими свойствами. Это свойства ВАЛИДНОСТИ, НАДЕЖНОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ.
В психологии психодиагностика служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) и практикой постановки ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА.
Центральным и наиболее универсальным (родовым) понятием дифференциальной психологии является понятие «ПСИХИЧЕСКОГО СВОЙСТВА». Частным случаем психических свойств, стабильных во времени, являются ЧЕРТЫличности. В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом определенного нормативно заданного результата (решение учебной задачи, в частности), мы говорим о СПОСОБНОСТИ личности.
Понимание уровня общности заданных в методике диагностических категорий необходимо, в частности, для обоснованного выбора глубины прогноза по результатам диагностики. Более обобщенные диагностические свойства обладают более «широким ПОЛЕМ ПРОГНОЗА» (в психометрике это также называется «областью валидности» теста). Но важно учитывать, что при увеличении «ширины» поля прогноза точность прогноза, как правило, снижается. Для большинства обобщенных психических свойств прогноз возможен лишь с вероятностной точностью.
Высокий уровень развития психометрики, ставшей практически синонимом ТЕСТОЛОГИИ (науки о тестах), иногда приводит к тому, что даже специалисты склонны ставить знак равенства между понятиями «тестирование» и «психологическое тестирование».
Тестирование знаний по определенным предметам школьной программы, а также специальных навыков и умений в профессиональных (профориентационных) тестах не дает информации о психических свойствах. Эти тесты следует называть соответственно ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ и ПРОФЕССИОНАЛЬНЬШИ ТЕСТАМИ.
Теперь, когда мы ввели представление о психических свойствах, подойдем к определению того, что такое «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ». В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств — способностей, стилевых черт и мотивов личности.
Таким образом, психологический диагноз состоит не из одного слова — названия типа личности или болезни, а имеет развернутый и комплексный характер. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития «креативности» (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня «вербального интеллекта» (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт «социальной экстраверсии» (повышенной коммуникабельности, общительности), «внутреннего локуса контроля» (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), «проницаемости границ Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т. п.
Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме ДИАГНОСТОГРАММ. Один из простейших вариантов «диагностограммы» — ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОРМА — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется АКЦЕНТУАЦИЕЙ, а данная личностная черта называется «акцентуированной». Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления «патохарактерологических» признаков (см. 4.2).
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.
В заключение данного вводного параграфа перечислим выделенные и истолкованные здесь ключевые термины: диагностика, психодиагностика, диагностические признаки, диагностические категории, диагностические факторы, дифференциальная психология, психометрика, психологический тест, диагностическое обследование, дифференциально-диагностическое исследование, количественный и качественный подходы, стандартизированные и экспертные методы, психическое свойство, черта личности, стилевые и мотивационные черты, способность, психическое состояние, тестология, педагогические и профессиональные тесты, психологический диагноз, ширина поля прогноза (область валидности), диагностограмма, психодиагностический профиль, статистические нормы, акцентуация, социокультурный норматив.
23. Классификации методик психодиагностики. Области практического использования методов психологической диагностики.
I. Б.Г. Ананьев:
1. Организационные методы: Сравнит., лонгитюд, комплексный
2. Эмпирические: Наблюдение и самонабл., эксперимент, биографич методы, анализ процессов и продуктов деят-ти, ПД методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)
3. Методы обработки данных: количественный, качественный
4. Интерпретационные методы: генетический, структурный
II. Бодалев АА, Столин ВВ:
1. По характеристике методич.принципа, который положен в основу данного приема: 1) объектив.тесты (возможен правильный ответ, решение), 2) стандартизированные самоотчеты (тесты-опросники, откр.опросники, шкальные техники, индив.-ориентир.техники), 3) проективные техники, 4) диалогические техники;
2. По характеру вовлечения психодиагноста в процессе диагностики, по степени его влияния на возможные результаты: 1) объективные (тесты, опросники, шкал.техники), 2) диалогические (беседа, интервью, проектив.техники, диагностич.игры).
Психодиагностические методы и методики используются в разных сферах практической деятельности человека. Сфера образования и воспитания (цели оптимизации обучения и воспитания). В основном это детские сады и школы, редко в ВУЗах. Работа психолога и психодиагноста в клиниках (при неврологических и психиатрических клиниках). Использование диагностики в трудовой и профессиональной деятельности. Психологические консультации здоровых людей с психологическими проблемами (семейная жизнь, личностные проблемы, проблемы в общении с детьми).Судебно-психологическая экспертиза.
Типы психодиагностических методик: формализованные и малоформализованные. Методы диагностики интеллекта, личности, психических функции и психических состояний.
Типы диагностических методик
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики:
а) тесты;
б) опросники (16-факторный опросник Кеттелла);
в) методики проективной техники;
г) психофизиологические методики.
Для них характерны:
ü определенная регламентация;
ü объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);
ü стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);
ü надежность;
ü валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
2) методики малоформализованные:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) анализ продуктов деятельности.
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.