Познание. Научное познание.




 

1. Виды познания. Подходы к познаваемости мира

2. Истина и ее критерии. Виды истины

3. Научное познание (признаки, уровни, методы)

Познание – это процесс отражения окружающего мира сознанием человека, результатом которого является знание.

Виды познания:

· Обыденное (житейское);

· Научное;

· Религиозное;

· Философское;

· Мифологическое;

· Социальное;

· Художественное.

Подходы к проблеме познаваемости мира: агностицизм, гностицизм, скептицизм.

1. Истина – это соответствие знаний действительности.

Виды истины:

1) Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о предмете, которое никогда невозможно будет опровергнуть.

2) Относительная истина – неполное, неточное знание, которое является верным в определенный исторический период.

3) Объективная истина – это знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Кроме истины в науке может встречаться ложь и заблуждение.

Ложь – это преднамеренное искажение знаний о предметах и явлениях действительности.

Заблуждение – это знание, которое субъект принимает за истинное, но оно таковым не является.

Для того чтобы отличить истину от лжи или заблуждения необходимы критерии истины (универсальные показатели, которые позволяют отличить истину от заблуждения).

Критерии истины:

· Практика;

· Соответствие законам логики;

· Соответствие фундаментальным законам науки.

Практика – материальная органическая деятельность, связанная с процессом преобразования предметов и явлений окружающего мира.

Формы практики:

· Научный эксперимент;

· Социальное действие (реформа, революция, война)

· Преобразование природы.

Функции практики:

1) Источник познания;

2) Цель познания;

3) Критерий истины.

Формы познания: чувственное, рациональное (логическое).

Формы познания

 


Чувственное

· Ощущение

· Восприятие

· Представление

Рациональное

· Понятие

· Суждение

· Умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)


 

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений органами чувств при условии, что предмет непосредственно воздействует на них в данный период времени.

Восприятие – отражение целостной картины предмета или явления при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

Представление – отражение предмета или явления, воспроизведение его качеств и свойств при отсутствии воздействия данного предмета на органы чувств (предмет когда-либо воздействовал).

Понятие – это мысль, отражающая общие свойства предметов или явлений.

Суждение – это мысль, утверждающая что-либо о предмете или явлении.

Умозаключение – вывод, сделанный на основе нескольких суждений.

Индуктивное умозаключение – вывод, основанный на переходе от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение – вывод, основанный на переходе от общего к частному.

По аналогии – вывод на основании сходства.

2. Научное познание – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных системных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Признаки научного познания:

1) Объективность;

2) Универсальность;

3) Систематизация;

4) Рационализм;

5) Доказательность;

6) Категориальный аппарат (специфические термины).

Уровни научного познания:

· Эмпирический (опыт и эксперимент);

· Теоретический (выявляет сущностные, скрытые характеристики предметов и явлений)

· Взаимосвязь эмпирического и теоретического методов.

Метод – это способ или орудие познания.

Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, описание, классификация, сравнение.

Теоретические методы: аналогия, абстрагирование, идеализация, метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному и обратно.

Универсальные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, моделирование, математизация.

Виды научного познания:

1) Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

2) Синтез – процесс мысленного или фактического восстановления целого из части.

3) Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.

4) Дедукция – доказательство или выведение утверждения из одной или нескольких других утверждений, которые носят достоверный характер.

5) Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для изучения.

6) Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

7) Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, которые позволяют выявлять важные свойства данных объектов.


 

Лекция №11

Сознание

1. Проблемы сознания и философии. Концепции изучения сознания

2. Проблема возникновения сознания. Соотношение идеального и материального в философии и науке

3. Признаки, функции сознания

4. Виды сознания, их взаимосвязь

Сознание – это процесс активного отражения объективного мира в логических и чувственно-эмоциональных образах.

Сознание включает в себя:

· Логические способности (мышление);

· Эмоционально-чувственный компонент (эмоции и чувства, а также отражение мира посредством органов чувств);

· Ценностно-смысловой компонент (интуиция, воображение, система ценностей).

В современной науке существует 2 подхода к пониманию сознания:

1) Материалистический;

2) Идеалистический.

Концепции сознания:

· Объективный идеализм (мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля);

· Субъективный идеализм (Р. Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль);

· Гилозоизм (Аристотель, Джордано Бруно, Бенедикт Спиноза) – вся материя мыслит и является одушевленной;

· Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ленин, Плеханов) – сознание является порождением материи;

· Вульгарный материализм (Л. Бюхнер, Я. Молешотт) – отрицает качественную специфику сознания, делая его простой функцией головного мозга.

Сознание можно рассматривать как процесс отражения высокоорганизованной материи головного мозга.

1. Сознание – разновидность формы идеального, при которой субъект способен воспринимать, отражать окружающий мир и реагировать на него.

Одним из первых, рассматривающих сознание, является Платон. Он использует понятие «анема» или идея. Идея существует как душа человека, а также существует всеобщая идея, как высшая форма сознания.

Аристотель выделяет животное и разумное начало души, которые связаны в человеке в единое целое. У Гераклита сознание – это Логос. В древнекитайской философии сознание – это дао.

В средневековой философии сознание – это душа, которая проявляет себя только во взаимоотношениях с Богом. Только лишь в начале XVII века сознание стало восприниматься как внутренний духовный мир личности.

Кант рассматривает сознание как некий механизм, который способен к познанию.

На сегодняшний день проблема соотношения идеального и материального неоднозначна и противоречива. С одной стороны, сознание проявляется во взаимодействии с материальным миром, поскольку во многом зависит от личности человека.

В современной науке к биологическим предпосылкам возникновения сознания относят – головной мозг, ЦНС. К социальным – жизнь в обществе, речь, орудийную деятельность.

2. Важнейшими функциями сознания являются:

1) Познавательная;

2) Эмоциональная;

3) Социальная;

4) Культурная;

Признаки сознания:

· Активность;

· Идеальность;

· Избирательность (сознание – продукт социально-исторического развития человека);

· Универсальность (способность к решению различных задач).

 

3. Виды сознания:

a) Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, которые отражают общественное бытие людей и их условия жизни.

Структура общественного сознания:

1) Общественная идеология (совокупность идей, взглядов и представлений);

2) Общественная психология (совокупность внутренних эмоциональных переживаний личности, связанных с включенностью человека в социальные структуры);

3) Общественная культура.

b) Индивидуальное сознание включает в себя накопленный опыт и научные знания.

В современной науке выделяют две формы сознания:

· Обыденное;

· Теоретическое.

Изучая проблему сознания, используются различные 3 вида программ:

1) Инструменталистская – подходит к сознанию как к инструменту или средству деятельности человека.

2) Интенционалистская (интенция изучает сознание и процессы, которые внутри него протекают).

3) Кондиционалистская – при изучении связывают сознание исключительно с теми процессами, которые происходят в головном мозге.

 


Лекция №12

Диалектика и метафизика

1. Диалектика и метафизика

2. Диалектика и синергетика

3. Законы, принципы и категории диалектики

 

Диалектика в философии рассматривается как философский метод или философское направление, в основе которого лежит идея о всеобщей связи и развитии.

Первой исторической формой диалектики является стихийный материализм, т.е. материалистическая форма диалектики.

Диалектика в переводе с греческого – искусство, обнаружения истины в споре. Первым диалектиком был Сократ. Наиболее полную картину сущности диалектического учения обозначил Гераклит. По его мнению, основой мира является огонь, Логос, который находится в постоянном развитии, т.е. закономерно воспламеняется и угасает.

Второй исторической формой диалектики выступает идеалистическая диалектика Гегеля (абсолютная идея). Гегелевская диалектика происходит и развивается по следующей схеме: тезис - > антитезис - > синтез. Движущей силой развития по Гегелю выступают противоречия.

Третьей исторической формой диалектики выступает диалектический материализм. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса развитие носит исключительно материалистический характер и проявляется в результате классовой борьбы.

Общественно- экономическая формация (ОЭФ) – это общество, которое находится на определенном уровне исторического развития, взятое в единстве всех его сторон и с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним Надстройкой, включающей в себя все проявления духовной культуры.

К. Маркс выделил 5 ОЭФ:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая.

В основе ОЭФ лежит Базис (экономика общества) и Надстройка (совокупность политических и духовных структур общества).

Метафизика – понятие противоположное диалектике, которое рассматривает предметы и явления окружающего мира вне взаимосвязи и отрицает принцип развития.

Первый представитель метафизики – Парменид и элеаты. Сам термин «метафизика» получает распространение в творчестве Аристотеля и означает саму философию как науку, которая рассматривает человека и духовные основы общества.

1. С развитием общества и информационных технологий значительную актуальность приобрела концепция синергетики.

Синергетика – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах на основе присущих им принципов саморазвития.

Синергетика – это теория, которая выделяет принципы и закономерности в хаосе.

 

Принципы синергетики:

· Система может носить нелинейный характер;

· Система может быть нестабильной;

· Происходят качественные изменения;

· В этих системах наблюдаются эмерджентные новые качества;

· Системы могут быть подвержены внешним и внутренним колебаниям, могут быть упорядоченными и хаотическими.

Родоначальником и основоположником синергетики является Г. Хакен. Он указывает на то, что синергия – это учение о взаимодействии структур и явлений, которые развиваются по принципу «своеобразных закономерностей». Например, теория спонтанности.

2. Главнымипринципами диалектики являются:

· Принцип развития;

· Принцип материального единства мира (любая материя способна к преобразованию);

· Принцип всеобщей взаимной связи (связи бывают прямые и косвенные);

· Принцип диалектического противоречия;

· Принцип детерминизма.

Основными законами диалектики являются:

1) Закон единства и борьбы противоположностей (согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой развития). Для раскрытия сути данного закона важно обозначить такие понятия как: тождество, различия, противоположности, противоречие, единство противоположностей, борьба противоположностей, гармония, дисгармония, конфликт.

2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Для раскрытия данного закона важно использовать такие понятия как: качество, количество, свойства, скачок, прогресс, регресс.

3) Закон отрицания отрицания. Для понимания данного закона важны такие термины как: отрицание, трансформация, развитие.

 


Лекция №13

Общество как система

1. Определение понятия общество. Сферы общественной жизни

2. Варианты общественного развития (реформа, революция, модернизация, инновация)

1. Общество в широком смысл - это часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя способы взаимодействия между людьми.

Общество в узком смысле:

1) Группа людей, объединенная по интересам;

2) Общество как страна или государство;

3) Как исторический этап.

Общество – система динамическая, сложноорганизованная, открытая, саморазвивающаяся которая состоит из подсистем, социальных институтов, людей и включает в себя способы взаимодействия между ними.

Общество = система

(сферы, подсистемы)

 


Политическая

(управление обществом,

издание законов)

Экономическая

(производство

материальных благ)

 

Социальная

(социализация человека)

 

Духовная

(производство

духовных благ)


 

Социальные институты

 


Политические

Экономические

Социальные

Духовные


Человек

Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей и выполняет важнейшие функции.

Признаки общества как системы:

· Открытость;

· Динамичность;

· Нелинейность развития;

· Эмерджентность;

Функции общества:

1) Управление и контроль за деятельностью и поведением людей;

2) Производство материальных и нематериальных благ и услуг;

3) Воспроизводство и социализация человека;

4) Производство духовных благ (наука, мораль, религия, искусство).

2. Общество как нелинейная динамическая система может развиваться и носить реформистский и революционный характер.

Реформа – это преобразование в одной или нескольких сферах общественной жизни не затрагивающих фундаментальных основ существующего строя.

Признаки реформы:

1) Исходит сверху от правительства;

2) Плавные преобразования;

3) Носит ненасильственный характер.

Виды реформ: экономические, политические, социальные, духовные.

Революция – резкое, быстрое, скачкообразное изменение всех сфер общественной жизни, которое происходит насильственным путем.

Признаки революции:

1) Исходит снизу от народа;

2) Меняет фундамент общества.

Виды революций: социальная, НТР, неолитическая.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.

Инновация – процесс введения нового ранее не существовавшего (первый мобильный телефон).

Прогресс – направление общественного развития от низшего к высшему, от простого к сложному.

Регресс - понятие противоположное прогрессу. Главный признак прогресса противоречивый характер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: