ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ
НА ТЕМУ:
Иллюстрации к произведению А.С.Пушкина
«Руслан и Людмила»
Выполнила: Альхимёнок Рената
Руководитель: Петрунина Елена Анатольевна
Тольятти
Содержание
Введение..............................................................................................3
Историческая часть.................................................................4
Палех. Искусство лаковой миниатюры....................4
Иллюстрация...............................................................10
Гуашь.............................................................................13
Ход работы...............................................................................14
Заключение.......................................................................................15Литература.......................................................................................16Приложение......................................................................................17
Введение
« Любовь-это единственная вещь, которую
мы можем продать и все же она у тебя
остается»
Л.Н.Толстой
Данный творческий проект представляет собой иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Пушкин... Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читали сказки, учились отличать добро от зла и жестокости. Чуть позже мы взяли в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Возвращаясь к его произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.
Поэма «Руслан и Людмила» - одно из самых моих любимых произведений А.С. Пушкина.
Автор ещё раз убеждает нас в том, что любовь это бесценный дар, посланный свыше. Руслан и Людмила - это первая поэма Пушкина. В ней поэт обратился к истории и широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы - любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками сообщают поэме сказочный колорит.
Образ Руслана сочетает в себе былинного богатыря и романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной. А Людмила похожа на кокетливую барышню пушкинского времени и на древнерусскую красавицу.
В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.
Повествование в поэме ведется от лица автора, который является современником читателей, а не героев, он разъясняет ход событий, иронически толкует их. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино, и Пушкин смог выразить личную точку зрения на героев и их приключения.
Главная цель проекта – привлечь внимание к творчеству А.С. Пушкина и осмыслив содержание и стиль его поэмы «Руслан и Людмила» передать их в серии иллюстраций.
Историческая часть
Палех. Искусство лаковой миниатюры
Одним из прекрасных образцов русской культуры является Палех. Искусство его, родившееся в 1920-е годы, открылось миру как новое художественное явление, хотя традиции его уходят в глубь веков.
Тончайшие драгоценные миниатюры на лаковых изделиях из папье-маше, созданные мастерами-иконописцами из старинного села в центре России, с триумфом проходят по многим выставкам.
Палехская лаковая миниатюра оказалась способной соперничать с признанными лаками Японии, Китая, Персии. Она поражала красотой, художественным совершенством, утонченной изысканностью, ошеломляла чудом мастерства.
Искусство палехской миниатюры выросло на древе живых традиций, из того чувства своей истории, которое как драгоценный дар пронесли палешане из древности, из поколения в поколение передавая по наследству как живое предание старины уникальное мастерство тончайшей живописи.
Потомственная культура иконописного мастерства была источником жизни большого села с незапамятных времен.
Палехское иконописание насчитывает более трехсот лет. Иконописный промысел в ХVII - ХVIII веках широко распространился в селах Владимиро-Суздальской земли.
В ХVIII и даже в начале XIX века палехская иконопись все еще была живой, цветущей ветвью некогда могучего искусства.
Крепкая народная основа палехского искусства в значительной мере формировалась и поддерживалась самим укладом жизни в Палехе. Палехский иконописец был крестьянином. С начала полевых работ он оставлял свою кисть и отправлялся в поле. Связь с землей помогала палешанам надолго сохранить черты и строй крестьянской жизни, фольклорные начала в творчестве. Непосредственность образного чувства одухотворяла каноны мастерства.
От строгановских и московских писем ХVII века Палех унаследовал декоративно-орнаментальный характер образа, изящество. С другой стороны, сильное влияние на него оказало и жизнерадостное, празднично-яркое искусство Среднего Поволжья.
Первые опыты в росписи по лаку были большим событием в Палехе. Ровная, отражающая свет поверхность лака позволяла использовать декоративные возможности и утонченную красоту древнего мастерства.
Небольшие коробочки разных форм и разного назначения - шкатулки, бисерницы, марочницы, очешники, предметы письменного прибора, туалетные коробочки с тончайшей живописью превращались в подлинные драгоценности.
Творческое понимание художественных средств коренилось в умении старейших мастеров мыслить образно и ярко. Теперь иные художественные закономерности возникали в процессе преодоления статики, уплощенности, а с другой стороны - иллюзорности поздней иконописи. Строгая последовательность в нанесении краски на лаковую поверхность тесно сопрягалась с художественной системой миниатюры. Линия, цвет, ритм приобретали пространственную выразительность. Миниатюра открывалась взору зрителя как удивительный сказочный мир, полный фантастики. Но для всего здесь есть свои правила и порядок, утвержденные традицией. Каждое произведение уникально, неповторимо, каждый мастер имеет свою художественную манеру. Своеобразие ее складывается не только из индивидуального пони мания традиции, но и из чувства вещи, ее формы, главное - из чувства жизни. Из нее палешане черпают свои мотивы и темы, претворяя их согласно своему эстетическому идеалу.
Темы и мотивы палехской миниатюры чрезвычайно широки: от излюбленных в фольклоре мотивов крестьянского труда, отдыха, сенокоса, рыбной ловли, охоты, хороводов, плясок, троек до исторических и общественно значимых тем, таких как «Борис Годунов», «Минин», «Штурм Измаила», «Дружба народов». Здесь же темы сказки, народной песни и былины, в образах которых звучат голоса времени.
Природа, люди, события - все пропущено через чувство, увидено сквозь время и во времени, все светится голубизной неба и светом солнца, хотя небо в миниатюрах изображается редко и, как сам человек, изображено условно.
Мир палехского искусства с его культурой традиций таков, что все разрозненное и повседневное преображается в эпическое, приобретая выражение вечного. Поэтическое видение, воспитанное традициями, развивалось палешанами на основе творческого проникновения в стихию народных начал.
Каждое произведение палехского искусства уникально, но прежде всего уникальны его художественная природа, материал и техника и наконец неповторимая поэзия образа, связанная с жизнью, с историей народа.
В XX веке традиционное мастерство древней живописи соединилось с искусством бытового предмета, образовав новый своеобразный вид декоративного творчества - палехские лаки. Небольшие черно-блестящие коробочки пламенеют чистыми красками, растекающимися радужным сиянием на поверхности изделий, играющими нежными серебристыми оттенками на черном фоне.
Весь опыт древнерусских живописцев, все их высокое техническое мастерство были поставлены на службу новому искусству. Палехские мастера, бывшие иконописцы, создают единое по художественным принципам искусство, раскрывая при этом со всей полнотой индивидуальные особенности своего дарования. Новое качество их искусства - декоративность, связанная с предметной формой, новое содержание образа, а отсюда и уже иные художественные задачи изнутри перестраивают систему палехской живописи, формируя ее закономерности, приемы и средства. В изготовлении предмета из папье-маше палешане усвоили традицию, испытанную в вековой деятельности промысла лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскине.
Излюбленными сюжетами в палехской миниатюре с самого начала были мотивы крестьянского труда, отдыха, сенокоса, охоты, рыбной ловли, хороводов, плясок, несущихся троек. Все они были близки мастерукрестьянину.
В творчестве основоположника палехской миниатюры Ивана Голикова большое место заняли охоты, битвы, тройки. В многочисленных вариациях этих мотивов мастер воспевает праздничность, красоту и раздолье. Образы пронизаны песенным ощущением, композиция насыщена стремительным движением, одновременно успокоенным вписанностью в широкие замкнутые ритмы. Композиция строится вокруг единого центра, подчиняясь круговым ритмам и связываясь с формой предмета. Ярко-красные, малиново-желтые краски как бы вырываются из золоченой черноты, усиливая экспрессию образа.
В творчестве других мастеров, работавших в Палехе в 1920-е, в 1930-е годы, названные мотивы отмечены большей конкретностью. Так, в миниатюрах И. Маркичева появляются элементы повествовательности, ставшие характерными для палехской миниатюры впоследствии. Но и здесь образ не теряет эпической обобщенности, приподнятости над обыденным, случайным. Границы изображенного как бы раздвигаются. Реальное соседствует с фантастическим, историческое, прошедшее, с настоящим, мир природы сочетается с миром человека, составляя единое целое.
Миниатюра требует постепенного проникновения в сказочный мир цвета и линий, заставляет вспомнить узорчатую мелодию, плавность и задушевность народных песен. В них, как в сказке, все празднично и радостно. Традиционные мотивы жатвы вырастают в миниатюре в образы-символы. Движение жниц в произведениях И. Маркичева «Жнитво» так гибко, так совершенно по ритму, что напоминает росписи античных амфор и иконописные произведения древнего Новгорода. Чистые краски, сияние золота словно напоены жарким солнцем.
В 1920-е годы песенный строй палехского искусства получает развитие в миниатюрах на пасторальные темы. На маленьких коробочках различной формы пишутся миниатюры с названиями «Парочка», «Поцелуй», «Идиллия», «Пастушок» и другими.
В трактовке образа природы палешане стремятся к жизненному правдоподобию и в то же время сохраняют необходимую меру условности.
Фольклорность и сказочность образа сформировали своеобразие художественных средств миниатюры Палеха. Иносказательность была присуща творческому мышлению крестьянских художников. С развитием нового содержания традиция постепенно перестраивалась, меняя образный строй и ритм миниатюры.
Работа палешан над произведениями А. С. Пушкина имела огромное значение для развития образного строя миниатюры. Новое претворение получают фольклорные приемы, развивается принцип повествовательности, развернутым становится сюжет. А вместе с этим появляется многоплановость в композиции. Миниатюры на темы пушкинских сказок - «Сказка О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка О царе Салтане» - заняли центральное место в творчестве И. Голикова, И. Зубкова, И. Баканова, А. Котухина, И. Маркичева, П. Баженова. Эти сюжеты варьируются в творчестве мастеров последующих поколений и ныне работающих.
Орнаментальному ритму подчинена композиция в миниатюре Зубкова «Сказка о рыбаке и рыбке». Поэтическая повествовательность выразилась в сложном многоплановом построении клейм на плоскости шкатулки. В каждом разворачивается свое действие, как бы следуя плавному стихотворному рассказу. Зубков использует композиционный прием четырехкратного повтора картины встречи старика с золотой рыбкой у синего моря, наделяя образ выразительной характеристикой. Живая, быстрая линия, горение киновари, гибкий ритм в движении фигур - все проникнуто чисто фольклорным ощущением. Клейма собираются вокруг центрального образа, организуясь на плоскости в декоративное целое.
Принцип многосюжетного живописного повествования утверждается в миниатюрах на сказочные темы и в дальнейшем определяется как одна из особенностей палехского искусства. Котухин, развивая свой повествовательный замысел на тему сказки о царе Салтане, использует всю поверхность большой шкатулки, спуская роспись на боковые ее стороны. Все изображения в клеймах соподчинены, объединены орнаментальным ритмом. Котухин, как народный сказочник, с необычайной яркостью плетет нить живописного рассказа, охватывая сюжет во множестве деталей и изобразительных подробностей.
Ритмичность стихотворной формы пушкинской сказки претворяется в троекратных повторах групповых сцен. Узор тонких линий заплетает формы, связывая живопись с поверхностью шкатулки.
Образы былин занимают в палехском искусстве значительное место. В связи с былинной темой миниатюра развивалась в двух направлениях: с одной стороны - в ней усиливалась живописная пластичность образа, с другой - графическая орнаментальность. Круговые ритмы, пространственная замкнутость изображения, свойственные композициям на темы былин, проявились в миниатюре Дыдыкина «Микула Селянинович». Значительное место в творчестве палешан заняли образы «Слова о полку Игореве». Высочайшим художественным достижением явились миниатюры Ивана Голикова на темы «Слова».
Русской былине посвящает многие свои произведения В. Ходов. В решении живописного образа миниатюры он идет по пути большей конкретности.
На темы исторического прошлого Родины создается много произведений в 1940-е годы, в годы Великой Отечественной войны.
В построении много фигурной композиции большое значение имеет ведущий ритм, цельность красочного впечатления. Множественность масштабов, не связанных закономерностями перспективы, позволяет отделить в миниатюре главное от второстепенного, открывает возможность самых широких сопоставлений, совмещений на основе внутреннего смысла, а не внешнего правдоподобия. Пространство не имеет единой точки зрения и линии горизонта, композиция подчинена решению декоративных задач.
Обращаясь к реальной действительности, художники искали возвышенного, и строй их образов высок и эпичен. Много работают палешане непосредственно на темы современности. Современная тема в искусстве Палеха усилила конкретизацию образа. Однако в создании миниатюры остается действенным принцип совмещения нескольких повествовательных мотивов менее обобщенных с мотивами более обобщенными, что берет начало в древнерусской живописи и дает большие возможности для воплощения сложных тем и идей.
Связь палехской миниатюры с фольклором заложена в самой структуре создания художественного образа, в его поэтике. Каждый небольшой кусок живописной поверхности тщательно прорабатывается. Это особенно присуще произведениям старейших мастеров. Создавая миниатюру, они никогда не забывали о том, что она - часть художественного предмета. В самом способе наложения красок проявлялась индивидуальность художника. Голиков их накладывал быстро, оставляя сгущенный слой на затененных местах. Сильными ударами кисти наносил цельные звучные цвета. Самых удивительных эффектов просвечивания нижних красочных слоев достигал Баканов. Он мягко вплавлял один цвет в другой. Котухин клал краски плотно и тщательно прорабатывал детали золотом.
Каждый мастер очень индивидуально преломлял опыт традиции, каноны мастерства. Все новое в искусстве миниатюры утверждается постепенно, получая свою содержательную полноту, и в этом - одно из проявлений народности палехского искусства. Суть же коллективного творческого начала состоит не в том, что работает в Палехе большой коллектив художников, а в том, что этот коллектив развивает многовековой опыт школы, общую традицию и художественную систему. Индивидуальное, личное начало включается таким образом в более сложную связь с коллективным опытом, уже в плане родовой сущности искусства.
Миниатюра рассчитана на близкое рассматривание. Это, однако, не снижает общего декоративного впечатления, которое она создает. Зритель не только следит за развитием сюжета, но и созерцает музыку линии, ее стремительность и плавность, радужные переливы цвета, созвучность и контрастность форм.
Декоративность - это язык палехского искусства. Им определяется особый строй его образов. Между отдельными изображениями в композиции связь не просто сюжетная, а художественно-образная, эмоциональная, что обусловлено спецификой декоративного творчества. Издавна в народном и древнерусском искусстве цвет был иносказательным. Народные представления о цвете в Древней Руси связывались с растениями, с живым миром природы, и соответственно этому рождались такие определения, как брусничный, гвоздичный, «жаркий» - так назывался огненно-красный.
Цвет в искусстве Палеха вызывает самые широкие ассоциации и имеет большое значение в создании миниатюры. Повседневное преображается в эпические образы, приобретающие выражение вечного, того, что есть всегда. Все видимое преображается поэтически. По сути в живописи Палеха, в ее системе утверждается известная точка зрения на мир. Она объединяет реальное и фантастическое, историческое и настоящее. Отсюда вырастает и своеобразное художественное измерение времени. Сказочные горки, палаты, деревья, вода, поля, кони, люди - все понимается расширительно-символически. Человек здесь един с природой. Удлиненные фигуры, плавные и гибкие, тянутся, растут, будто деревья, расцветают радостью, будто цветы, на черной лаковой поверхности.
В искусстве палехских художников-сказочников есть радость и удивление красотой мира, та сердечность, которая роднит палехское искусство с народной песней, сказкой, с древней иконой, с живописью Венецианова и Нестерова, с музыкой Чайковского и Рахманинова, с голубыми просторами полей и лесов, среди которых раскинулся Палех.
Иллюстрация.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение.
В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации в узком смысле этого слова или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.
Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.
Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п.
Все книжные иллюстрации можно разделить на две большие группы: для научно-популярных издании и для изданий произведений художественной литературы. Первые должны наглядно и точно передавать то, о чем говорится в тексте. Задачи иллюстрации к произведениям художественной литературы иные: художник должен воплотить средствами графики образы, созданные автором, передать атмосферу описываемых событий.
В результате исторического развития художественного оформления книг в настоящее время существует четыре системы иллюстрирования. Каждая из них объединяет определенную группу книг.
К первой иллюстративной системе относятся те книги, которые имеют рисованный переплет, обложку, титульный лист, иногда заставку и концовку.
Вторую группу отличает богатое книжное убранство: рисованный титул и шмуцтитул, орнаментальные заставки и концовки, буквицы и виньетки.
Третья группа, кроме рисованного переплета, титульного листа, фронтисписа, заставок и концовок, имеет еще и иллюстрации.
К четвертой группе могут быть отнесены те виды иллюстрационных систем, где развитие сюжета читается в тематических заставках и концовках и ими же определяется содержание постраничных иллюстраций. Иллюстратор не только следует общему ходу повествования, но и воплощает особенности художественных средств выражения так называемого портретного письма.
При всем разнообразии приемов и видов книжное иллюстрирование можно разделить на две основные системы образной трактовки чисто сюжетную, или сюжетно-повествовательную, и метафорическую, или декоративную. Поскольку книга вместе с изобразительным материалом рассматривается как единое целое, ее оформление трактуется исходя из закона цельности. Перед иллюстратором стоит задача объединить в пределах книжной страницы или книги разнопространственные элементы. Художник ищет способы подчинить их, сделать зависимыми от плоскости книжного листа. Книжный лист как изобразительная поверхность представляется двухмерным. Изобразительное искусство передает пространство на плоскости.
Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия - пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму,- линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.
Можно с уверенностью сказать, что замысел художника определяется его отношением к тексту литературного произведения. Безусловно, композиция в оформлении книги является общей для изобразительного искусства, но имеет некоторые особенности. Природа иллюстрации связана с жанром и стилем литературного слова. Книга воспринимается как единый художественный организм, созданный трудом писателя, художника, работниками издательства и полиграфии.
Однако художники представляют свою роль в создании книги по-разному. Некоторые считают, что достаточно снабдить книгу «изобразительным комментарием», т. е. пересказать иллюстративно сюжет. Другие стремятся отобразить внутреннюю сущность словесных образов. Третьи ставят задачей полнее раскрыть литературные образы изобразительными средствами. И лишь немногие добиваются подлинного синтеза слова и изображения, воспринимают всю совокупность книжных страниц как единое пространственное целое, обладающее особыми структурными закономерностями.
Наиболее верным пониманием сущности оформления книги является синтез слова и изображения. Имеются в виду не только иллюстрации, но и обложка, и форзацы, и шмуцтитулы и Т. д. Здесь действует один из главных композиционных законов, закон цельности. Невозможно создать оформление книги, пренебрегая действием законов контраста, жизненности и новизны.
История развития оформления книги показывает, что появление и становление новых жанров в литературе всегда вызывало рождение новых иллюстрационных систем. Так, развитие в литературе повествовательного и метафорического жанров определило такие же формы оформления. Достигая вершин мастерства, творцы сюжетных иллюстраций создают целостные художественные произведения. Читатели даже вне книги прочтут в них содержание, заложенное писателями в литературных произведениях.
Иногда в сюжетной иллюстрации можно увидеть композиции, которые не идут дальше наглядной передачи фабулы, а в орнаментально-декоративном убранстве и метафорическом решении композиции находятся в противоречии с духом и жанром книги. Поэтому «определяющим здесь будет не столько мышление художника образами, воплощенными в книге средствами полиграфического искусства, и умение синтезировать отдельные элементы иллюстрационной системы в целостный книжный организм, сколько отношение художника к иллюстрируемому тексту, методы интерпретации им содержания литературного произведения».
Углубляясь в содержание литературного произведения, художник-иллюстратор сталкивается со сложным переплетением словесных образов, ощущает потребность в создании образов изобразительных, подчас используя при этом все многообразие существующих жанров и средств изобразительного искусства.
Заключая разговор о композиционных особенностях книжной графики, следует сказать, что основные закономерности построения композиции книги и иллюстрации широко используются художниками. Приемы построения композиции книжного оформления развиваются и обогащаются в творчестве новых поколений иллюстраторов.
Гуашь.
Гуашь - (фр. Gouache, итал. Guazzo водная краска, плеск) – вид акварельных красок, более плотный и матовый чем обычная акварель.
Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в средние века. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов используя её декоративные качества.
Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.
Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декоративной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её дл цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатнаягуашь
Отличается от художественной большей способностью и цветовой насыщенностью. Это достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим её более плотной, насыщенной и звучной.
Ход работы
После определения темы творческого проекта можно было начать разработку эскизов.
Первый этап работы полностью был посвящен подробному изучению поэмы, проработке героев и выбору сюжетов.
Сначала было разработано несколько вариантов композиций, которые в последствии улучшались. Велась разработка деталей окружающей среды: облака, солнце, деревья, кустарники, мебель и дальний план. Далее уточнялись позы героев и их одежда.
Придуманные композиции в итоговом варианте были перенесены на чистовые листы. Работы выполнялись на цветном фоне гуашью. Получилась серия из четырех работ.
На первой работе показана сцена встречи Руслана с головой, которая подсказала ему, как найти его жену Людмилу.
Людмила в замке у Черномора - это сюжет второй работы.
Композиция третьей работы представляет собой схватку Черномора и Руслана в небе. Руслан крепко вцепился в бороду Черномора, чтобы узнать, где тот держит его жену.
Сюжет заключительной работы представляет собой возвращение Руслана и Людмилы на прекрасном белом коне домой.
Исполненные работы оформлены в паспарту и светло-охристые рамы.
Заключение
Во время работы над проектом я многому научилась. Была возможность почувствовать себя художником-иллюстратором, изображая сюжеты и персонажей поэмы «Руслан и Людмила». Творчество Пушкина всегда будет близко людям, потому что затрагивает самое сокровенное в человеке. Его поэзия особенно современна сейчас, когда человеку не хватает духовности. Истинные ценности человека, небезразличное отношение к Родине и ее истории - все это делает творчество Пушкина актуальным и в наше время.
Литература
1. Искусство древней традиции. Палех [Текст]: альбом / авт.-сост. М.А. Некрасова. - М.: Советский художник, 1990.
2. Евстратова Е.Н. Графика/Науч.-поп. Издание для детей. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. - 127с.- (История искусства для детей).
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов/Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996.