Садостроение и садонаполнение территорий русских монастырей и боярских усадеб в допетровское время. Подбор альтернативного ассортимента для их имитаций.




Сапелин А.Ю.

Аннотация: В статье произведена попытка на основе анализа исторического ассортимента садов допетровского времени разработать альтернативный ассортимент, который мог бы с известной степенью достоверности имитировать исконный при попытке реконструкции данных территорий.

Рассматриваемый период развития садоводства доходит до нас отрывочными сведениями, но, тем не менее, отдельные закономерности в планировке и наполнении садов того времени все же читаются.

Говоря о садах указанного периода, необходимо отдавать должное монастырскому саду, как источнику появления садоводства в его нынешнем понимании. Отдельные авторы [2] склонны считать отправной точкой русского садоводства языческие культовые урочища и святилища (Рис 1.), однако, в нашем сегодняшнем понимании сада, это если и был исток, то исключительно зародышевый и имеющий ничтожно мало общего с Садом как таковым. К тому же, известно, что зачастую монастыри строились именно в местах языческого культа, подменяя, а не продолжая их, создавая новую архитектурную и ландшафтную среду.

 

Рис 1. В.Д.Поленов. Курган. 1902 г.

Тот факт, что развитие садово-паркового искусства до XV-XVIIвв. связано, прежде всего, с деятельностью монахов подтверждает множество икон с тем или иным изображением садовых сцен (Рис 2.; Рис 3.) [18]. В светской гравюре мы этого не наблюдаем в такой степени. Многие исследователи приходят к выводам о том, что искусство садоводства пришло на Русь из Византии, и ведущая роль в этом принадлежала православным монастырям [11]. Конечно, нельзя утверждать, что до монахов садов не было. Были огороды, где уже выращивали и до прихода христианства все необходимое: овощи, плодово-ягодные растения (в археологических раскопках находили крупноплодные сорта вишен, слив и яблок на территории Новгорода в слоях уже X-XII веков) [9]. Но, именно монастырская культура садоводства, приходящая наравне с другими знаниями от греческих миссионеров, дала толчок в развитии совершенно нового этапа русского Сада. Шла эта «волна» с юга на север, завоевывая все большие территории. Изначально монастырский сад имеет исключительно утилитарную роль. Лишь к XIV-XV вв доля самого сада относительно общих размеров территории монастыря – увеличивается, его планировочная структура усложняется, появляется довольно много исключительно декоративных элементов, которых ранее не было (беседки, трельяжи, декоративные бассейны (до этого только рыбные пруды), скамьи, фонтанчики. Стали появляться и стриженые растения (изгороди). Монастырский сад приходит к этапу развития, который можно назвать «Единство утилитарного и эстетического» [2].

Рис 2. Н.Павловец Рис 3. Псково-Печерская обитель

Богоматерь вертоград заключенный Дом Пречистой Богородицы

Около 1670 г. Икона конца XVII – начала XVIII в.

Наполнение монастырского сада в это время имеет довольно много символических элементов. Мало того, сам сад является символом – Рай на земле (Вертоград) [15], так он ещё и не может обойтись без самого «райского дерева» – яблони и она присутствует практически везде. При этом совмещает в себе одновременно и роль символа и откровенно утилитарной посадки, ежегодно приносящей урожай. Куда меньшую утилитарную роль, но не менее важное символическое значение имеет кедр. Вернее, правильнее говорить сосна кедровая, так как истинный кедр – это совсем другой вид. Но именно монахи дали имя этому виду сосны – кедровая. Она стала называться так в древней Руси потому, что ее уподобляли ливанскому кедру, упоминающемуся в Священном писании. Так как сам кедр ливанский на большей части России не произрастает, ему нашли такую замену. Таким образом, яблони и вообще цветущие растения символизировали рай, а кедровые сосны рядом с ними – крест, искупительную жертву Иисуса Христа [15]. Традиция совместной посадки кедров (иногда использовали обычные сосны, например в Борисоглебском монастыре) и плодовых деревьев (чаще всего яблоня), просуществовала в монастырях вплоть до начала 20 века. Помимо яблонь образ райского сада дополняли груши, сливы, вишни, а так же другие красивоцветущие растения, среди которых как кустарники, например – сереборинники (ныне - шиповник), так и травянистые многолетники, например, пионы. Однако, там не было многих из привычных для нас сегодня декоративных садовых растений, так как они появились в культуре много позже, чем рассматриваемый нами период времени: сирень и гортензия пришли в Россию лишь в XVIII веке, чубушник (в просторечии часто называемый жасмином) хоть и был, но редкость, только в саду царя, подаренный ему немецкими послами и т.д.. Рядом с этими «райскими кущами» росли играющие исключительно утилитарную роль смородина, малина, берсень (ныне – крыжовник), были разбиты овощные гряды и, иногда, гряды с лекарственными растениями. Если вернуться к символизму, то помимо кедра и яблони, можно вспомнить виноградную лозу, которая со средних веков – символ Христа (побеги – ученики, гроздья – вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа). Однако, в силу климатических особенностей в московских монастырях виноград можно было встретить единично. Стоит вообще заметить, что по мере продвижения культуры монастырского садоводства с юга на север, ассортимент значительно сокращался и в монастырях Киева он был куда богаче, чем в московских. Часто упоминаемую многими авторами белоснежную лилию (крин) – символ Богоматери и рая – мы не можем упомянуть в списке растений тогдашнего монастырского сада, так как она впервые попала в Россию только при Петре I, а имеющиеся лилии не имели такого символического значения. Иногда символизм проявлялся не в отношении какого то вида растения, а, например, в способе посадки растений: 12 кедров – 12 апостолов, 3 липы – Святая Троица (Толгский монастырь, Рис 4) и т.д [1]. Кроме этого, в монастырских садах можно было встретить и однопородные рощи не только из уже упомянутых яблонь и кедра, но и из лиственницы, липы, дуба, березы (почитание дуба и березы пришло в монастыри ещё с дохристианских времен, так как оказалось неистребимым).

Рис 4. Г.Фальк. Вид Толгского монастыря. Литография. 1888 г.

В процессе развития монастырского сада к его утилитарной функции и символическому значению элементов все более и более добавляется функция эстетическая. Он приобретает более выраженную планировку, появляется все больше декоративных растений, часто душистых. В планировке все чаще можно увидеть крестообразное пересечение дорожек с водным источником в центре. Считается, что русские монахи заимствовали этот элемент из европейского опыта [4], так как знали греческий и латынь и могли пользоваться тамошними источниками (например “Hortus Romanus”, где приводились планы садов и схемы цветников). Встречались посадки, имеющие в плане вид Вифлеемской звезды (два наложенных друг на друга креста), острова на воде в форме креста и так далее.

В этот период светские сады представляют собой преимущественно сады при княжеских теремах (Рис 5.). Конечно, до них в древнерусских городах существовали увеселительные рощи и гульбища в лугах. Обширные никак не обозначенные «пустые» места между построек на планах того времени – это часто они и есть. Располагались они в основном за пределами крепостных стен. Внутри тоже были зеленые пространства небольшого размера. Но все это не совсем тот формат, который рассматривается в данной работе и скорее является прообразом современных парков, нежели садов. А вот сады при княжеских теремах и боярских хоромах – это как раз то, что могло бы быть интересно при попытке воссоздания в наше время. При этом, светский сад, в отличие от монастырского, разбросанного по всей России, с XIV века в основном концентрировался по понятным причинам в Москве, и именно здесь были представлены его самые интересные образцы. Они были довольно разнообразны, и можно говорить о садах царских, княжеских, боярских, красных и аптекарских огородах, «висячих» садах и крестьянских палисадниках. Иностранных путешественников удивляло количество московских садов и вообще зелени в городе, разительно отличавшееся от того, что они видели в тесной и сильно застроенной Европе. Есть сведения, что многие княжеские сады строились монахами (или при их участии) по просьбе их владельцев. Действительно, среди монашеской братии выросло немало замечательных растениеводов и садостроителей того времени. Отчасти ещё и по этой причине, наработки сада монастырского, его ассортимент – перекочевывали в сад светский.

Рис 5. Васнецов А.М. Сад князя Жемчужного. 1911 г. (эскиз декорации).

Городской красный (=декоративный) сад зажиточных людей представлял из себя огороженную территорию. Ограждение, как правило, полупрозрачное, деревянное, резное. Хоромы располагались в центре или почти в центре сада. Там же и домовая церковь, если она была. В сам сад часто выходила некрытая веранда (рундук) с резными балясинами. Хозяйственные постройки тяготели к периферии [2]. Из растений в саду преимущественно выращивались плодовые (яблоня, вишня (меньше всего), крыжовник, смородина и др), а декоративные растения (боярышник, черемуха, калина, шиповник, рябина и др.) высаживались преимущественно у входа в сад и входа в дом. Иногда к декоративным деревьям и кустарникам подсеивали цветочные, например, календулу, незабудку. Довольно большая часть сада, часто подальше от хором, отводилась под огород с грядками, где выращивались овощи. Это были практически все привычные для нас и сегодня овощи, кроме томатов и картофеля, которые попали в Россию позже. Не употребляли в пишу листовой салат, высмеивая иностранцев, которые «едят траву». Чуть позже и он стал популярен, а нему, от московских немцев добавились артишок и спаржа. У некоторых на огородах были парники, покрытые слюдой (творила), в которых иногда выращивали дыни. Часто границы гряд обкладывались доской, которая расписывалась всякими узорами, а внутрь насыпали землю, которую собирали с московских бревенчатых мостовых (считалась самой родящей). У многих имелся, пруд, а то и два (чистый, для купания и второй для водоплавающей птицы). Баню часто ставили около пруда для купания, а сам пруд обсаживали смородиной и шиповником [5]. Довольно редко устраивались лужайки обсаженные деревьями (часто липа), служившие для отдыха. В садах большого размера иногда сажали искусственные березовые рощи «для удовольствия и прохлад». Планировка этих садов была предельно проста и без изысков, как правило, дорожки связывали по прямой постройки и вход в сад, а растения сажали уже относительно их трассировки. Изредка присутствовали регулярные элементы. Колодцы, погреба, беседки для отдыха (бельведер), высокие качели – находились как бы вперемежку. Никакой «парадной» части отчетливо не выделялось (если не считать нескольких красивых растений на входе в сад и в дом). Весь сад был единовременно «для пользы и удовольствия». Возможно, это повлияло на впоследствии проявившуюся русскую традицию – вводить откровенно утилитарные элементы сада (например, колодец) в его эстетику, как составляющие элементы пейзажной картины. Площадь таких садов, как правило, не превышала 1-2 га.

Если с планировкой светского сада зажиточных горожан все довольно ясно, то открытым остается вопрос ассортимента растений внутри них. Отчасти, как сказано выше, его диктовали монастырские сады (вернее работающие с садом монахи), а отчасти, пока не упоминаемые в этом документе, но уже существовавшие в Москве в XVI-XVII веках Аптекарские огороды (Рис 6). В основном это были гряды с лекарственными растениями и кустарниками, плодами которых лечились. В некоторых из них были и плодовые деревья. И часть этих растений, красивых и полезных, приходила в боярский сад. Из разных источников, мы можем увидеть насколько разнообразный ассортимент был в аптекарских садах: шалфей, цикорий, мята, мак, укроп, иссоп, яблони, груши, вишни, смородина, крыжовник, слива, барбарис, малина, шиповник (красный и белый), виноград, пионы, гвоздика, тюльпаны, нарциссы (желтые и белые), лилии, рута, майоран, тимьян, календула, хрен, фиалки, базилик, спаржа, божье дерево (ныне – полынь), черноголовник, разноцветные розаны (ныне - мальвы), портулак, розмарин и другие растения. Даже беглый анализ этого списка позволяет утверждать, что всё уже не ограничивалось использованием растений только с исключительно полезными свойствами. Хотя, изначально, как это было и с монастырскими садами – утилитарная функция и здесь стояла во главе угла. Даже в придворцовых и великокняжеских дворах чаще преследовали более утилитарную цель, нежели эстетическую. С сада получали плоды, овощи, лекарственные травы (иногда), рыбу (с рыбных прудов), с прудов же птицу, мед (пасеки) и пр. Об этом нам повествует «Домострой». Более заметно цветники и вообще декоративные элементы появляются лишь в XVII веке и в эти сады как раз и попадают растения, «прошедшие испытания» в аптекарских огородах и в садах при монастырях. И это уже не просто подсаженные к кустарникам цветочные растения, а полноценные цветники, огороженные ажурными оградками. Иногда их не огораживали, а делали так же, как гряды (творила) – внутри дощатого каркаса, как бы в больших ящиках, и тоже расписывали.

Рис 6. Неизвестный художник.

План круглого аптекарского огорода в Измайлово. Около 1660 г.

Кроме того, в некоторой степени в расширение ассортимента боярского внесли свою лепту и Государевы (Рис 7.) и Патриаршие сады (Рис 8.). Они были богаты и в них часто были новинки. В одном из Государевых садов (тот, что был у Никольских ворот Кремля) – были оранжереи с редкостями, в другом, что был расположен в Покровском, было много заморских растений и всяких растительных редкостей (например, говорится о махровых розах (1635 год), которых до этого московские сады не знали вовсе). В верховом (сад на крыше) саду в Кремле пытались выращивать грецкий орех (с тех самых пор его именуют «грецким», хотя к Греции этот вид не имеет никакого отношения), укрывая на зиму войлоком. Впервые в описаниях встречается клубника, перец, кипарис (правда всего одно растение). В цветниках государевых садов встречаются разноцветные пионы, разноцветные лилии, нарцисы, тюльпаны, касатик (ныне - ирисы, одно из первых упоминаний), фиалки лазоревые и желтые, девичья красота (ныне – гвоздика-травянка), мымрис (ныне – миррис душистая), калуфер (ныне пиретрум) и другие растения. Так как все эти растения прекрасно размножались и росли намного быстрее деревьев и кустарников – они довольно быстро завоевали пространства не только московских, но загородных садов. Впервые именно в государевых садах появляются садовые обманки (нарисованные виды, замыкающие аллеи и дорожки), лабиринты (вавилон) и другие, доселе невиданные элементы ландшафта, позже ставшие довольно распространенными.

Отдельной строкой в истории московского, да и российского садоводства, проходит сад в Измайлово, загородная вотчина Алексея Михайловича. Кроме того, что именно там впервые стали появляться четко спланированные сады, а не хаотично разбросанные элементы ландшафта («идеальная усадьба»), там было и довольно много опытов по интродукции растений и вообще по растениеводству. Например, были впервые произведены попытки выращивания тутовых деревьев, винограда (впервые на севере), дыни, арбуза, хлопка и других теплолюбивых культур [13].

 

Рис 7. Сад у Спасской башни Московского Кремля. Рис 8. Предполагаемый вариант

Литография Кодоля. устройства партера сада в Крутицах.

XVIIв. Графическая реконструкция

Стрельцы, знающие толк в садоводстве, ездили по всей России и собирали для Измайлово все самое интересное, причем как плодовое, так и декоративное. Это увлечение у Алексея Михайловича иноземными растениями прослеживалось на протяжении всей его жизни и многие растения, ныне кажущиеся нам обыденными в наших садах, впервые в них появились именно тогда. Первая попытка привезти растения из Европы (Голландия) была произведена им же (1654г.). Важно, что все это не просто высаживалось на гряды, а встраивалось в цветники с часто довольно сложным орнаментом, напоминающим орнаменты русских изразцов. Цветники не повторялись ни по рисунку ни по ассортименту (Рис 8.). Некоторые из них целиком состояли из травянистых растений («Сад всяких тюльпанов», «Сад всяких пионов» и так далее), а некоторые («Круглый аптекарский сад»), чередовали внутри себя травы, кустарники и деревья, что в совокупности давало декоративный эффект, и, по сути, было первым опытом построения сложных смешанных растительных композиций в отечественном садоводстве [10]. Отдельные историки склоняются к тому, что в проектировании садов Измайлово принимали участие иностранные мастера или имелся какой то западноевропейский образец [7]. Часть этих ландшафтных решений, а так же ассортимент, выращиваемый и размножаемый там, впоследствии становятся составной частью садов знати вообще. Вероятно, и юный Петр I впитал вкус к садам здесь, в Измайлове, которое вплоть до XVIII века содержалось в полном порядке.

Рис 8. Неизвестный художник. Потешные палаты с «итальянским» садом в Измайлове. XVIIв.

Адаптируя вышеизложенные сведения к современному ассортименту декоративных растений, предлагаемому отечественными питомниками, был сформирован список (см. Приложение 1), который может и не будет в полной мере копировать исторический ассортимент, но с большой долей правды будет визуально имитировать его. Все растения в предлагаемом списке выносят климатические условия московского региона.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Русское название растения Латинское название растения Примечание
  Яблоня, плодовые сорта Malus sp. Можно исп. как исторически сложилось плодовые яблони, а можно их декор. Сорта, которые отличаются разнообразием цвета цветков, плодов, размерами и формой крон.
  Яблоня «Эверест» или другие декоративные сорта Malus ‘Evereste’
  Сосна кедровая корейская Pinus koraiensis Традиционно исп. сосна сибирская, но можно взять и два других вида, среди которых с.корейская наиболее декоративна.
  Сосна кедровая европейская Pinus cembra
  Сосна кедровая сибирская Pinus sibirica
  Вишня обыкновенная Cerasus vulgaris Можно исп. как плодовые сорта, так и декоративные, например махровоцветковые, дающие больший эффект во время цветения.
  Вишня птичья (черешня) Prunus avium
  Крыжовник игольчатый Grossularia acicularis Можно исп. как в кустовой форме, так и формовки на штамбах, что не противоречит традициям, а выглядит эффектно.
  Смородина красная Ribes rubrum
  Смородина черная Ribes nigrum
  Смородина белая Ribes rubrum
  Малина обыкновенная Rubus idaeus Среди плодовых современных сортов немало и тех, которые можно считать декоративными.
  Ежевика разрезная Rubus laciniatus
  Боярышник, декоративные виды и сорта Crataegus sp. На сегодняшний день имеется немало форм и сортов с цветками и плодами различной окраски, различными размерами и формой кроны.
  Черемуха обыкновенная Padus racemosa Исторически исп. только ч. Обыкновенная, но можно исп. и нынешние виды, а так же их декоративные сорта, которые превосходят ч. об. по декоративности.
  Черемуха виргинская Padus virginiana
  Калина обыкновенная «Розеум» Viburnum opulus “Roseum” Превосходит обычную калину по декоративности при цветении, но не дает плодов. Может быть исп. наряду с традиционным видом.
  Роз морщинистая и ее сорта Rosa rugosa Шиповники исп. всегда, сейчас могут исп. их разнообразные сорта и формы.
  Роза колючейшая и ее сорта Rosa pimpinellifolia
  Виноград амурский Vitis amurensis Учитывая особенности моск. климата, могут исп. как замена исторически сип. винограду винному.
  Виноград прибрежный Vitis riparia
  Лиственница сибирская Larix sibirica Могут исп. наравне с традиц. л.сибирской. Есть сорта с иными размерами и формами крон. Можно исп. в стрижке.
  Лиственница японская Larix leptolepis
  Лиственница европейская Larix decidua
  Орех серый Juglans cinerea Могут исп. как альтернативная замена недостаточно морозостойкому о.грецкому
  Орех маньчжурский Juglans mandshurica
  Липа мелколистная Tilia cordata В дополнение к трад. Л. Мелколистной. Можно исп. совр. формы и сорта, а так же формовку, которую эти растения переносят.
  Липа крупнолистная Tilia platyphyllos
  Липа войлочная Tilia tomentosa
  Барбарис Тунберга Berberis thunbergii Могут быть исп. многочисленные формы и сорта. Растения переносят формовку.
  Барбарис обыкновенный Berberis vulgaris
  Барбарис корейский Berberis koreana
  Барбарис амурский Berberis amurensis
  Груша обыкновенная Pyrus communis В дополнение к г.об., может быть исп. г.уссурийская, которая в отличии от нее имеет боле эффектное цветение и осеннюю окраску.
  Груша уссурийская Pyrus ussuriensis
  Береза повислая Betula pendula Можно исп. как вид, так и его многочисл. сорта
  Рябина обыкновенная Sorbus aucuparia Можно исп. как вид, так и его многочисл. сорта
  Слива домашняя    
  Дуб черешчатый    
  Дуб красный    
Если говорить не об альтернативных заменах конкретных растений, а об исключительно физиономическом типе растения, то в сад подобного формата впишутся такие растения как:
Лапчатка кустарниковая (Potentilla fruticosa)и ее сорта, Спирея Вангутта (Spiraea × vanhouttei), Спирея серая (Spiraea cinerea) и ее сорта, Спирея японская (Spiraea japonica) и ее сорта, Спирея бумальда (Spiraea x bumalda) и ее сорта, Миндаль трехлопастной (Prunus triloba), Миндаль низкий степной (Prunus tenella), Можжевельник средний (Juniperus x media) и его сорта, Сосна горная (Pinus mugo) и ее сорта, Чубушник венечный (Philadelphus coronaries) и его сорта, Ива белая (Salix alba) и ее сорта, Кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus), Княжик альпийский (Atragene alpine) и его сорта, Пион полукустарниковый (Paeonia suffruticosa) и его сорта.
В данной таблице для древесных видов указаны альтернативные замены к некоторым из не зимующих позиций. Травянистые же растения можно использовать все из упомянутых в материале, добавив к ним большое количество существующих на сегодня их форм и сортов.
Пионы и их сорта, Календула лекарственная, Незабудка альпийская, Цикорий, Мята в ассортименте, Мак, Шалфей лекарственный, Иссоп, Гвоздика – травянка, Тюльпаны в ассортименте, Нарциссы в ассортименте, Рута, Майоран, Фиалка, Базилик, Полынь «божье дерево», Портулак, Мальва в ассортименте, Пиретрум, Миррис душистая
Так как подобные сады трудно представить без утилитарной составляющей и, в частности, огорода, исторический ассортимент овощей, которые могли бы выращиваться в этой части сада, следующий: огурцы, морковь, репа, свекла, хрен, клубника (садовая земляника), капуста, лук, чеснок, подсолнечник, горох.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. - М: Наука, 1988.-412с.

2.Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). - М.: Культура, 1996. - 431 с.

3. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. — Л.: Госстройиздат,1963.-341 с.

4. Мельник А.Г. К семантике монастырского сада. Памятники культуры. 1994. М., 1996

5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Краткий очерк. -М.: Стройиздат, 1993.-240с.

6. Павел (Алеппский). Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. - М., 1897-1898.

7. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. СПб, 1896. - 447 с.

8. Ярославский Толгский монастырь. Оттиск из журнала «Семейные вечера» за 1883 г. -СПб., 1883. - 16 с.

9. Черный В.Д. Русские средневековые сады. –М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. – 176 с.

10. Забелин И.Е. Московские сады в XVII столетии. Журнал садоводства. 1856. №1. Кн.2, -М. 1873 с.206-321.

11. Дубенский Н. Монахи – первые садоводы в России. Московские ведомости. 1887. С.4

12. Курбатов В.Я. Сады и парки. СПб., 1916.

13. Палентреер С.Н. Сады XVII века в Измайлове. Сообщ. института истории искусств АН СССР. Архитектура. А., 1956. Вып.7.

14. Головкин Б.Н. История интродукции растений в ботанических садах. М., 1981.

15. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Л., 1982.

16. Палентреер С.Н. Садово-парковое искусство: Учебное пособие. М., 1978

17. Медведева А.А. Русские монастырские сады (Вопросы ландшафтной организации). Автореферат кандидатской диссертации по архитектуре. СПб., 2002.

18. Нащокина М.В. Русские сады. М., Арт-Родник., 2007.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: