В 1844 году, когда коллекция известного библиофила и краеведа Ивана Алексеевича Второва была подарена городу его сыном с целью организации общественной библиотеки. Однако в силу различных исторических событий библиотека (тогда «городская публичная») была открыта только 10 (24) января 1865 года. В 1906 году в Казани было открыто «филиальное отделение» публичной библиотеки для мусульманского населения.
Революционные события 1917 года послужили толчком к дальнейшим изменениям в истории библиотеки: она получает название Центральной губернской, в 1923 году - Центральной городской, в 1934 году реорганизуется в областную, в 1941 году - в республиканскую, получая функции центра методического руководства библиотечным делом в республике.
5 ноября 1991 года Республиканской научной библиотеке им. В.И. Ленина придан статус Национальной.
Дом построен архитектором Карлом Мюфке в самом начале нашего века. Здание богато орнаментировано, украшено полуколоннами, а угол здания оформлен в виде полукруглого выступа, окруженного балконом с решеткой из кованого железа, стены декорированы, богато разработан парапет. Все рассчитано на то, чтобы поразить воображение простых смертных, подчеркнуть богатства владельца. Еще большей роскошью отличается интерьер здания: вестибюль и парадная лестница отделены в восточном стиле - медные украшения, цветные витражи. Стены столовой обшиты мореным дубом, наверху - небольшие хоры для оркестра.
Здание двухэтажное, построено из кирпича и оштукатурено. На первом этаже находились торговые помещения и подсобные комнаты, разделенные коридором. На верхнем этаже размещались жилые парадные комнаты.
Особняк построен в эклектическом (смешанном) стиле с преобладанием стилей ампир и барокко. Архитектурная композиция и внутреннее убранство, не смотря на разные стили, оформлены гармонично и с большим мастерством. Верхняя часть фасадов украшена лепным орнаментом в стиле барокко. Чтобы выделить самые важные части в оформлении строения, в орнаменте присутствуют изображения орлов и драконов. Окна верхнего этажа обрамлены наличниками.
|
На углу особняка на крыше можно видеть башенку, под которой изображен орел, также украшением служит великолепный узорчатый балкон.
Войдя во внутрь, Вы попадете в коридор, оформленный в китайском стиле. Шикарная чугунная лестница с драконами ведет нас наверх, в окнах – живописные витражи, стены украшены панно и обрамлены бамбуком.
Для внутреннего оформления использовались самые лучшие и дорогие материалы того времени, так например, стекла изготавливали в Венеции, а витражи выполнены в Париже в мастерской знаменитого мастера Шарля Шампиньоля. Причем витражи привозились в Казань вместе с рамами, сделанными также на заказ.
Казанская Судебная палата. В 1918 году создается Казанский Окружной суд, состоящий из двух отделений - уголовного и гражданского. Казанский Окружной суд действовал до 30 ноября 1918 года - до издания Положения о единой системе народных судов. Первой и основной инстанцией стал народный суд. Второй инстанцией стал Губернский Совет Народных судей, рассматривающий жалобы на приговоры и решения народных судов. 27 мая 1920 года ВЦИК и СНК приняли Декрет об образовании Татарской АССР. В 1922 году была проведена судебная реформа. В январе 1923 года - был образован Областной суд ТАССР. 17 октября 1923 года он был переименован в главный Суд ТАССР. Январь 1923 года следует считать началом деятельности Верховного Суда ТАССР. Главный суд ТАССР был высшим судебным органом республики. После принятия новой Конституции в 1936 году и освобождения Главсуда от функции судебного управления Главсуд был переименован в Верховный Суд Татарской АССР - в точном соответствии с Конституцией. В 2001 году Верховный Суд Республики Татарстан начал работать уже в составе 64 судей, включая руководство. Начавшаяся в 90-е годы судебная реформа оказала большое влияние и на Верховный Суд Республики Татарстан.Верховный Суд Республики Татарстан – высшая судебная инстанция республики.
|
Петропавловский собор Казани. Признаюсь, мой любимый и религиозный, и архитектурный ансамбль. Здесь хранится список Смоленской божьей матери, которая помогла Казани пережить болезни в 18 веке. Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I 27 — 30 мая 1722 г., Император остановился у известного казанского Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие.
В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши. 4 года строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) торжественно освятил новый храм.
|
В 1889-90 гг. гражданский архитектор Михаил Николаевич Литвинов (впоследствии смотритель здания Храма Христа Спасителя в Москве) подготовил проект реставрации по чертежам, сделанным ещё в 1815 году казанским губернским архитектором А. К. Шмидтом, автором проекта Спасского храма-памятника на Казанке.
Был полностью разобран и сложен вновь из кирпича, а не из камня как прежде, 2-этажный северный придел. Возобновлена паперть (открытая галерея) с запада. Главные работы заключались в подведении под стены собора и колокольни нового фундамента. Были исправлены все трещины в стенах с заменой ветхих кирпичей в них на новые.
Была также восстановлена вся лепнина на внешних фасадах и возобновлены все 87 икон на фасаде и 4 на колокольне, которые существовали изначально. Живописец И. Н. Хрусталев «из 3-го класса Академии художеств» написал иконы на барабане главы купола и в верхнем ряду восьмерика. Остальные иконы на фасадах написал ученик 4-го класса Академии художеств С. А. Киселев.
В 1938 году в Казани прошли массовые аресты священников, в том числе арестовали клириков Пертропавловсого собора протоиерея Василия Петровича Ивановского, служившего в РПЦ с 1908 г. и диакона Ивана Федоровича Гаврилова. Вскоре Великим постом (11.03.38 г.) в комиссию по вопросам культов при ТатЦИКе обратился 63-летний протоиерей собора Михаил Федорович Зосимовский с просьбой к ответственному секретарю культкомиссии Мустафину «прошу культкомиссию снять меня с регистрации штатного служителя культа» ввиду «моей тяжелой болезни».
В том же году КГС под грифом секретно издал постановление: «передать здание Центральному музею ТАССР под антирелигиозный музей (первый этаж) и лекторий с установкой маятника Фуко (второй этаж). Общину перевести в пустующее здание Кладбищенской церкви.<…> Настоящее постановление внести на утверждение Президиума ВС ТатАССР».
В 1939 году собор закрыли, маятник Фуко так и не установили, в храме разместили Партархив. Усыпальница храмоздателя собора купца Михляева была разграблена.
В 1964 году в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора открыли планетарий, для чего варварски срезали связи, укреплявшие свод.
В 1967 году в верхнем храме разместили реставрационные мастерские Госмузея ТАССР. В алтаре расположили т.н. «красный уголок» и конференц-зал.
Александровский пассаж. Построен в 80-х годах 19 века по проекту молодых архитекторов Суслова и Позднеева, архитектором Генрихом Рушем. Казанский купец Александров, приобретя участок земли в центре города, пожелал иметь на нем самое современное, в европейском стиле торговое заведение. Был объявлен конкурс на лучший проект и вскоре выстроено чудо-здание, бесподобно красивое внешне, оборудованное множеством новинок - подъемными лифтами, воздушным отоплением, собственной электростанцией для освещения помещений и магазинов. Стены в нем были украшены лепкой и скульптурами. В центре стоял бронзовый фонтан с женской фигурой, держащей электрический канделябр. Его автор - петербургский бронзолитейщик Шопен. Вторая фигура - рыцарь в латах - стояла у входа, но, увы, она бесследно исчезла в 50-х годах XX века. Крыша Пассажа была прозрачная, из стеклянных блоков. Таким же был пол - для освещения подвалов. Обошлось это купцу-миллионеру в огромные деньги - 800 тыс. руб. (когда рабочие получали 10 руб. в месяц). Однако счастье своему владельцу дом не принес, не заладилось дело, и купец продал дом своей сестре - генеральше Ольге Сергеевне Гейнс за полмиллиона рублей. Но и она не нашла способа извлечь из приобретения выгоду. В итоге пассаж был подарен ею городу для устройства в нем музея. Но здание для этого не подошло технически, и музей разместили в гостином дворе.
Некоторое время пассаж пустовал, но ему город постепенно стал подыскивать применение. Поначалу сдали в аренду под лавки и модные магазины, в которых можно было приобрести товары со всего света, первый этаж, потом разошлись под квартиры, конторы и мастерские все остальные комнаты. Так великолепный Пассаж превратился в заурядный доходный дом - общий и потому ничей. В здании появились механизмы ударного и вибрационного действия, типографии и редакции газет. Гремел музыкой и плясками разудалый ресторан «Пале де кристаль», шумели на все лады мастерские и кинематограф Розенберга на 300 мест с фойе и буфетом. Остановились подъемники, отопление пришлось переделать на печное, вылетели стекла из светового фонаря на крыше, было сломано и растащено все, что можно было сломать и растащить. После революции в его стенах перебывало множество разнообразных ведомств и организаций, сами стены ветшали под гнетом времени, старых и новых повреждений. Под фундаментом к тому же обнаружились грунтовые карстовые пустоты. Из-за неправильной эксплуатации, природных осложнений, непорядков в системе стоков здание наполовину рухнуло со стороны Черного озера, его подвалы залиты водой. В рухнувших воротах находился последний целый газовый фонарь в Казани.
Первоначально он занимал целый квартал, но после обрушения, осталась только его северная сторона, которая сейчас и восстанавливается. Ходили слухи, что здание превратят в шикарную гостиница, но что-то это все слухами и осталось.
Чернояровский пассаж, одна из достопримечательностей Казани. Здание, предназначенное для получения прибыли, до октябрьской революции выполняло свои функции. Построено оно было на средства купца Черноярова, (что, в принципе, логично) в начале 20 века. Здесь располагались торговые лавочки и «офисы» различных представительств. Пассаж оставался центром торговли недолго, уже после Октябрьской революции на 2 и 3 этажах помещения переделали под жилые. На первом этаже располагался гастроном и, на тот момент, единственный в Казани книжный универмаг «Букинист». Казань была единственным городом Российской империи, после Москвы и Петербурга, конечно, в котором существовало 2 пассажа. А этот домик, стал камнем предкновения. Расскажу почему. Решили как-то хозяева двух пассажей (Александров и Чернояров) соединить свои творения, в единый комплекс. Но не тут то было. Между ними стояло это маленькое жилое здание, хозяйка которого, старая и вредная бабулька, наотрез отказалась продавать свое имущество. Любые уговоры и суммы не имели успеха. Вот так и не осуществились планы по соединению пассажей Казани.
Дом Акчурина. Дом капитально перестроен в 40-х годах XIX столетия архитектором М. П. Коринфским под доходный дом (номера «Франция») для именитого казанского купца Акчурина. Здание двухэтажное, Г-образной в плане формы, кирпичное, оштукатуренное, является интересным памятником архитектуры позднего классицизма в Казани. Планировка здания, хотя с течением времени и претерпела значительные перестройки, но читается достаточно четко. Первый этаж — торговые зальные помещения с анфиладной планировкой, расположены в сторону улицы на главный фасад; со складскими помещениями, выходящими окнами во двор. Второй этаж — коридорная система с двухсторонним размещением жилых комнат. В номерах «Франция» останавливались многие известные гости Казани. Так, в 1855 г. здесь несколько дней жил И. А. Гончаров, возвращавшийся из кругосветного плавания на фрегате «Паллада»; в конце 80-х годов в номерах неоднократно останавливался В. Г. Короленко, сотрудничавший в казанской газете «Волжский вестник», редакция которой располагалась напротив в Александровском пассаже.
Дом Месетникова Дом бывшего городского головы Месетникова-Чарушина построен купцом В. Евреиновым в начале 19 века на фундаменте здания ханских времен.
После пожара в 1847 году дом был перестроен, а после появления в конце 19 века пристройки он выглядил так, как сегодня. Так, как дом стоит на горе - с обратной стороны трехэтажный, а спереди двухэтажный. В доме был трактир Китай и ресторан при трактире с дурной репутацией, также здесь размещались водочный магазин Вараксина с винным погребом и магазин самарского купца Бендера с трехъярусными подвалами.
Подземные помещения уходят в глубину на 11 метров. В 1894 году Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете исследовало подвальные помещения. Предполагается, что от дома ведут подземные ходы к Кремлю.
Казанская духовная семинария — высшее духовное учебное заведение Казанской епархии Русской православной церкви.
В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа. В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей.
В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык. В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.
Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении. После революции была закрыта.
Казанская духовная семинария — высшее духовное учебное заведение Казанской епархии Русской православной церкви.
В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа. В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей.
В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык. В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.
Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении. После революции была закрыта.
Здание Мэрии Казани. В начале XIX-го века здание принадлежало купцу Евреинову. В 1833 году городская казна выкупила у купца здание для городских присутственных мест. Городской архитектор П.Г. Пятницкий подготовил проект реконструкции здания, но он остался не исполненным. В 1835-36 гг. перестройку дома начал новый губернский архитектор Ф.И. Петонди. В 1842 году в городе бушевал страшный пожар, в котором здание сильно пострадало. После нескольких лет восстановительных работ, которые вел архитектор Крамп, здание и его помещения, наконец, привели в порядок. В 1846 году строительные работы были закончены. В здании, кроме управы и Городской думы, находились Городской общественный банк Казани и публичная библиотека города. Именно в таком виде здание сохранилось до настоящего времени. В наше время в здании располагаются органы городской власти.
Национальный музей Республики Татарстан.
Это здание — гостиный двор. Изначально площадь перед гостиным двором была ярмарочная, а в гостином дворе располагались торговые лавочки и прочие купеческие складские помещения. Внутри находилась церковь, здание которой осталось и по сей день, но располагается там ныне и увы архив Республики Татарстан. Построен он был в 1800 году, а отреставрирован совсем недавно.
Идея создания в Казани публичного музея возникла в среде преподавателей Казанского университета, имеющем обширные краеведческие и научные коллекции. В конце 1870-х годов профессором Н. П. Загоскиным на заседаниях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете (ОАИЭ) поднимался вопрос о создании городского музея.
Всероссийская научно-промышленная выставка, прошедшая в Казани с 15 (27) мая по 16 (28) сентября 1890 года, значительно окупилась и дала городу ряд уникальных экспонатов. Казанский городской голова С. В. Дьяченко в своей речи на торжественном её закрытии обратился с призывом оказать помощь делу организации городского музея. Горожанам представилась возможность представить музею частные, университетские и общественные собрания исторических древностей.
Новый проект и устав музея написал Р. В. Ризположенский. В мае 1891 года на заседании казанской Городской думы избрали Комиссию по организации музея. Была проведена подписка по сбору денежных средств на устройство музея, которая дала более 5000 рублей. Средства предоставили известные в Казани купцы и промышленники И. И. Алафузов, П. В. Щетинкин, Я. Ф. Шамов, И. В. Александров, М. Т. Атлашкин, В. Е. Соломин, М. С. Королькова и другие. Благодаря крупному дару О. С. Александровой-Гейнс (500 000 рублей серебром, с требованием, чтобы музей располагался на Воскресенской улице) было решено обустроить для музея здание Гостиного двора.
Основу музейной коллекции составило обширное 40-тысячное собрание казанского археолога, историка, коллекционера А. Ф. Лихачёва, переданное городу для будущего музея его братом — вице-адмиралом И. Ф. Лихачёвым в 1891 году.
Устав музея был утверждён в 1894 году, а его торжественное открытие состоялось 5 апреля 1895 года.
На открытии городского музея присутствовали профессора, преподаватели и студенты Казанского университета и ветеринарного института, члены Городской думы, губернатор Казанской губернии П. А. Полторацкий, попечитель Казанского учебного округа В. А. Попов и многие другие чиновники, архимандрит Филарет и другие священники, представители многих городских средних учебных заведений и сами создатели музея.
Архитектурно-исторические памятники на ул.Кремлевской восхищают не одно поколение казанцев. Доходный дом-пассаж купца Д.И.Черноярова построен в 1900г. архитектором Г.Б. Рушем, который использовал традиции эклектики с элементами модерна. Фасад здания ассиметричен, поскольку пассаж «слеплен» архитектором из разных постро-ек, стоящих здесь, декорирован пышной лепниной в стиле барокко. Некоторые казанцы видят в ней элементы масонства. Здание представляет собой яркий образец доходного дома с торговой зоной на первом этаже. Второй и третий этажи имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой, освещаемой световым фонарем. Здание имеет дополнительные жилые корпуса во дворе, соединенные с основным зданием крытыми переходами. В 1923 - 1940г. здесь жил известный татарский драматург, поэт, публицист и переводчик Ф.Бурнаш. В двухэтажном доме во дворе пассажа в 1931 - 1941г. жил Ф.Карим - татарский поэт, погибший в Великой Отечественной войне. В советское время здесь были жилые помещения, магазины, учреждения. Сейчас здание на реконструкции. Рядом Александровский пассаж, построенный по проекту архитекторов В.В.Сус-лова и Н.И.Поздеева в 1880 - 1883г., руководил строительством Г.Б.Руш. Главный вход пассажа акцентирован на высоту двух этажей портиком с двумя фигурами ка-риатид. Великолепный эклектичный декор оформляют здание. Эклектика и в оформлении вестибюля - человеческие
фигуры, маски, зеркальные плоскости, в середине светильник - изящная бронзовая статуя женщины, держащей за руку младенца. Светильник стоит на высоком пьедестале с четырех сторон офор-мленным раковинами фонтанов. Он занимает всю высоту здания, перекрыт стеклянной крышей. Оно было построено на средства купца А.С.Александрова, который продал его О. Александровой-Гейнс. Она, в свою очередь, преподнесла здание городу под музей, но планировка не подошла. И пассаж остался доходным домом с магазинами, уч-реждениями и конторами, гостиницей, меблированными комнатами, редакциями газет и журналов. Здесь находился популярный в городе ресторан «Пале де Крис-таль» и электротеатр «Пассаж» Г.М. Розенберга. В советский период здесь были магазины, детский кинотеатр «Пионер». Кафе «От-дых», фотография. В 1977г. произошел обвал стены пассажа со стороны Черного озера, в уцелевшей части расположились административные и торговые организа-ции. Неоднократно здание пытались и пытаются отреставрировать. Интересную семейную историю хранит дом коллежского советника Ш.Алкина, построенный во второй половине XIXв. Выходец из обер-офицерской семьи, он занимал должность помощника полицмейстера, за особые заслуги на службе был утвержден в дворянском звании, пользовался большим уважением среди мусуль-ман города. Его сын Саид-Гирей был адвокатом при казанском окружном суде, из-вестным общественным деятелем. Внук Ильяс - выдающийся деятель националь-ноосвободительного движения, ученый-экономист, репрессированный в 1937г. Здесь был магазин «Оптика» с вделанным у входа в тротуар чугунным пенсне для рекламы, сейчас оно под слоем асфальта, фотостудия Г.Локке - одного из первых фотографов Казани, художественная фотография Якобсона, выпускавшая фотоот-крытки.
Собор Петра и Павла построен на месте одноименной деревянной церкви в 1723 - 1726г. в стиле «нарышкинского» барокко на средства купца И.А.Михляева в память посещения Казани императором
Петром I в 1722г. Кирпичный, двухярусный, бесстолпный, трехапсидный храм высотою 52м. С запада к нему примыкает трапез-ная, рядом в 1726г. была построена 45-метровая колокольня. Городские пожары и нашествие Пугачева сильно повредили храм. Каждый раз он отстраивался, а стараниями архитектора М.Н.Литвинова, приобрел современный вид. Собор обращает на себя внимание не только внушительными размерами и удачными пропор-циями, но и поражает вычурностью украшения фасадов, богатством цветовой гам-мы в раскраске стен. Древнерусские формы здесь сочетаются с капителями, лепными гирляндами. В со-боре действуют два престола - на первом этаже в честь Сретенья господня, а на втором - во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Сохранился деревянный золоченый иконостас, по которому можно «прочесть» всю библию.
Одна из святынь храма икона Смоленская Седмиозерная. С 1993г. используется по назначению. В двухэтажном здании, построенном в стиле классицизма в 1734 - 1741г., распола-галась Духовная семинария, преобразованная из славяно-латинской школы. Первоначально здесь стояли три отдельных строения: «учительский» - для преподава-телей, «лукинский» - в честь Луки Канашевича, главного «устроителя» семинарии - в нем были учебные помещения, церковь и библиотека, «ученический» - для семи-наристов. В 1842г. А.Ломан соединил все дома, перестроил их. В таком виде здание дошло до наших дней. Со временем первый этаж семинарии был отдан под магази-ны, аптеку Киселева, фотолабораторию Бебина, табачную лавку «Бостанджогло» и пр. Таким образом, здесь было своеобразное сочетание духовного сверху и мирско-го снизу, наверху обитали семинаристы, внизу шла бойкая торговля светским това-ром. В семинарии почти полвека преподавал К.Насыри - выдающийся татарский уче-ный и просветитель. Здесь учились востоковед И.Бичурин, профессор университе-та
А.Щапов. В настоящее время в здании располагается геологический факультет университета. Угловую часть дома на втором этаже занимает геологический музей им. А.Штукен-берга, обладающий уникальной коллекцией минералов, скелетами гигантской ля-гушки, пещерного медведя, мамонта, 150000 экспонатов из 60 стран. Лучшая гостиница старой Казани «Франция» построена XIXв., состояла из 49 номеров. Здесь останавливались И.А.Гончаров, В.Г.Короленко, П.И.Мельников- Печерский. В советское время здание использовалось как жилой дом, здесь работал антиквар- ный магазин. Сейчас - частная гостиница «Джузеппе», туристкоинфор-мационный центр Казани, сувенирный магазин.
Нац библиотека
Пассаж чернояровский
Александровский пассаж
Нац музей