Палех. Искусство лаковой миниатюры




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ

 

НА ТЕМУ:

Иллюстрации к произведению А.С.Пушкина

«Руслан и Людмила»

Выполнила: Альхимёнок Рената

Руководитель: Петрунина Елена Анатольевна

 

Тольятти

Содержание

Введение..............................................................................................3

Историческая часть.................................................................4

Палех. Искусство лаковой миниатюры....................4

Иллюстрация...............................................................10

Гуашь.............................................................................13

Ход работы...............................................................................14

Заключение.......................................................................................15Литература.......................................................................................16Приложение......................................................................................17

Введение

« Любовь-это единственная вещь, которую

мы можем продать и все же она у тебя

остается»

Л.Н.Толстой

Данный творческий проект представляет собой иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Пушкин... Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читали сказки, учились отличать добро от зла и жестокости. Чуть позже мы взяли в руки прекрасные пушкинские стихотворения, на­полненные нежностью и любовью. Возвращаясь к его произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.

Поэма «Руслан и Людмила» - одно из самых моих любимых произведений А.С. Пушкина.

Автор ещё раз убеждает нас в том, что любовь это бесценный дар, посланный свыше. Руслан и Людмила - это первая поэма Пушкина. В ней поэт обратился к истории и широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы - любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками сообщают поэме ска­зочный колорит.

Образ Руслана сочетает в себе былинного богатыря и романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной. А Людмила похожа на кокетливую барышню пушкинского времени и на древнерусскую красавицу.

В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедли­вости, добра и красоты.

Повествование в поэме ведется от лица автора, который является современником читателей, а не героев, он разъясняет ход собы­тий, иронически толкует их. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино, и Пушкин смог выразить личную точку зрения на героев и их приключения.

Главная цель проекта – привлечь внимание к творчеству А.С. Пушкина и осмыслив содержание и стиль его поэмы «Руслан и Людмила» передать их в серии иллюстраций.

Историческая часть

Палех. Искусство лаковой миниатюры

Одним из прекрасных образцов русской культуры является Палех. Искусство его, родившееся в 1920-е годы, открылось миру как новое художественное явление, хотя тра­диции его уходят в глубь веков.

Тончайшие драгоценные миниатюры на лаковых изделиях из папье-маше, созданные масте­рами-иконописцами из старинного села в центре России, с триумфом проходят по многим вы­ставкам.

Палех­ская лаковая миниатюра оказалась способной соперничать с признанными лаками Японии, Китая, Персии. Она поражала красотой, художественным совершенством, утонченной изы­сканностью, ошеломляла чудом мастерства.

Искусство палехской миниатюры выросло на древе живых традиций, из того чувства своей истории, которое как драгоценный дар пронесли палешане из древности, из поколения в поко­ление передавая по наследству как живое предание старины уникальное мастерство тончай­шей живописи.

Потомственная культура иконописного мастерства была источником жизни большого села с незапамятных времен.

Палехское иконописание насчитывает более трехсот лет. Иконописный промысел в ХVII - ­ХVIII веках широко распространился в селах Владимиро-Суздальской земли.

В ХVIII и даже в начале XIX века палехская иконопись все еще была живой, цветущей ветвью некогда могучего искусства.

Крепкая народная основа палехского искусства в значительной мере формировалась и под­держивалась самим укладом жизни в Палехе. Палехский иконописец был крестьянином. С начала полевых работ он оставлял свою кисть и отправлялся в поле. Связь с землей помогала палешанам надолго сохранить черты и строй крестьянской жизни, фольклорные начала в творчестве. Непосредственность образного чувства одухотворяла ка­ноны мастерства.

От строгановских и московских писем ХVII века Палех унаследовал декоративно-орнамен­тальный характер образа, изящество. С другой стороны, сильное влияние на него оказало и жизнерадостное, празднично-яркое искусство Среднего Поволжья.

Первые опыты в росписи по лаку были большим событием в Па­лехе. Ровная, отражающая свет поверхность лака позволяла использовать декоративные воз­можности и утонченную красоту древнего мастерства.

Небольшие коробочки разных форм и разного назначения - шкатулки, бисерницы, мароч­ницы, очешники, предметы письменного прибора, туалетные коробочки с тончайшей живо­писью превращались в подлинные драгоценности.

Творческое понимание художественных средств коренилось в умении старейших мастеров мыслить образно и ярко. Теперь иные художественные закономерности возникали в процессе преодоления статики, уплощенности, а с другой стороны - иллюзорности поздней иконописи. Строгая последовательность в нанесении краски на лаковую поверхность тесно сопрягалась с художественной системой миниатюры. Линия, цвет, ритм приобретали пространственную выразительность. Миниатюра открывалась взору зрителя как удивительный сказочный мир, полный фантастики. Но для всего здесь есть свои правила и порядок, утвержденные тради­цией. Каждое произведение уникально, неповторимо, каждый мастер имеет свою художест­венную манеру. Своеобразие ее складывается не только из индивидуального пони мания тра­диции, но и из чувства вещи, ее формы, главное - из чувства жизни. Из нее палешане черпают свои мотивы и темы, претворяя их согласно своему эстетическому идеалу.

Темы и мотивы палехской миниатюры чрезвычайно широки: от излюбленных в фольклоре мотивов кресть­янского труда, отдыха, сенокоса, рыбной ловли, охоты, хороводов, плясок, троек до истори­ческих и общественно значимых тем, таких как «Борис Годунов», «Минин», «Штурм Измаила», «Дружба народов». Здесь же темы сказки, народной песни и былины, в образах которых звучат голоса времени.

Природа, люди, события - все пропущено через чувство, увидено сквозь время и во времени, все светится голубизной неба и светом солнца, хотя небо в миниатюрах изображается редко и, как сам человек, изображено условно.

Мир палехского искусства с его культурой традиций таков, что все разрозненное и повседнев­ное преображается в эпическое, приобретая выражение вечного. Поэтическое видение, во­спитанное традициями, развивалось палешанами на основе творческого проникновения в сти­хию народных начал.

Каждое произведение палехского искусства уникально, но прежде всего уникальны его ху­дожественная природа, материал и техника и наконец неповторимая поэзия образа, связанная с жизнью, с историей народа.

В XX веке традиционное мастерство древней живописи соединилось с искусством бытового предмета, образовав новый своеобразный вид декоративного творчества - палехские лаки. Небольшие черно-блестящие коробочки пламенеют чистыми красками, растекающимися радужным сиянием на поверхности изделий, играющими нежными серебристыми оттенками на черном фоне.

Весь опыт древнерусских живописцев, все их высокое техническое мастерство были постав­лены на службу новому искусству. Палехские мастера, бывшие иконописцы, создают единое по художественным принципам ис­кусство, раскрывая при этом со всей полнотой индивидуальные особенности своего дарова­ния. Новое качество их искусства - декоративность, связанная с предметной формой, новое содержание образа, а отсюда и уже иные художественные задачи изнутри перестраивают си­стему палехской живописи, формируя ее закономерности, приемы и средства. В изготовлении предмета из папье-маше палешане усвоили традицию, испытанную в вековой деятельности промысла лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскине.

Излюбленными сюжетами в палехской миниатюре с самого начала были мотивы крестьян­ского труда, отдыха, сенокоса, охоты, рыбной ловли, хороводов, плясок, несущихся троек. Все они были близки мастерукрестьянину.

В творчестве основоположника палехской миниатюры Ивана Голикова большое место заняли охоты, битвы, тройки. В многочисленных вариациях этих мотивов мастер воспевает праздничность, красоту и раздолье. Образы пронизаны песенным ощущением, композиция насыщена стремительным движением, одновременно успокоенным вписанностью в широкие замкнутые ритмы. Композиция строится вокруг единого центра, подчиняясь круговым рит­мам и связываясь с формой предмета. Ярко-красные, малиново-желтые краски как бы вырываются из золоченой черноты, усиливая экспрессию образа.

В творчестве других мастеров, работавших в Палехе в 1920-е, в 1930-е годы, названные мо­тивы отмечены большей конкретностью. Так, в миниатюрах И. Маркичева появляются эле­менты повествовательности, ставшие характерными для палехской миниатюры впоследст­вии. Но и здесь образ не теряет эпической обобщенности, приподнятости над обыденным, случайным. Границы изображенного как бы раздвигаются. Реальное соседствует с фантасти­ческим, историческое, прошедшее, с настоящим, мир природы сочетается с миром человека, составляя единое целое.

Миниатюра требует постепенного проникновения в сказочный мир цвета и линий, заставляет вспомнить узорчатую мелодию, плавность и задушевность народных песен. В них, как в сказке, все празднично и радостно. Традиционные мотивы жатвы вырастают в миниатюре в образы-символы. Движение жниц в произведениях И. Маркичева «Жнитво» так гибко, так совершенно по ритму, что напоминает росписи античных амфор и иконописные произведения древнего Новгорода. Чистые краски, сияние золота словно напоены жарким солнцем.

В 1920-е годы песенный строй палехского искусства получает развитие в миниатюрах на па­сторальные темы. На маленьких коробочках различной формы пишутся миниатюры с назва­ниями «Парочка», «Поцелуй», «Идиллия», «Пастушок» и другими.

В трактовке образа природы палешане стремятся к жизненному правдоподобию и в то же время сохраняют необходимую меру условности.

Фольклорность и сказочность образа сформировали своеобразие художественных средств миниатюры Палеха. Иносказательность была присуща творческому мышлению крестьянс­ких художников. С развитием нового содержания традиция постепенно перестраивалась, меняя образный строй и ритм миниатюры.

Работа палешан над произведениями А. С. Пушкина имела огромное значение для развития образного строя миниатюры. Новое претворение получают фольклорные приемы, развива­ется принцип повествовательности, развернутым становится сюжет. А вместе с этим появля­ется многоплановость в композиции. Миниатюры на темы пушкинских сказок - «Сказка О ры­баке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка О царе Салтане» - заняли центральное место в творчестве И. Голикова, И. Зубкова, И. Баканова, А. Котухина, И. Маркичева, П. Баженова. Эти сюжеты варьируются в творчестве мастеров последующих поколений и ныне работающих.

Орнаментальному ритму подчинена композиция в миниатюре Зубкова «Сказка о рыбаке и рыбке». Поэтическая повествовательность выразилась в сложном многоплановом построе­нии клейм на плоскости шкатулки. В каждом разворачивается свое действие, как бы следуя плавному стихотворному рассказу. Зубков использует композиционный прием четырехкрат­ного повтора картины встречи старика с золотой рыбкой у синего моря, наделяя образ выра­зительной характеристикой. Живая, быстрая линия, горение киновари, гибкий ритм в движе­нии фигур - все проникнуто чисто фольклорным ощущением. Клейма собираются вокруг цен­трального образа, организуясь на плоскости в декоративное целое.

Принцип многосюжетного живописного повествования утверждается в миниатюрах на ска­зочные темы и в дальнейшем определяется как одна из особенностей палехского искусства. Котухин, развивая свой повествовательный замысел на тему сказки о царе Салтане, исполь­зует всю поверхность большой шкатулки, спуская роспись на боковые ее стороны. Все изо­бражения в клеймах соподчинены, объединены орнаментальным ритмом. Котухин, как на­родный сказочник, с необычайной яркостью плетет нить живописного рассказа, охватывая сюжет во множестве деталей и изобразительных подробностей.

Ритмичность стихотворной формы пушкинской сказки претворяется в троекратных повторах групповых сцен. Узор тонких линий заплетает формы, связывая живопись с поверхностью шкатулки.

Образы былин занимают в палехском искусстве значительное место. В связи с былинной те­мой миниатюра развивалась в двух направлениях: с одной стороны - в ней усиливалась живо­писная пластичность образа, с другой - графическая орнаментальность. Круговые ритмы, пространственная замкнутость изображения, свойственные композициям на темы былин, проявились в миниатюре Дыдыкина «Микула Селянинович». Значительное место в твор­честве палешан заняли образы «Слова о полку Игореве». Высочайшим художественным до­стижением явились миниатюры Ивана Голикова на темы «Слова».

Русской былине посвящает многие свои произведения В. Ходов. В решении живописного образа миниатюры он идет по пути большей конкретности.

На темы исторического прошлого Родины создается много произведений в 1940-е годы, в годы Великой Отечественной войны.

В построении много фигурной композиции большое значение имеет ведущий ритм, цельность красочного впечатления. Множественность масштабов, не связанных закономерностями перспективы, позволяет отделить в миниатюре главное от второстепенного, открывает возмож­ность самых широких сопоставлений, совмещений на основе внутреннего смысла, а не внеш­него правдоподобия. Пространство не имеет единой точки зрения и линии горизонта, компо­зиция подчинена решению декоративных задач.

Обращаясь к реальной действительности, художники искали возвышенного, и строй их обра­зов высок и эпичен. Много работают палешане непосредственно на темы современности. Сов­ременная тема в искусстве Палеха усилила конкретизацию образа. Однако в создании миниа­тюры остается действенным принцип совмещения нескольких повествовательных мотивов менее обобщенных с мотивами более обобщенными, что берет начало в древнерусской живо­писи и дает большие возможности для воплощения сложных тем и идей.

Связь палехской миниатюры с фольклором заложена в самой структуре создания художест­венного образа, в его поэтике. Каждый небольшой кусок живописной поверхности тщатель­но прорабатывается. Это особенно присуще произведениям старейших мастеров. Создавая миниатюру, они никогда не забывали о том, что она - часть художественного предмета. В са­мом способе наложения красок проявлялась индивидуальность художника. Голиков их накла­дывал быстро, оставляя сгущенный слой на затененных местах. Сильными ударами кисти на­носил цельные звучные цвета. Самых удивительных эффектов просвечивания нижних кра­сочных слоев достигал Баканов. Он мягко вплавлял один цвет в другой. Котухин клал краски плотно и тщательно прорабатывал детали золотом.

Каждый мастер очень индивидуально преломлял опыт традиции, каноны мастерства. Все но­вое в искусстве миниатюры утверждается постепенно, получая свою содержательную пол­ноту, и в этом - одно из проявлений народности палехского искусства. Суть же коллективного творческого начала состоит не в том, что работает в Палехе большой коллектив художников, а в том, что этот коллектив развивает многовековой опыт школы, общую традицию и ху­дожественную систему. Индивидуальное, личное начало включается таким образом в более сложную связь с коллективным опытом, уже в плане родовой сущности искусства.

Миниатюра рассчитана на близкое рассматривание. Это, однако, не снижает общего декора­тивного впечатления, которое она создает. Зритель не только следит за развитием сюжета, но и созерцает музыку линии, ее стремительность и плавность, радужные переливы цвета, соз­вучность и контрастность форм.

Декоративность - это язык палехского искусства. Им определяется особый строй его образов. Между отдельными изображениями в композиции связь не просто сюжетная, а художест­венно-образная, эмоциональная, что обусловлено спецификой декоративного творчества. Издавна в народном и древнерусском искусстве цвет был иносказательным. Народные пред­ставления о цвете в Древней Руси связывались с растениями, с живым миром природы, и соот­ветственно этому рождались такие определения, как брусничный, гвоздичный, «жаркий» - ­так назывался огненно-красный.

Цвет в искусстве Палеха вызывает самые широкие ассоциации и имеет большое значение в создании миниатюры. Повседневное преображается в эпические образы, приобретающие выражение вечного, того, что есть всегда. Все видимое преображается поэтически. По сути в живописи Палеха, в ее системе утверждается известная точка зрения на мир. Она объе­диняет реальное и фантастическое, историческое и настоящее. Отсюда вырастает и своеоб­разное художественное измерение времени. Сказочные горки, палаты, деревья, вода, поля, кони, люди - все понимается расширительно-символически. Человек здесь един с природой. Удлиненные фигуры, плавные и гибкие, тянутся, растут, будто деревья, расцветают радостью, будто цветы, на черной лаковой поверхности.

В искусстве палехских художников-сказочников есть радость и удивление красотой мира, та сердечность, которая роднит палехское искусство с народной песней, сказкой, с древней ико­ной, с живописью Венецианова и Нестерова, с музыкой Чайковского и Рахманинова, с голу­быми просторами полей и лесов, среди которых раскинулся Палех.

Иллюстрация.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широ­ком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели само­стоятельное художественное значение.

В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть нахо­дящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации в узком смысле этого слова или поясняют текст путем демон­страции соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

Как известно, одним и тем же словом «иллюс­трация» называют изображения разные по содер­жанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчи­няющим себе текст.

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п.

Все книжные иллюстрации можно разделить на две боль­шие группы: для научно-популярных издании и для изда­ний произведений художественной литературы. Первые должны наглядно и точно передавать то, о чем говорится в тексте. Задачи иллюстрации к произведениям художе­ственной литературы иные: художник должен воплотить средствами графики образы, созданные автором, передать атмосферу описываемых событий.

В результате исторического разви­тия художественного оформления книг в настоящее время существует четыре системы иллюстрирования. Каждая из них объединяет определенную группу книг.

К первой иллюстративной системе относятся те книги, которые имеют рисованный переплет, обложку, ти­тульный лист, иногда заставку и кон­цовку.

Вторую группу отличает богатое книжное убранство: рисованный ти­тул и шмуцтитул, орнаментальные заставки и концовки, буквицы и виньетки.

Третья группа, кроме рисованного переплета, титульного листа, фрон­тисписа, заставок и концовок, имеет еще и иллюстрации.

К четвертой группе могут быть отнесены те виды иллюстрационных систем, где развитие сюжета читается в тематических заставках и концовках и ими же определяется содержа­ние постраничных иллюстраций. Ил­люстратор не только следует общему ходу повествования, но и воплощает особенности художественных средств выражения так называемого портрет­ного письма.

При всем разнообразии приемов и видов книжное иллюстрирование мо­жно разделить на две основные систе­мы образной трактовки чисто сюжет­ную, или сюжетно-повествовательную, и метафорическую, или декора­тивную. Поскольку книга вместе с изобра­зительным материалом рассматривается как единое целое, ее оформление трактуется исходя из закона цельно­сти. Перед иллюстратором стоит зада­ча объединить в пределах книжной страницы или книги разнопространственные элементы. Художник ищет способы подчинить их, сделать зависимыми от плоскости книжного лис­та. Книжный лист как изобразитель­ная поверхность представляется двухмерным. Изобразительное искусство передает пространство на плоскости.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия - про­странство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник пред­почитает, моделируя форму,- линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту, какими композици­онными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивиду­альным стилем.

Можно с уверенностью сказать, что замысел художника определяется его отношением к тексту литератур­ного произведения. Безусловно, композиция в офор­млении книги является общей для изобразительного искусства, но имеет некоторые особенности. Природа ил­люстрации связана с жанром и сти­лем литературного слова. Книга воспринимается как еди­ный художественный организм, со­зданный трудом писателя, художни­ка, работниками издательства и поли­графии.

Однако художники представляют свою роль в создании книги по-раз­ному. Некоторые считают, что доста­точно снабдить книгу «изобразитель­ным комментарием», т. е. пересказать иллюстративно сюжет. Другие стре­мятся отобразить внутреннюю сущ­ность словесных образов. Третьи ста­вят задачей полнее раскрыть литера­турные образы изобразительными средствами. И лишь немногие доби­ваются подлинного синтеза слова и изображения, воспринимают всю совокупность книжных страниц как единое пространственное целое, об­ладающее особыми структурными за­кономерностями.

Наиболее верным пониманием сущности оформления книги является синтез слова и изображения. Имеются в виду не только иллюстрации, но и обложка, и форзацы, и шмуцтитулы и Т. д. Здесь действует один из глав­ных композиционных законов, закон цельности. Невозможно создать офор­мление книги, пренебрегая действием законов контраста, жизненности и но­визны.

История развития оформления книги показывает, что появление и становление новых жанров в литера­туре всегда вызывало рождение но­вых иллюстрационных систем. Так, развитие в литературе повествова­тельного и метафорического жанров определило такие же формы оформ­ления. Достигая вершин мастерства, творцы сюжетных иллюстраций создают целостные художественные про­изведения. Читатели даже вне книги прочтут в них содержание, за­ложенное писателями в литературных произведениях.

Иногда в сюжетной иллюстрации можно увидеть композиции, которые не идут дальше наглядной передачи фабулы, а в орнаментально-декора­тивном убранстве и метафорическом решении композиции находятся в противоречии с духом и жанром книги. Поэтому «определяющим здесь бу­дет не столько мышление художника образами, воплощенными в книге средствами полиграфического искусства, и умение синтезировать отдельные элементы иллюстрационной сис­темы в целостный книжный организм, сколько отношение художника к ил­люстрируемому тексту, методы ин­терпретации им содержания литера­турного произведения».

Углубляясь в содержание литера­турного произведения, художник-иллюстратор сталкивается со сложным переплетением словесных образов, ощущает потребность в создании об­разов изобразительных, подчас ис­пользуя при этом все многообразие существующих жанров и средств изо­бразительного искусства.

Заключая разговор о композиционных особенностях книжной графики, следует сказать, что основные зако­номерности построения композиции книги и иллюстрации широко исполь­зуются художниками. Приемы пост­роения композиции книжного оформ­ления развиваются и обогащаются в творчестве новых поколений иллю­страторов.

Гуашь.

Гуашь - (фр. Gouache, итал. Guazzo водная краска, плеск) – вид акварельных красок, более плотный и матовый чем обычная акварель.

 

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в средние века. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов используя её декоративные качества.

Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декоративной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её дл цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатнаягуашь

Отличается от художественной большей способностью и цветовой насыщенностью. Это достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим её более плотной, насыщенной и звучной.

Ход работы

 

После определения темы творческого проекта можно было начать разработку эскизов.

Первый этап работы полностью был посвящен подробному изучению поэмы, проработке героев и выбору сюжетов.

Сначала было разработано несколько вариантов композиций, которые в последствии улучшались. Велась разработка деталей окружающей среды: облака, солнце, деревья, кустарники, мебель и дальний план. Далее уточнялись позы героев и их одежда.

Придуманные композиции в итоговом варианте были перенесены на чистовые листы. Работы выполнялись на цветном фоне гуашью. Получилась серия из четырех работ.

На первой работе показана сцена встречи Руслана с головой, которая подсказала ему, как найти его жену Людмилу.

Людмила в замке у Черномора - это сюжет второй работы.

Композиция третьей работы представляет собой схватку Черномора и Руслана в небе. Руслан крепко вцепился в бороду Черномора, чтобы узнать, где тот держит его жену.

Сюжет заключительной работы представляет собой возвращение Руслана и Людмилы на прекрасном белом коне домой.

Исполненные работы оформлены в паспарту и светло-охристые рамы.

Заключение

 

Во время работы над проектом я многому научилась. Была возможность почувствовать себя художником-иллюстратором, изображая сюжеты и персонажей поэмы «Руслан и Людмила». Творчество Пушкина всегда будет близко людям, потому что затраги­вает самое сокровенное в человеке. Его поэзия особенно современна сейчас, когда человеку не хватает духовности. Истинные ценнос­ти человека, небезразличное отношение к Родине и ее истории - все это делает творчество Пушкина актуальным и в наше время.

 

 

Литература

1. Искусство древней традиции. Палех [Текст]: альбом / авт.-сост. М.А. Некрасова. - М.: Советский художник, 1990.

2. Евстратова Е.Н. Графика/Науч.-поп. Издание для детей. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. - 127с.- (История искусства для детей).

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов/Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: