Существует три уровня диагностики (по Л.С. Выготскому):
ü Симптоматический (эмпирический).
Ограничивается констатацией каких-либо особенностей-симптомов. Не является строго говоря научным, ибо констатация симптомов автоматически к диагнозу не ведет.
ü Этиологический (причинный).
Учитываются не только симптомы, но и причины из возникновения.
ü Типологический (высший тип диагноза).
Заключается в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности. По словам Выготского диагноз всегда должен иметь ввиду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. При этом содержание диагноза и прогноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.
Четыре основных направления в работе психодиагноста (Януш Рейковский):
ü Осуществление диагноза деятельности, поведение, то есть описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.
ü Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.
ü Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание – диагностика систем нервных связей.
ü Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.
Психодиагностический процесс: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации, этап принятия решения.
|
Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз).
Этап сбора данных
Сбору данных и выбору диагностического инструмента должен предшествовать период предварительного ознакомления с данными об обследуемом (например, биографические факты, заключения других специалистов и т.д.), о специфике деятельности или группы, о ситуации обследования. С этой целью могут быть использованы анкеты, беседа или интервью. Таким образом, намечаются элементы рабочей картины объекта исследования, необходимые для диагноза и прогноза.
Диагностическая задача состоит в адекватном выборе конкретных методик и включает три аспекта, учет которых обеспечивает её правильное решение:
1) содержание диагностики — что (какие качества или свойства), у кого и зачем подлежат диагностике.
Лучше использовать ступенчатую стратегию сбора данных, первоначально используя методики, которые позволяют получить наиболее общие представления о личности и выработать гипотезу. Для развернутого диагноза, о котором пойдет речь ниже, потребуются методики, как минимум, трех направлений диагностики:
· личностные особенности (в первую очередь, потребности, ценности, цели и способы их достижения), а также их природная (конституциональная) основа;
|
· оценка человеком своих личностных качеств и определенных ситуаций (рефлексивные особенности или сфера самосознания);
· история развития личности и настоящая жизненная ситуация (средовые факторы).
2) диагностическая ситуация — как внешняя (то есть условия диагностики – временные, пространственные и др.), так и внутренняя (мотивационная). Последняя чаще всего представлена в двух вариантах, условно называемых «ситуация клиента» и «ситуация экспертизы».
В первом случае клиент сам обращается за психологической помощью, он заинтересован в получении объективной информации и идет на сотрудничество с диагностом — это позволяет диагносту больше ориентироваться на свои методические предпочтения и меньше заботиться о защищенности методик от фальсификации результатов.
Во втором случае клиент либо не заинтересован в диагностике, либо заинтересован в тенденциозном искажении результатов. Такая ситуация обязывает диагноста выбирать только те методики, которые защищены от фальсификации результатов, например, объективные тесты или опросники, содержащие шкалы достоверности;
^ 3) пользователь диагностической информации, то есть, кто и как будет использовать результаты диагностики. Наиболее частые адресаты результатов диагностики:
· специалисты-смежники (врачи, педагоги) или заказчики (руководители, родители), то есть третьи по отношению к диагностическому процессу лица. В таком случае необходимо выбрать такие диагностические средства, которые позволят получить стандартизированные (переведенные в шкальные оценки) данные, которые возможно сравнить при разработке стратегии долгосрочных действий.
|
· специалист, проводящий исследование, то есть сам психодиагност (например, при консультировании). В этом случае диагност имеет наибольшую свободу в выборе методических средств соответственно своему опыту и теоретическим позициям.
· клиент, то есть сам исследуемый. Иногда его просто информируют о результатах диагностики, часто — в письменной форме, в виде компьютерной компиляции. Соответственно при выборе методик необходимо учитывать легкость перевода получаемых данных на доступный для понимания неспециалистом язык.
Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики, — таблица «сырых» и стандартных оценок, графическое представление «профиля личности» или распределения выявленных характеристик в группе, расчет индексов (сплоченности), коэффициентов(интеллекта), уравнений (успешности) и т.п.