Воля - это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.
32. Понятие о потребностях. Иерархия потребностей А. Маслоу. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий жизни. Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство, сами потребности развиваются с ростом производства.
Потребности – основная побудительная сила мыслительной деятельности человека. Чтобы удовлетворять свои потребности, человек должен изыскивать те или иные средства, а потому решать те или иные задачи.
Виды потребностей – материальные, духовные, общественные.
Материальные лежат в основе жизнедеятельности человека (потребности в еде, одежде, жилище). Они сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека.
|
Духовные – специфические человеческие потребности. К ним относятся потребности в познании и эстетическом наслаждении. Потребность в эстетическом наслаждении занимает большое место в жизни человека. Благодаря ей человек стремится сделать свою жизнь, отдых, быт красивыми.
Общественные потребности – потребности в труде, общении, общественной деятельности. Потребность в общении выражает социальную потребность человека. Потребность в общении стимулирует развитие личности: человек познаёт не только других, но и себя, овладевая опытом социальной жизни.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты (от низшей к высшей):
1. Физиологические (голод, жажда);
2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
6.
33. Понятие о мотивации. Виды мотивов. Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации. Однако в период Ф. Тейлора управленцами было осознано, что зарплата на грани голода — глупо и опасно. По мере улучшения благосостояния населения не всегда пряник заставляет трудиться человека лучше.
Большую роль в данной области сыграли труды З. Фрейда по психологии, вводившие понятие бессознательного. Ученым был выдвинут тезис о том, что люди не всегда поступают рационально. Содержательные теории мотивации основаны на классификации потребностей человека (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд).
|
К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.
Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Ценности могут быть:
§ самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
§ ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
§ ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.
Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.
|
Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.
34. Общение. Функции, виды и средства общения. Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения: Инструментальнаяфункция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
Виды общения:
§ “ Контакт масок ” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия, набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции).
§ Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают.
§ Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
§ Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
§ Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
§ Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
§ Светское общение — его характеризует беспредметность. Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
Средства общения
В вербальном общении1 обычно применяются два варианта речи: устная и письменная.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами:
1) визуальные средства общения, к которым относятся:
· кинесика - движение рук, ног, головы, туловища;
· направление взгляда и визуальный контакт;
· выражение глаз и лица;
· поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);
· дистанция
2) акустические (звуковые) средства общения и др.
35. Коммуникативная сторона общения
Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально):
1. почерк;
2. околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);
3. мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру ипр.);
4. расстояние между партнерами);
5. расположение партнеров друг относительно друга);
6. территория, на которой происходит общение);
7. время общения;
8. запахи (парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);
9. стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).
К вербальным средствам относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении.
К невербальным средствам относятся все остальные неречевые средства передачи информации.
Каждое из невербальных средств как элемент самопрезентации будут нами рассмотрены позднее. Здесь же мы остановимся лишь на первых двух пунктах вышеприведенного списка – почерке и околоречевых средствах.
Изучением почерка занимается наука графология. Специалисты в этой области давно пришли к выводу, что характер человека, его настроение, самочувствие и многие другие причинызаметно влияют на особенности почерка. Например, округлый ровный почерк бывает обычно у людей коммуникабельных и миролюбивых, которые стараются соответствовать общественным нормам, а четкий, угловатый, с заметным нажимом и размашистыми штрихами почерк часто принадлежит людям авторитарным, энергичным, способным на смелые идеи. Важно отметить, что люди, имеющие небрежный, слишком неровный почерк, могут произвести негативное впечатление на партнеров, поскольку это является одним из признаков неуравновешенности нервной системы и недостаточной аккуратности в делах.
36. Перцептивная сторона общения. Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими. Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех "социальных объектов, т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека.
Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как "вчувствование", умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания.
Рефлексия — определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других.
Эффекты межличностного восприятия—зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания — каузальная атрибуция. Значительна при этом роль "первого впечатления", предубеждений и установок.
Стереотипизация—это сложившийся некоторый устойчивый образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как своеобразным "сокращением" при взаимодействии. В житейском плане это всевозможные предубеждения и предвзятости.
Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название "аттракция". Буквально аттракция — процесс формирования привлекательности какого-то человека и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения к нему.
Половые различия в общении. Общение между мужчинами больше подчинено статусной иерархии, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшими статусом выигрывают больше от использования социально приемлемых видов поведения, чем люди с высоким статусом. Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом. Различия в стереотипном поведении больше при общении с коммуникантом своего пола. Мужчины выражают больше несогласия при общении с мужчинами. Женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами. Коммуниканты обоего пола более убедительны в общении с женщинами, чем с мужчинами.
37. Интерактивная сторона общения. Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.
Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения регулировать свое внутреннее психическое состояние, способствующее налаживанию отношений с другими людьми. Следует помнить, что не существует каких-либо специфических качеств, способствующих возникновению симпатии к человеку. Одна и та же черта зачастую оценивается и положительно, и отрицательно в зависимости от отношения к человеку и ситуации взаимодействия. Например, смелость может быть расценена как нахальство, бережливость — как жадность, а скромность и стеснительность — как скрытность и хитрость.
Взаимоотношения улучшаются, когда люди делают друг другу добро. Причем замечено, что, как это ни парадоксально, лучше относится к партнеру не тот, кто добро получает, а тот, кто его делает. Этот вывод вытекает не только из житейских наблюдений, но и подтвержден лабораторным экспериментом. Таким образом, для укрепления сплоченности группы, усиления взаимной симпатии необходимо ставить ее членов в такие условия, чтобы они чаще оказывали друг другу различные услуги, проявляя при этом внимание и доброту.
Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые могут выступить организаторами различной деятельности, обладают притягательностью и обаянием. Их называют лидерами группы, и от них во многом зависит психологический климат в коллективе.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача неадекватна, то возникают затруднения во взаимодействии.
Малая социальная группа