Теория и методика физической подготовки




ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Различают общую физическую подготовку и специальную.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

СПОРТ – представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. ЗАДАЧИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:

Ø Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

Ø Укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

Ø Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

Ø Многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Ø Формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

Ø Приобретение базовых знаний научно-практического характера.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Ø Развитие нравственных качеств (трудолюбие, настойчивость, смелость);

Ø Формирование этических и эстетических качеств личности;

Ø Развитие интеллекта;

Ø Развитие психомоторной функции.

Методы воспитания

Ø МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ заключается в том, чтобы разъяснить занимающимся нормы поведения, сложившиеся традиции:

a) УБЕЖДЕНИЕ СЛОВОМ (разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.)

b) УБЕЖДЕНИЕ ДЕЛОМ (показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя (тренера) и др.)

Методы воспитания

Ø МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ (метод практического приучения) заключается в такой организации повседневной жизни и многократно повторяемой человеком деятельности, которая позволяет совершенствовать навыки поведения в различных ситуациях, повышая сознательность. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Ø НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Методы воспитания

Ø МЕТОД ПООЩРЕНИЯ представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, активно помогающих человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Ø МЕТОД НАКАЗАНИЯ (ПРИНУЖДЕНИЯ) – система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Основные понятия

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Основные понятия

ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория);

Ø ВРЕМЕННЫЕ (длительность движений и темп);

Основные понятия

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:

Ø ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (это скорость и ускорение);

Ø ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Физические качества

Ø СИЛА

Ø БЫСТРОТА

Ø ВЫНОСЛИВОСТЬ

Ø ГИБКОСТЬ

Ø ЛОВКОСТЬ

Ø СИЛА — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Ø СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Ø АБСОЛЮТНАЯ СИЛА — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Ø ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИЛА — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:

Ø Первая задача — общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности.

Ø Вторая задача — разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Ø Третья задача — создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки.

Теория и методика физической подготовки

ТЕОРИЯ — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

Средства

СРЕДСТВО

1. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь.

2. Орудие (предмет, совокупность приспособление.)

Средства развития силовых качеств

В качестве основных средств используются физические упражнения, направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным отягощениям.

Понятие нагрузки

Нагрузка- это дополнительная по сравнению с покоем СТЕПЕНЬ функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.

Понятия «внешней» и «внутренней» стороны нагрузки

Внешняя сторона

Форма выполнения упражнения.

Вес на снаряде

Продолжительность выполнения упражнения

Преодолевание расстояния

Скорость движения

Внутренняя сторона

ЧСС

Потребление кислорода

Легочная вентиляция

Конкретная работа мышц

Энергетическая стоимость

Характеристики нагрузки

Объем нагрузки

Время

Километраж

Общий вес отягощений

Общее число движений

Общая пульсовая стоимость (телеметрия)

Энергетическая стоимость (телеметрия)

Характеристики нагрузки

Интенсивность нагрузки

Скорость движения

Разовый вес отягощения

Мощность работы

Пульсовая интенсивность (отношение ЧСС к продолжительности выполнения упражнения)

Энергетическая стоимость

Зоны интенсивности

Максимальная

Субмаксимальная

Большая

Умеренная

Низкая

Зоны интенсивности

Зоны интенсивности % использование жира

Соотношение интенсивности и объема

Соотношение обратно-пропорциональное - чем выше интенсивность физической нагрузки, тем меньше ее объем.

Понятие плотности занятия

Плотность занятия – отношение времени выполнения упражнения к общему времени занятия.

Основные понятия

Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая, кроме того, обусловлена потребностью во сне. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце

Степень утомления по внешним признакам

-Изменение цветовых оттенков кожи

-Потоотделение

-Качество выполнения упражнения

-Сосредоточенность внимания

-Настроение

-Общее самочувствие

Интервалы отдыха

Отдых между подходами

-ординарный

-напряженный

-мини-макс интервал

Отдых между занятиями

-ординарный

-жесткий

-суперкомпенсаторный

Основные понятия

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология.

(от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. любой деятельности.

Методика проведения занятия

Форма занятия

Структура занятия

Определение частных целей и задач

Определение средств и методов исходя из принципов

Определение технического и методического обеспечения занятия

Принципы и методы силовой тренировки.

Принцип или начало (лат. principium, греч. αρχή) — в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

1) начало - основа основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

Метод

Ме́тод (от греч. μέθοδος — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

«Не вреди»

Учитываются показания и противопоказания, ограничения в адаптации к физической нагрузке.

Принцип доступности.

Учитывается доступность средств в координационном, функциональном плане, отвечать духовным и интеллектуальным запросам.

Принцип биологической целесообразности.

Учет специфичности реакций организма на тренирующее воздействие.

Программно-целевой принцип

Планирование процесса осуществляется из содержания целей и задач.

Реализация программно-целевого принципа

Принцип интеграции.

Учет всех накопленных знаний, статистики и практического опыта спорта и ЛФК.

Принцип взаимодействия психических и физических сил человека.

Единство духа и тела.

Управление телом через психологические приемы.

Принцип индивидуализации.

Реализуется в индивидуальном подходе с учетом психологических и физиологических сторон.

Реализуется непосредственно при персональном тренинге.

Принцип половых различий.

Учитывает физиологическую и психологическую особенность полов.

Принцип возрастных изменений в организме.

При разработке фитнес-программ учитываются возрастные особенности человека.

Принцип красоты и эстетической целесообразности.

Важнейшим критерием в отборе применяемых средств является эстетика.

Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека.

Создание концептуальной платформы здорового образа жизни.

Понимание человеком высших аспектов бытия (смысла жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.)

Принцип биоритмической структуры.

Ритм-основа всех биологических связей.

Учет биоритмов (суточных, месячных, годовых…)

Основные методические направления

1. Упражнения с отягощениями НЕ достигающими околопредельных величин.

2. Упражнения в которых отягощения приближаются к максимальным.

Методы экстенсивного воздействия

Плохо

Невозможно в полной мере воссоздать тот специфический способ функционирования мышечной и других систем организма, при котором максимально проявляются эти способности.

Хорошо

Объем мышечной работы существенно активизирует обменно-трофические процессы (мышечный объем, укрепление ОДА, нет травм.)

Методы интенсивного воздействия

Плохо

Не подходят детям.

Риск травм.

Не позволяют стимулировать морфо-функциональные перестройки в мышцах. Затруднен самоконтроль.

Хорошо

Гарантируют высокую степень развития собственно-силовых способностей. Быстрое их прогрессивное изменение.

Основные методы развития физических качеств.

Равномерный. Характеризуется равномерной нагрузкой на всем протяжении выполнения упражнения.

Переменный метод

Характеризуется меняющейся нагрузкой или сменой двигательных действий (упражнений).

Интервальный метод.

Характеризуется интервалами выполнения упражнения и отдыха.

Переменно-интервальный

Характеризуется изменяющимися нагрузкой и интервалами времени выполнения упражнения-отдыха.

Повторный метод

Характеризуется повторением упражнения с соблюдением всех его стандартов.

Повторно-интервальный

Характеризуется повторением упражнения с четким регламентом времени отдыха.

Соревновательный метод

Характеризуется созданием условий соревнования, в результате которого достигается максимальный эффект от выполнения упражнения.

СИЛОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Силовое упражнение представляет из себя повторное выполнение однообразных двигательных действий с относительно низким темпом (1 цикл за 1-5 с) и значительным внешним сопротивлением (более 30% от максимального произвольного усилия). Заметим, что понятие упражнение часто используется как синоним целостного двигательного действия, например, подъем штанги из исходной позы и возвращение к ней.

Классификация силовых упражнений

1. УПРАЖНЕНИЯ С ВНЕШНИМ ОТЯГОЩЕНИЕМ

Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением

Обеспечивается посредством специальных снарядов

Упражнения с нестрого дозируемым внешним отягощением

Отягощение не лимитировано и в определенных случаях варьирует независимо от воли выполняющего упражнение.

Упражнения с отягощением собственным телом.

Упражнения в самосопротивлении.

Динамические

Статические

Статико-динамические

Преодолевающего характера

Уступающего характера

Локальные и региональные

Тотальные -общего воздействия

2. ПО АНАТОМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Ø На мышцы рук

Ø Ног

Ø Брюшного пресса,

Ø Спины и т.д.

3. ПО ПРИЗНАКУ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Ø скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

Ø упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

Ø упражнения, требующие высокой координации движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

Ø упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

4. ПО ПРИЗНАКУ БИОМЕХАНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫДВИЖЕНИЯ:

Ø Циклические;

Ø Ациклические;

Ø Смешанные.

5. ПО ПРИЗНАКУ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН МОЩНОСТИ:

Ø Максимальной;

Ø Субмаксимальной;

Ø Большой;

Ø Умеренной.

6. ПО ПРИЗНАКУ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ:

Ø Соревновательные;

Ø Специально подготовительные;

Ø Обще подготовительные.

Частные принципы силовой тренировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: