Лидер и управление группой




Лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое приводит к изменениям в действиях, отношениях, чувствах другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает лидера. Без него ни одна группа существовать не может.

Личностные качества лидера:

· интеллигентность (вербальная и символическая);

· инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;

· уверенность в себе, благоприятная самооценка;

· привязанность к сотрудникам;

мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

· зрелость;

· мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей, обеспечивая работу, финансовое вознаграждение, власть над другими, самореализацию, достижение успехов в работе.

Опираясь на ряд категорий, можно выделить следующие типы лидеров:

1. Обаятельный/авторитетный. Обаятельный лидер пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих. Авторитетный лидер опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем.

2. Лидер «с воображением», «душевный» лидер-контролер, манипулятор. Лидер «с воображением», с творческой фантазией, дающий реализовывать возможности подчиненных, способен выдвигать инициативы, вдохновлять свою группу, проявляя «нежную любовную заботу», участие в делах своих подчиненных. Лидер-контролер, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы, относясь к подчиненным «с легко прикрытым сожалением». Подчиненные воспринимают «душевного лидера с воображением» как «одного из нас», «как нашего выразителя», который выражает нормы, ценности группы; как наиболее опытного, мудрого из нас, способного быть экспертом в решении групповых задач.

Лидер не только направляет и ведет за собой своих последователей, но и хочет этого, как и те желают следовать за ним. Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается на свои позиции. Ему присущи уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять психологические особенности людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, а с другой стороны, тот, у кого они есть, на лидерские позиции не выдвигается.

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который имеет свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения возникшей в группе ситуации. Каждый раз группа выдвигает специфические требования к лидерству, и поэтому оно может переходить от одного человека к другому. В одних случаях необходим эмоциональный лидер, в других — деловой и т. п.

Общее лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. Эмоциональный лидер (сердце группы) — это человек, к которому другие могут обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело,

наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудирован, может объяснить и оказать содействие в поиске нужной информации.

Лучший лидер — тот, в ком сочетаются все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего отмечаются две составляющие — эмоциональная и деловая, информационная и деловая.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от него требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы.

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие типы лидеров:

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие

1. личности на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер-творец. Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.

4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда,

такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами. 5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

41. Конфликт и его природа Слово конфликт латинского происхождения и в буквальном переводе означает столкновение. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов,точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.

инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.

конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций[7].

Разрешение конфликта - заключительный его этап.

Однако, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

Виды конфликтов

Виды конфликтов

Классифицируют внутренние, межличностные, межгрупповые и конфликты между группой и индивидом.

Внутренние конфликты появляются в связи разногласий мотивов, чувств и потребностей в самом человеке. Это происходит, когда индивид не может решить, что для него будет лучше, как выбрать правильный путь. Например, когда девушка очень хочет торт, но не желает поправляться; ребенок хочет играть с друзьями и посмотреть в это же время мультфильм.

Внутриличностные конфликты время от времени появляются у всех людей. Такие конфликты являются нормой и способствуют развитию личности. Но если они возникают достаточно часто, то могут привести к заболеваниям сердца, нервной и пищеварительной системы.

Межличностные конфликты – это столкновения мнений двух людей. Этот вид конфликта чаще всего возникает при различных жизненных ситуациях, к примеру, между коллегами, супругами, друзьями, родителем и ребенком.

Конфликты между группой и индивидом возникают в связи несогласия индивида с общепринятыми нормами, правилами и ценностями. Примером может служить ситуация, когда персонал организации не соглашается с требованиями начальника или одноклассники не принимают в свой коллектив одного из ребят.

Межгрупповой конфликт проявляется в противоречиях во взглядах между разными социальными группами и организациями.Чаще такой конфликт связан с разделением ресурсов. Например, соседи могут конфликтовать из-за неспособности мирным путем поделить огород.

Причины конфликтов

Существует большое количество причин, которые влияют на появление конфликтов. Разделяют субъективные и объективные факторы.

К субъективным причинам психологи относят индивидуальные особенности характера каждого человека, причастного к конфликту, различные мнения, социальная несовместимость этих людей.

Объективными факторами являются обстоятельства и условия, которые сложно изменить. Это могут быть ненормативные законы в стране, экономическая ситуация, новшества на предприятиях, недостоверная информация, плохие условия труда, сложившиеся стереотипы, вклад ресурсов и времени в решение поставленных задач и многое другое.

Выход из конфликта

Чтобы конфликтная ситуация не привела к негативным последствиям, очень важно выбрать конструктивный подход к ее решению. Наиболее приемлемыми способами выхода из конфликта являются сотрудничество и компромисс.

Компромисс предполагает некоторые уступки с обеих сторон с целью решения спорного вопроса.

Сотрудничество – это обсуждение с оппонентом различных способов по урегулированию ситуации. Очень важно проявлять свое уважение к противоположному мнению, уметь выслушать все доводы. Стоит вместе обдумать, какие действия наиболее приемлемы, а также выбрать наиболее подходящий вариант.

Благодаря конструктивному подходу можно решить любую конфликтную ситуацию без значительных потерь для каждой стороны, а знание причин возникновения конфликтов может помочь уладить их еще на стадии появления.

50. Принципы и содержание семейного воспитания. Первая структурная единица общества, задающая основные принципы личности, – это семья. Семья объединена кровными и родственными связями и связывает супругов, детей и родителей. Брак – это еще не семья, она возникает с рождением детей. Главная функция семьи заключена в продолжении человеческого рода, в рождении и воспитании детей.Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья меняет у людей понятие дома из помещения, где они проживают, в ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. В семье создаются все личностные качества. Семья судьбоносно влияет на развитие личности растущего человека. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая состоятельность, общественное положение, число членов семьи, место проживания семьи, отношение к детям. Все эти факторы переплетаются и выражаются по-разному. Задачи семьи: – обеспечить наилучшие условия для роста и воспитания ребенка; – создать социально-экономическую и психологическую опеку над ребенком; – передать опыт создания семьи, воспитания детей и уважения к старшим; – обучение полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь ближним; – развить чувство личного достоинства, ценности своего «Я».

Принципы семейного воспитания: – гуманность и милосердие к растущему человеку; – вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов; – открытость и доверительность отношений с детьми; – оптимистичность взаимоотношений в семье; – последовательность в требованиях к ребенку; – оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Семейное воспитание охватывает человека со всех сторон. В семье происходит физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание. Оно меняется от возраста к возрасту. Семья формирует у детей знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; вырабатывает интеллектуальные навыки и формирует взгляды на мир, людей, профессии и жизнь. Важным в семейном воспитании является нравственное воспитание. Оно формирует такие качества, как доброжелательность, доброта, внимание, честность, искренность, трудолюбие. Развитие качеств у личности, которые затем пригодятся при преодолении жизненных преград и трудностей, является целью семейного воспитания. Многое в воспитании зависит от семьи и родителей: формирование интеллекта и творческих навыков, моральное и эстетическое развитие, культура и физическое здоровье детей и их счастье, и все это – задачи семейного воспитания. Собственно родители как первые воспитатели сильно влияют на детей. В семейном воспитании имеются также свои методы, это, например, личный пример, сопереживание, обсуждение, доверие, возвышение личности, похвала, показ, проявление любви, контроль, юмор, традиции, сочувствие и многое другое. Эти методы применяются персонально в зависимости от ситуации.

51. Особенности влияния различных типов семей на воспитание детей. Типы семей: простая семья (супружеская пара с детьми), расширенная или сложная семья (включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством). Важным основанием для выделения типа семьи является наличие обоих супругов. В зависимости от этого выделяют полную семью и неполную. В простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между «отцами» и «детьми», но в подобной семье у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. Причиной неполных семей является чаще всего развод. Но к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются - как к потенциально неблагополучным. В некоторых случаях, такая семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, потому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей.
С учетом воспитательного воздействия выделяют следующие модели негативных семейных взаимоотношений:
Безнадзорность (родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям; Родители в целом любят своих детей, но у них не хватает времени эту любовь проявить. Дети предоставлены сами себе и проводят свое время в поиске увеселений, часто попадают под «уличное влияние»).
Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и постоянным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты. В результате ребенок становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.
Воспитание «по типу Золушки» - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, отношения к нему. Ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то из детей любят больше. Такая ситуация способствует появлению озлобленности и невротическому поведению.
«Жесткое» воспитание проявляется, когда за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.
При воспитании в условиях повышенной моральной ответственности с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей. Последствия такого воспитания - навязчивые страхи, постоянная тревога.

52. Условия успешного воспитания в семье. Семья - ячейка общества, институционная общность, складывающаяся на основе брака. Это малая группа, члены которой объединены общей заботой о потомстве и находятся в непосредственном личном общении.

Основными принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку; - вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; - открытость и доверительность отношениях с детьми; - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); - оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных правил:
- запрещение физических наказаний, - запрещение читать чужие письма и дневники, - не морализировать, - не говорить слишком много, - не требовать немедленного повиновения, - не потакать и др.

Пути, средства и условия успешного воспитания в семье:
- Ясное осознание целей и задач, наличие модели и системы воспитания детей.
- Социальная направленность.
- Личный пример родителей во всем (отношение к обществу, труду, друг к другу, к друзьям, коллегам и т.д.).
- Высокий уровень культуры быта в семье, организации семейной жизни.
- Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Умение выбирать наиболее оптимальные средства, методы и приемы воспитания.
- Наличие у родителей педагогического такта, равенство позиций в общении с детьми, создание положительного эмоционального фона.
- Высокий уровень развития и самореализованности (в том числе профессиональной) родителей.
- Моральное и материальное благополучие семьи.
- Применение единых воспитательных подходов со стороны всех членов семьи.
- Развитие самостоятельности, творческого потенциала ребенка, предоставление ему возможности выбора.
- Развитие стремления к учению.
- Применение эффективных форм поощрения (похвала, восхищение и т.д.).
- Непрерывность воспитательного воздействия.

53. Профессиональное развитие личности. 1. Становление человека как профессионала неотделимо от его развития как личности. На нач. этапах проф. образования источником проф. развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессиональное развитие начинает доминировать над личностным. Влияние личности на профессиональное развитие может расцениваться как позитивное (выбор профессии, обеспечение профессиональной адаптации, стимуляция профессионального творчества и развитие профессионального мастерства) и в то же время как негативное (отсутствие позитивной мотивации деятельности). С другой стороны, профессиональная деятельность также влияет на личность, заставляя ее приспосабливать те или иные личностные компоненты к своеобразным условиям профессиональной деятельности, требованиям профессии. Результат этого влияния также может быть как позитивным (успехи в профессии стимулируют личность, развивают, расширяют границы профессиональных возможностей), так и негативным (профессиональная деформация личности).

2. Развитие личности профессионала предполагает определенную динамику ее свойств и качеств, представленных в виде "приращений" личности.
Формирование и развитие личности в процессе профессиональной деятельности и обучения представляют собой процесс образования особого типа системных отношений внутри целостной психической организации личности. Развитие личности профессионала может быть представлено в виде накопления качественных изменений, "приращений" в его психике на пути его движения к профессионализму. Способность элементов личности к взаимной компенсации обусловливает определенные возможности индивидуальной адаптации к требованиям конкретной профессии. Вместе с тем недостаток развития некоторых профессионально важных, но мало тренируемых качеств может жестко лимитировать профессиональную пригодность. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции и совершенствования. Возрастает роль процессов саморегуляции и самооценки, активно формируются стратегии поведения.
3. Фундаментальным условием профессионального развития личности является переход на более высокий уровень профессионального самосознания.
Профессиональное самосознание личности полагается многими авторами как важнейшая психологическая подструктура личности специалиста и ведущее условие его профессионального развития. Под самосознанием многие исследователи понимают осознание человеком себя как личности, процесс самопознания и самоотношения. Профессиональное самосознание можно определить как сложное личностное образование, формирующееся под влиянием профессиональной среды и активного преобразования себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание, следующие компоненты: 1) сознание своей принадлежности к определенной профессии; 2) представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей, статуса; 3) знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, стилей в работе и проблемных зон и т.п.
Основными источниками развития профессионального самосознания личности является его собственная профессиональная деятельность и профессиональное общение. 4. В качестве движущих сил профессионального развития личности выступает процесс разрешения противоречий. Основным является противоречие между Я-действующим и Я-отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. На стадии профессионального мастерства возникает противоречие между потребностью личности в профессиональной самореализации и психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности (Я-профессиональное, Я-потенциальное). Таким образом, на начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях - внутренние противоречия личности специалиста, профессионала.

54. Особенности самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, направленная на развитие и самосовершенствование самой личности. В основе самовоспитания лежит совокупность побуждений, мотивов. Возникновение мотивации самовоспитания и превращение самовоспитательной деятельности в привычную форму жизнедеятельности, в свойство личности, происходит постепенно и проходит через определенные этапы. 1. – стадия внешнего требования – свойственна младшему подростковому возрасту и частично приходится на младший школьный возраст. Самовоспитание возникает в результате воспитания, побудителями активного отношения ребенка к этому процессу являются требования взрослых. Ребенок выполняет требования взрослых, вначале ориентируясь на образцы поступков (подражание) воспитателей; затем появляется способность к выбору варианта поступка. 2. – стадия вынужденности – человек вынужден изменяться, подчиняясь той или иной ситуации. На этой стадии личностные изменения начинаются с их осознания и уже произвольно регулируются. При этом подражательность и подчинение инструкции полностью не исчезают. 3. - сознательное самовоспитание, т.е. внутренние потребности личности. Мотивация становится ведущим компонентом самовоспитания, в результате чего формируются – самоубеждение, самомотивация, самоприказ и т.п., которые затем переходят во внутреннее, идеальное. Средства самовоспитания – это орудия и способы воздействия человека на себя самого, которые опосредуют цели и результат самовоспитания, все материальные и нематериальные объекты, которые помогают становлению мотивации самовоспитания и осуществлению самой этой деятельности. Главным из таких средств является практическая деятельность человека, ее содержание, при этом деятельность не искусственная, а реальная. Другие средства самовоспитания: предметы искусства, культуры и быта, в которых находит отражение человеческая жизнь; книги, биографии известных людей и др. Методы самовоспитания – пути достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач.

55. Построение жизненного пути (ж.п.) личности. Ж.п. - это история формирования и развития личности в определенном обществе, опред. эпохе, опред. поколении. Ж.п. личности отражает, фиксирует в себе личностный смысл событий, который может быть представлен как временная организация смысловой реальности личности. Личностный смысл события определяется контекстом всей жизни и всегда имеет значение только в системе актуальной жизненной ситуации. Он предстает перед нами как система смыслов событий, которые будут располагаться условно в прошлом или будущем. Сознание постоянно напоминает нам и дает возможность ощущать время. Именно благодаря этому прошлые события могут быть переосмыслены и переоценены в процессе пребывания в настоящем. Само настоящее при этом, в некоторой степени, определено событиями прошлого и будущего. Каждое событие выступает в контексте всего ж.п., но и весь ж.п. строится из «точки» настоящего заново в конкретной жизненной ситуации, побуждающей субъекта к рефлексии, пониманию себя и своего места в мире, то есть в ситуации осуществления своей субъектной сущности по отношению к своему жизненному пути. На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки), влияние дедушек/бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, истории, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются: * герой, с которым идентифицирует себя ребенок;* антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;* идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка именно он определяет направление личностного роста;* сюжет - модель событий;* другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;* свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели. Таким образом, ж.п. личности как система личностных смыслов событий, в зависимости от контекста актуальной ситуации может быть переоценен и переориентирован. Именно постоянная представленность в моменте «Теперь» динамической смысловой системы, отражающей жизненный путь личности, ее изменчивость, это «повторение», а иногда и «переработка» жизненной истории является средством для человеческого существа сохранить целостность собственной личности. Таким образом, жизненный путь личности представляет собой процесс и результат (построение жизненного пути) деятельности субъекта, направленной на реализацию личности в жизненной ситуации, осуществляемой посредством внутренней работы личности и отражающей ее жизненную позицию. Я-личность-психические процессы; псих. состояния; направленность; характер; способности.

 

Термины и определения

Акцентуация - крайняя степень нормы, связанная с чрезмерной подчеркнутостью определенной черты хар-ра, что приводит к излишней чувствительности в одних соц. ситуациях при относительной устойчивости к другим ситуациям.

Адаптация — изменение чувствительности для приспособления к внеш. условиям.

Апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни чел., от особенностей его личности, от прошлого опыта.

Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о которых чел. не даёт себе отчёта.

Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам.

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Внутриличностный конфликт – ситуация,когда чел. вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

Воображение — психич. процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Воспитание – процесс приёма и переработки чел. различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, который завершается формированием образа.

Восприятие – психич. процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных св-в и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Дидактика – раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения.

Жизненные планы - намерения прожить жизнь определенным образом.

Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности нервной с-мы, составляющие предпосылку формирования и развития способностей.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и соц. черт человечества.

Индивидуальность – неповторимость, уникальность св-в чел., которая выражается в наличие разного опыта, знаний, убеждений, в различиях темперамента и хар-ра.

Интеллект — глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривается как способность чел. адаптироваться к окружающей среде.

Интроспекция — метод психологического анализа, который заключается в наблюдении собственных психич. процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Личность – соц.-психолог. сущность чел., формирующаяся в рез-те усвоения чел. общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Мышление – психич. процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея.

Наблюдение - целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность.

Надежность теста - относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Норма теста - средний показатель по данному тесту, т. е. показатели, которые представляют большую совокупность людей, с которыми можно сравнить показатели конкретного индивида, оценивая уровень его психолог. развития.

Обобщение — мысленное соединение сходных признаков нескольких предметов в одном понятии об этих предметах.

Обучение – совместная деят-ть субъекта и объекта по передаче/восприятию суммы полученных знаний при ведущеё роли субъекта и активном участии объекта, составная часть процесса образования.

Образование – совокупность знаний, имеющихся у чел., способов их познания, умений и навыков их познать.

Опрос - метод психолог. исследования, в процессе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психолог. качествах людей и хар-ре межличностного взаимодействия в группах, коллективах.

Ощущение – элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших св-в окруж. мира виде психич. явлений.

Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания чел. разнообразной информации.

Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания чел.

Последовательный образ - зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя.

Психика – свойство животных и чел., выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности.

Психические явления - любые проявления психики чел.. Различают три вида- психические процессы, свойства и состояние.

Психологическая защита - с-ма механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Психология – наука, которая изучает внутр. психич. процессы и механизмы поведения, общения и деятельности людей.

Рефлексия – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.

Речь — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

Самоактуализация — реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания

С енсибилизация — повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.

Сознание –высший уровень психического отображения действительности, её представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Социализация – вхождение личности в общество на условиях равноправия, восприятие и принятие личностью культуры цивилизации, её ценностей, развития способностей к воспроизводству этой культуры.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: