Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Поэтому их можно классифицировать по различным признакам.
По признаку сферы проявления конфликты могут быть: экономическими, идеологическими, политическими, социально-бытовыми, семейно-бытовыми.
По признаку степени длительности и напряженности конфликты могут быть: бурными быстро текущими, острыми длительными, слабовыраженными вялотекущими, слабовыраженными быстротекущими.
По признаку субъектов конфликтного взаимодействия различают следующие виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, конфликты типа «личность - группа», межгрупповые.
По признаку социальных последствий все конфликты разделяются на две подгруппы: конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений), деструктивные (дисфункциональные, т.е. препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений).
По признаку предмета конфликты разделяются на: реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата), нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью).
|
По признаку источника возникновения различают конфликты двух видов: объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей), субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов).
По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа: «плюс - плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив), «минус - минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив), «плюс - минус» (столкновение благоприятного и нежелательного выборов).
По признаку возникновения все конфликты можно разделить на: стихийные, запланированные (которые объединяют спровоцированные и инициативные).
По признаку эмоциональности конфликты могут быть: высокоэмоциональные, умеренно эмоциональные, безэмоциональные.
По признаку управления конфликты разделяются на: управляемые, слабо управляемые, неуправляемые (стихийные).
По признаку затухания конфликты бывают: спонтанно прекращающиеся, прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон, прекращающиеся при вмешательстве внешних сил.
По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.
|
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера.
Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению эффективности организации. Негативные последствия воздействия на окружение выражаются в том, что конфликт нарушает систему коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, ослабляет ценностно-ориентационное единство группы, ухудшает качество совместной деятельности и т. п.
Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.