Тема «Разделение труда, специализация и обмен»




Задание к урокам 16 и 17 марта

Изучите предложенный материал и выполните задания.

Тема «Разделение труда, специализация и обмен»

Количество благ, которые сможет производить и потреблять население нашей страны, ограничено, так как ограничено количество ресурсов, которое может быть израсходовано на производство различных благ.

Каким образом люди должны организовать свое хозяйство, чтобы по возможности увеличить количество благ, производимых из имеющихся ресурсов?

Для этого вспомним, что такое труд?

Труд - целесообразная деятельность людей, в результате которой создаются полезные продукты и услуги (студенты записывают определение в тетради).

Рассмотрим принцип организации труда одного человека:

Предположим сначала, что наше хозяйство состоит из одного человека. Он может организовать свою деятельность (распределить свое время между производством различных продуктов) следующим образом: поочередно концентрироваться на производстве какого-то одного блага и стараться за один раз производить этого блага больше, чем нужно для непосредственного текущего потребления, чтобы использовать блага дольше.

Например, в первый день он может отправиться в лес за орехами и набрать их не только для потребления в этот же день, а на много дней вперед. После этого он сможет потреблять орехи в течение многих дней и ему не придется каждый день снова бегать за ними в лес. Таким образом он сэкономит затраты на перемещение и поиск.

Во второй день он может отправиться за дровами для костра и тоже запастись ими сразу на несколько дней, чтобы не бегать в лес каждый раз, когда понадобится разжечь костер.

В третий день он может постараться за один раз налепить горшков на год вперед, а не искать глину и не возиться с обжигом каждый раз, когда понадобится дополнительный горшок или разобьется старый.

В четвертый день он может заняться плетением корзин, чтобы за один раз найти необходимый материал и произвести сразу несколько корзин для различных целей.

Конечно, ему не обязательно придется тратить ровно по одному дню на производство каждого блага. Производство отдельных благ может занять несколько дней (например, вспашка огорода), а некоторые блага можно произвести на год вперед и за часть дня (например, вырезанная за два часа ложка может затем служить несколько лет).

Иными словами, он может попытаться производить любое благо за один раз в максимальном количестве, чтобы сэкономить. Сэкономленную часть своего рабочего времени он может потратить на производство дополнительного количества тех или иных благ.

Но отдельный человек обладает ограниченными возможностями использования выгоды производства в большом количестве по следующим причинам.

Во-первых, он не может производить за один раз в большом количестве те блага, которые являются быстропортящимися. Он не может наловить на неделю рыбы, так как она испортится уже на следующее утро. Если он хочет есть рыбу каждый день, ему придется ее ловить каждый день и заново осуществлять многие затраты, связанные с этим. Он может научится вялить или солить рыбу (как это и делают в действительности). Но это уже будет производство другого блага = "соленая рыба", а благо "свежая рыба" по-прежнему будет требовать ежедневного производства. Точно так же человек ограничен в производстве многих других быстропортящихся благ. Он не может собрать землянику или малину на месяц вперед, сварить себе суп на неделю вперед и т. д.

Во-вторых, человек не может надолго посвящать себя целиком производству одного блага, так как постоянно вынужден заниматься обеспечением пропитания. Если ему нужно каждый день ловить себе рыбу или собирать малину? Ему придется каждый день «отвлекаться» на добычу пропитания, и он не сможет сконцентрироваться на производстве одного блага.

В-третьих, возможность производства в большом масштабе ограничена размером потребностей человека. В тех случаях, когда он может наладить производство какого-либо блага в большом масштабе, этого блага оказывается столько, что человеку не потребить его за всю свою жизнь. Чтобы произвести благо с низкими затратами, его нужно произвести много но этого «много» человеку просто не нужно.

Действие всех этих причин, и особенно последней, влияет на то, что производство отдельным человеком остается сильно ограничено в своих производственных возможностях и большая часть самого редкого для него ресурса рабочего времени будет «съедаться».

Принцип организации труда нескольких человек.
Предположим, что население нашей страны представляет собой небольшое племя из N человек (например, 20 или 40).

На первый взгляд они также ограничены действием всех трех вышеуказанных причин, мешающих использовать этот эффект одному человеку. Они тоже имеют дело со скоропортящимися благами и с постоянной необходимостью обеспечения себя едой, а потребности любого из них точно так же ограничены.

Но будьте внимательны: вместе они могут потреблять каждого блага в несколько (почти в N) раз больше, чем один человек. А это позволяет им преодолеть самое главное ограничение, накладываемое фиксированным размером потребностей отдельного человека.

Предположим, что один человек ловит рыбу для всех остальных. Теперь он не ограничен только своими потребностями и может наловить много рыбы = на всех. При этом он может воспользоваться экономией на неделимых затратах и наловить рыбы с еще меньшими средними затратами, чем в случае если бы он ловил только для себя.

Второй человек делает для всех горшки. Он тоже может изготовить в несколько раз больше горшков, чем нужно было бы только ему.

Третий человек собирает для всех лесные ягоды. Четвертый занимается производством одежды. Пятый и шестой члены этого хозяйства занимаются изготовлением стрел для всех остальных, седьмой и восьмой делают копья. Девятый лечит заболевших членов племени. Десятый производит обувь, получая для этого самые толстые и прочные шкуры. Несколько человек ходят на охоту и обеспечивают своих собратьев достаточным количеством разнообразной пищи, а изготовителя обуви шкурами.

 

Разделением труда называется организация производства в хозяйстве, согласно которому отдельный работник (предприятие, регион, страна) занимается производством отдельного блага.

Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.

Вследствие того, что члены общества стали специализироваться на производстве отдельных благ, в обществе появились профессии отдельные виды деятельности, связанные с производством какого-либо блага, и у каждой из профессий появилось свое название. Тех, кто делал горшки, стали называть гончарами; тех, кто шьет одежду, портными; тех, кто делает обувь, сапожниками; тех, кто ловит рыбу, рыбаками; тех, кто готовит еду, поварами и т.д.

Преимущества разделении труда были отражены в известном исследовании Адама Смита (шотландский экономист 1723—1790гг., философ; один из основоположников современной экономической теории), в котором он описал эффективность, достигнутую рабочими по производству булавок. Один рабочий тянул проволоку, второй выравнивал его, третий обрезал и т. д. Без разделения труда рабочий мог изготовить одну булавку в день и никак не мог изготовить 20 штук. Но затем, с использованием специализации, изготавливали булавки так, что этот технологический процесс превратился не только на самостоятельное производство, но и разделился на ряд стадий, каждая из которых стала отдельным производством. Итак, все изготовления шпилек четко разделилось приблизительно на 18 отдельных операций. Десять человек, работая вместе, могли бы изготовить 48 тыс. булавок в день. Такой результат был, достигнут благодаря правильному распределению труда.

Выделяют три вида разделения труда:

1. Естественное разделение труда. В его основе — различия людей по полу, возрасту, способностям и т.п., а также различия природно-климатических условий, которые формируют географическую специфику разделения труда (наличие или отсутствие полезных ископаемых, близость к морю, крупным рекам или удаленность от них, горы или равнины, пустыни или переувлажненные территории, Север или тропики и т.п.).

Например, мужчины занимались охотой и войной, а женщины следили за очагом и нянчили детей.

2. Техническое разделение труда, которое отражает наличие разнообразных профессий, специальностей, связанных со спецификой техники и технологии.

Рассмотрим элементарный пример, иллюстрирующий развитие такого типа разделения труда. Когда человек для шитья имел простую иголку с ниткой, то данный инструмент навязывал определенную систему организации труда и требовал большого числа занятых работников. Когда же на смену игле пришла швейная машинка, потребовалась иная организация труда людей, занятых этим видом деятельности. В результате они вынуждены были искать другие сферы своего труда. Здесь сама замена ручного инструмента механизмом потребовала изменений в сложившейся системе разделения труда.

3. Общественное разделение труда, т.е. разделение людей на различные социальные группы. Общественное разделение труда прошло ряд этапов, каждый из которых ознаменовался выделением в самостоятельную отрасль того или иного вида деятельности.

Этапы общественного разделения труда

Этап Содержание этапа
Отрасль Классы и социальные группы
I Сельское хозяйство (выделилось в результате отделения земледелия от собирательства, охоты и скотоводства) Крестьянство
II Промышленность (выделилась в результате отделения ремесла от сельского хозяйства) Ремесленники, позднее — промышленники
III Торговля (выделилась из земледелия и ремесла) Купечество
IV Финансы, банковское дело Ростовщики
V Управление, менеджмент — деятельность по организации и координации работы предприятия Технократия (от гр. techne — мастерство, ремесло и kratos— власть) — власть технической интеллигенции, специалистов


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: