ОБЩАЯ И ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ




ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Литература для обязательного конспектирования

Адлер А. Понять природу человека. Мужское и женское начало. - СПб., 1977. - С. 106 – 130.

Задание 1: А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М., 1998. - Гл. 2. - С. 70 – 102.

Задание 1: Стили брака. Стадии развития брака в теории К. Витакера

Задание 2: Диалектика брака в теории К. Витакера

Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. - М., 2000. - Гл. 1 – 4. - С. 13 – 89.

Задание 1: Биологические и психосексуальные факторы сексуальности.

Задание 2: Природа эротического желания и его характеристики.

Задание 3: Компоненты зрелой сексуальной любви.

Задание 4: Природа различий и отклонений в зрелой сексуальной любви мужчин и женщин. Способность к зрелой сексуальной любви

Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. / Пер. с нем. С. С. Панкова. - СПб., 1998. - Гл. 4. - С. 31 – 55.

Задание 1: Психоаналитические теории любви

Задание 2: Природа ревности: психоаналитические воззрения

Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998. - С. 17 – 33, 56 – 67.

Задание 1: Подсистемы семьи. Динамика развития семейной системы.

Задание 2: Основные формы семьи и их функциональные особенности в теории С.Минухина

Роджерс, К. Нити постоянства и развития / К.Роджерс // Психология супружеских отношений. – М.: «Эксмо», 2000. - С. 249 – 263

Фромм Э. Искусство любить: Исследование любви. - М., 1991.

Задание 1: Природы любви: иметь или быть?

Задание 2: Любовь между родителями и детьми

Задание 3: Типология любви в теории Э. Фромма

Хорни К. Женская психология. - М., 1993. - Т. 1.

Невротическая потребность в любви. - С. 209 – 221.

Задание: Основные проявления и истинная природа невротической потребности в любви

Недоверие между полами. - С. 76 – 87.

Задание: Психология мужчин и женщин с точки зрения К. Хорни

Проблема моногамного идеала. - С. 54 – 67.

Задание: Причины отчуждения от партнера в браке. Истоки моногамного идеала

Эллис, А. Природа нарушений интимных взаимоотношений / А.Эллис, У.Драйден // Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2002. – С. 135 – 141

Юнг К. «Анима и Анимус» С. 253 – 281 // Юнг К. Психология бессознательного. М., 1996.

Задание 1: Истоки различий психологии мужчин и женщин в теории К. Юнга

Задание 2: Психология мужчины и женщины в теории К. Юнг

Юнг К. «Брак как психологическое взаимоотношение» С. 174 – 188 // Юнг К. Сознательное и бессознательное. СПб., 1997

Задание: К. Юнг: психологические основы брака

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»

 

1. Социально-психологическая сущность брака и семьи.

2. Анализ понятия «семья» с позиций различных социальных наук.

3. Исторические формы брака и семьи.

4. Современные формы брака и семьи.

5. Функции современной семьи.

6. Психологические задачи брака (по И. Валлерстайну).

7. Современные тенденции в развитии брака и семьи.

8. Понятие о человекоцентрированной и социоцентрированной семье.

9. Понятие о структуре семьи. Характеристика параметров семейной структуры.

10. Динамика семьи. Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи. Нормативные и ненормативные кризисы семьи.

11. Характеристика добрачного периода жизненного цикла семьи.

12. Проблемы становления супружеских отношений.

13. Психологическая характеристика кризиса рождения первого ребенка в семье.

14. Возникновение детской подсистемы семьи. Проблемы сиблинговых отношений в семье.

15. Особенности функционирования зрелой семьи.

16. Психологическая характеристика семьи на стадии «опустевшего гнезда».

17. Характеристика завершающего этапа жизненного цикла семьи.

18. Динамика супружеских отношений в психодинамическом подходе. 19. Методологические основы психодинамического подхода к семье.

20. Анализ статьи А. Эллиса «Природа нарушений интимных отношений».

21. Сущность психодинамического подхода к семье.

22. Идентификация, проекция и проективная идентификация как механизмы переноса модели родительской семьи.

23. Характеристика сиблинговых позиций и личностных особенностей братьев и сестер в зависимости от порядка рождения.

24. Психодинамические теории о зависимости супружеских отношений от сиблинговых позиций. Понятие об идентичности и комплементарности супружеских ролей.

25. Комбинация типов личности как причина супружеского благополучия – неблагополучия (психодинамический подход).

26. Причины отчуждения от партнера в браке. Истоки моногамного идеала (К. Хорни «Проблемы моногамного идеала»).

27. Анализ статьи К. Роджерса «Нити постоянства и развития».

28. Концепция брака в теории К. Юнга (К. Юнг «Брак как психологическое отношение»).

29. Методологические основания системного подхода к семье. Особенности семьи как системы.

 

30. Теория семейных систем М. Боуэна: методологические основания. Понятие о семье как об эмоциональной системе.

31. Понятие о дифференциации Я. Уровни дифференциации Я.

32. Дифференциация межличностных отношений в семье. Триангуляция в семейной системе.

33. Симптомы недифференцированности супружеских отношений.

34. Проблемы эмоционального отделения от родительской семьи. Эмоциональный разрыв.

35. Системная концепция семьи как методологические основание циркулярной модели Олсона.

36. Подсистемы семьи. Динамика развития семейной системы (С. Минухин, Ч. Фишман «Техники семейной психотерапии»).

37. Основные формы семьи и их функциональные особенности (С. Минухин, Ч. Фишман «Техники семейной психотерапии»).

38. Сравнительная характеристика психодинамического и системного подходов к семье.

39. Стили брака. Стадии развития брака в теории К. Витакера (К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта»).

40. Диалектика брака (К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта»).

41. Причины супружеских дисгармоний в бихевиористической парадигме и пути их устранения.

42. Генограмма как метод исследования истории семьи.

43. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных проблем.

44. Типичные ошибки мышления как причина нарушения супружеских отношений. Понятие об иррациональных суждениях.

45. Понятие о семейных мифах.

46. Сущность человека в теории К. Роджерса как методологическое основание гуманистического подхода к семье.

47. Концепция брака К. Роджерса.

48. Понятие об открытом браке. Принципы открытого брака.

49. Феномен материнства: психологический анализ.

50. Психология мужчин и женщин с точки зрения К. Хорни (К. Хорни «Недоверие между полами»).

51. Истоки различий психологии мужчин и женщин в теории К. Юнга (К. Юнг «Анима и Анимус»).

52. А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин (А. Адлер «Мужское и женское начало»).

53. Факторы возникновения симпатии в паре.

54. Теории выбора брачного партнера.

55. Типология мотивов вступления в брак. Влияние мотивации брака на семейное благополучие.

56. Теории и типологии любви.

57. Психоаналитические теории любви (Куттер П. «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей»).

58. Природа ревности и зависти: психоаналитические воззрения (П. Куттер «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей»). 59. Основные проявления и истинная природа невротической потребности в любви (К. Хорни «Невротическая потребность в любви»). 60. Природа эротического желания и его характеристики (О.Ф. Кернберг «Отношения любви: норма и патология»).

61. Компоненты зрелой сексуальной любви (О.Ф. Кернберг «Отношения любви: норма и патология»).

62. Природа различий и отклонений в зрелой сексуальной любви мужчин и женщин. Способность к зрелой сексуальной любви (О.Ф. Кернберг «Отношения любви: норма и патология»).

63. Природа любви: иметь или быть? (Э. Фромм «Искусство любить»). 64. Типология любви в теории Э. Фромма (Э. Фромм «Искусство любить»).

65. Факторы сохранения эмоциональной привязанности в браке.

66. Супружеская совместимость: подходы к изучению. Виды супружеской совместимости.

67. Психологическая совместимость супругов.

68. Сексуальная совместимость супругов.

69. Социально-психологическая совместимость супружеской пары.

70. Духовный уровень супружеской совместимости.

71. Психологические признаки благополучной семьи (по В. Сатир).

72. Семейное неблагополучие и его причины с позиции разных психологических теорий.

73. Супружеские конфликты: причины и параметры.

74. Способы разрешения супружеских конфликтов. Понятие о конструктивном споре.

75. Супружеская неверность: психологический анализ.

76. Развод: причины и стадии.

77. Последствия развода. Этапы эмоционального восстановления после развода.

78. Психологические особенности неполной семьи.

79. Повторный брак.

80. Проблема поощрений и наказаний в различных психологических концепциях.

81. Насилие в семье.

82. Понятие о родительских установках и стиле родительского воспитания. Типология неправильного воспитания

83. Феномен отцовства: психологический анализ.

84. Психологическое сопровождение беременности и родов.

 

ОБЩАЯ И ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

1. Предмет, задачи, история психиатрии.

2. Основные этапы и направления развития психиатрии. Основные разделы и парадигмы психиатрии;

3. Этиология и патогенез психических расстройств.;

4. Современные классификации психических заболеваний: МКБ-10, DSMIV.

5. Неврозоподобные синдромы.

6. Синдромы расстройства сознания.

7. Бредовые синдромы.

8. Синдромы двигательно-волевых нарушений.

9. Синдромы эмоциональных нарушений.

10. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств.

11. Критические периоды возрастной ранимости.

12. Соматовегетативные расстройства у детей.

13. Психомоторные расстройства у детей.

14. Аффективные нарушения у детей.

15. Эмоционально-идеаторные расстройства у детей.

16. Этиология, патогенез и прогноз аффективных расстройств.

17. Большой депрессивный эпизод. Факторы, играющие роль в развитии. Симптомы: основные и дополнительные

18. Большой маниакальный эпизод.

19. Биполярное аффективное расстройство.

20. Хронические расстройства настроения.

21. Сезонное аффективное расстройство. Типы течения. Лечение.

22. Лечение и профилактика расстройств настроения.

23. Эпилепсия: этиология и патогенез.

24. Клиническая картина большого и малого эпилептического припадка. 25. Эпилепсия у детей.

26. Особенности перцептивной деятельности при эпилепсии.

27. Особенности эмоционально-волевой деятельности при эпилепсии.

28. Особенности когнитивной сферы при эпилепсии.

29. Симптоматические психозы. Основная характеристика.

30. Психические на рушения при черепно-мозговой травме.

31. Психические нарушения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

32. Психические нарушения при заболеваниях органов дыхательной системы.

33. Психические нарушения при заболеваниях ЖКТ.

34. Психические нарушения при гинекологических заболеваниях.

35. Психические нарушения при онкологических заболеваниях.

36. Психические нарушения при инфекционных заболеваниях.

37. Психические нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга.

38. История. Эпидемиология. Этиология, течение и прогноз шизофрении.

39. Симптоматика, синдромология, формы шизофрении.

40. Шизофрения у детей.

41. Особенности перцептивной деятельности при шизофрении.

42. Особенности эмоционально-волевой деятельности при шизофрении. 43. Особенности когнитивной сферы при шизофрении.

44. Психические расстройства, близкие к шизофрении: шизотипическое расстройство, хронические бредовые расстройства.

45. Психические расстройства, близкие к шизофрении: острые и транзиторные психотические расстройства, индуцированное бредовое расстройство, шизоаффективные расстройства.

46. Шизофрения у подростков.

47. Параноидное и шизоидное расстройство личности.

48. Дисоциальное и эмоционально-неустойчивое расстройство личности. 49. Истерическое и ананкастное расстройство личности.

50. Тревожное и зависимое расстройство личности.

51. Основы терапии психических расстройств: принципы психофармакотерапии.

52. Основы терапии психических расстройств: основные группы медикаментов.

53. Психопрофилактика и реабилитация при психической патологии.

54. Методы лечения психических расстройств: электросудорожная терапия и инсулинотерапия.

55. Методы лечения психических расстройств: эфферентная терапия, депривация сна, светотерапия.

56. Вспомогательные методы лечения психических расстройств.

57. Психотерапевтические методы лечения психических расстройств.

58. Побочное действие медикаментов.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Детская психиатрия. Учебник / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005, - 1120 с.;

2. Клиническая психиатрия. Детский возраст: Учебное пособие / Е.И. Скугаревская [и др]; под ред. проф. Е.И. Скугаревской. Мн.: Высш. шк., 2006;

3. МКБ – 10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): классификация психических и поведенческих расстройств / под. ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. – СПб., 2005;

4. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Красновой, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова; отв. ред. Ю.А. Александровский. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012, - 624 с;

5. Цыганков, Б.Д., Овсянников, С.А. Психиатрия / Б.Д. Цыганков, С.А. Овсянников. – М.: – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антропов, Ю.А., Антропов, А.Ю., Незнанов, Н.Г. Основы диагностики психических расстройств: рук. для врачей / Ю.А. Антропов, А.Ю. Антропов. Н.Г. Незнанов. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2010. – 384 с.;

2. Беккер, И.М. Школа молодого психиатра. Избранные главы общей психопатологии и частной психиатрии / И.М. Беккер. – М.: изд-во БиномПресс, 2014, 424 с.;

3. Блейхер, В.М., Крук, И.В., Боков, С.Н. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов / В.М Блейхер, И.В. Крук, С.Н Боков. – М.: изд-во Москва-Воронеж, НПО «МОДЕК», 2002; 4. Войтенко, Р. М. Социальная психиатрия с основами медико­социальной экспертизы и реабилитологии: Руководство для врачей и клинических психологов / Р.М. Войтенко. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 2011. — с. 192;

5. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П.Б.Ганнушкин. – Н.Новгород: Изд­во НГМА, 2000;

6. Евсегнеев, Р.А. Психиатрия для всех / Р.А. Евсегнеев. – Мн.: Беларусь, 2006;

7. Клиническая психиатрия. Избранные лекции: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Барденштейна, Б.Н. Пивня, В.А. Молодецких. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 432 с.;

8. Коркина, М.В. Практикум по психиатрии. Учебное пособие / М.В. Коркина. – М.: РУДН, 2004;

9. Рустанович, А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах, рисунках. Издание 3-е дополненное и переработанное / А.В. Рустанович, В.К. Шамрей. – СПб.: «ЭЛБИ-СПб». – 216 с.;

10. Фулер, Тори Э. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей / Тори Э Фулер. – СПб., 1996.

11. Учебно-методический комплекс «Общая и детская психиатрия» https://elib.bspu.by/handle/doc/242.

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ»


1. Психоаналитическое учение о психике. Психоаналитическая
психодинамика.
2. Психический аппарат, психическая энергия, психическая реальность.
3. Формулировка концептуальной основы психоанализа: единство
топической, динамической, экономической моделей психического
аппарата.
4. Дополнительные аспекты современного психоанализа: генетический,
структурный, адаптивный.
5. Принципы психического функционирования как основания,
детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности.
6. Психодинамическая теория личности З. Фрейда.
7. Содержание промежуточной (топографической) модели психического
аппарата.
8. Содержание итоговой динамической модели психического аппарата.
9. Общий анализ генезиса и функционирования Ид, Эго, Суперэго.
10.Понятие «топики». Соотношение первой и второй топики.
11.Понятие бессознательного, предсознательного и бессознательного.
12.Содержание гидравлической модели психики З. Фрейда (аффекттравма-модель).
13.Концепция либидо и понятие инстинктивного драйва. Фазы развития
либидо. Источник, цель, объект либидо. Свойства либидо.
14.Понятие «психосексуальность». Современная теория
психосексуального развития.
15.Содержание и характеристика стадий психосексуального развития.
16.Основные принципы, лежащие в основе межличностной психиатрии
Г.С. Салливана.
17.Концепции развития Г.С. Салливана.
18.Теория объектных отношений: обзор ведущих концепций и положений.
19.Понятие объекта и объектных отношений в психоанализе.
20.Концепция классического психоанализа: подход к проблеме
соотношения инстинкта и объекта
21.Концепция М. Кляйн: обзор основных положений.
22.Концепция Р. Фейрбейрна: обзор основных положений.
23.Теория эмотивного развития Р. Фейрбейрна.
24.Концепция Х. Кохута: обзор основных положений.
25.Основные положения теории Д. Винникотта.
26.Концепция М. Малер: обзор основных положений.
27.Концепция развития объектных отношений (Р. Тайсон, Ф. Тайсон)
28.Понятия интернализации и экстернализации в психоанализе.
29.Теория объектных отношений О. Кернберга
100
30.Основные методы психоанализа: метод свободных ассоциаций;
интерпретация сновидений; анализ оговорок, ошибок и острот; анализ
сопротивления; анализ переноса.
31. Диагностические возможности и ограничения проективного метода в
консультировании.
32.Метод психиатрического интервью Г. С. Салливана.
33.Психоанализ как процесс изменения мира внутренних объектов
клиента.
34.Применение теории развития личности и теории объектных отношений
при работе с детьми.
35.Основные элементы кляйнианской психоаналитической техники.
36.Игровой метод М. Кляйн.
37.Структурное интервью О. Кернберга как метод диагностики.
38.Системный подход к анализу нарушений Самости Х. Кохута.

 

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

    УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________ А.В.Музыченко Протокол № 2 от 11.09.2019 г.  

Вопросы к зачету по дисциплине «Методика преподавания психологии»

для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология»

 

1. Предмет, задачи и место методики преподавания в системе психолого-педагогических наук.

2. Методика преподавания как наука и как учебная дисциплина.

3. Методологические принципы методики преподавания.

4. Общая характеристика методов методики преподавания психологии.

5. Методы исследования и диагностики в методике преподавания психологии.

6. Методы обучения и развития личности в методике преподавания психологии.

7. Методика проведения беседы как метода обучения психологии.

8. Психологические упражнения и игры в преподавании психологии.

9. Роль психологии в интегрированных гуманитарных циклах в обучении реальных классах средней школы, в гимназиях, лицеях, колледжах, университетах.

10. Факультативные курсы психологии и особенностях их проведения.

11. Роль психологических кружков и клубов в психологическом образовании.

12. Психологическое образование на доконцептуальном уровне и его психологическая сущность.

13. Возрастные особенности обучения психологии дошкольников.

14. Формы и содержание психологического образования младших школьников.

15. Учет возрастных закономерностей в обучении психологии подростков.

16. Учет возрастных особенностей в обучении психологии лиц юношеского возраста.

17. Методика обучения лиц зрелого возраста.

18. Урок как организационная форма обучения психологии. Классификации уроков.

19. Лекция как организационная форма обучения психологии. Виды лекций.

20. Методика чтения лекций по психологии

21. Использование элементов истории психологии и биографии выдающихся психологов в преподавании психологии.

22. Семинарские занятия и их психологическая сущность в обучении. Виды семинарских занятий.

23. Методика проведения семинарских занятий.

24. Практические занятия по психологии и их виды.

25. Лабораторные занятия: их цель и задачи. Виды лабораторных занятий.

26. Методика проведения практических и лабораторных занятий.

27. Активные и нетрадиционные формы преподавания психологии.

28. Использование элементов психоанализа, гештальттерапии, НЛП, рациональной терапии, суггестивных методик в преподавании психологии.

29. Интраактивные методы обучения психологии. Медитация, внушение и самовнушение как эффективные методы обучения.

30. Формирование умений психологического анализа произведений художественной литературы и фольклора.

31. Формирование умений психологического анализа фактов повседневной жизни и навыков конструктивного переживания жизненных событий личности.

32. Методика проведения деловой и имитационной игры в обучении психологии.

33. Методика использования современных компьютерных технологий в обучении психологии; элементы методики дистанционного обучения психологии.

34. Наглядность и ее виды. Методика использование технических средств в обучении психологии.

35. Методика самостоятельной работы с научными трудами: монографиями, научными статьями, сборниками тезисов научных докладов на конференциях; с информацией в сети Интернет.

36. Методика организации и проведения научно-исследовательской работы студентов.

37. Методика контроля и оценки знаний при изучении психологии. Виды и формы контроля.

38. Методика проведения экзамена и зачета.

39. Внеаудиторная (внеклассная) работа по психологии. Методика проведения олимпиады по психологии.

40. Психологические основы совершенствования педагогического мастерства преподавателя психологии.

 

Практическое задание

Разработать конспект (или сценарий, технологический план-график) занятия (форма по выбору: лекция-беседа, семинар-практикум, лабораторное и др., однако, разработка каждой организационной формы занятия в любой из моделей обучения должна присутствовать) в соответствии с принципами:

1. Проблемного обучения

2. Программированного обучения

3. Теории поэтапного формирования умственных действий

4. Знаково-контекстного обучения

5. Проектного обучения

6. Развивающего обучения

7. Личностно-ориентированного обучения

8. Дифференцированного обучения

Возраст обучающихся – по выбору студента.

Содержание – формирование психологической культуры.

 

Доцент Музыченко А.В.

 

Преподаватель Матющенко Е.Л.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: