Во время создания Большой Вселенной наша истинная сущность обнаруживает фундаментальное сознание, которое, в сущности, иллюзорно. Изначально это фундаментальное сознание ясного света. В буддизме это фундаментальное сознание также называется Неведеньем, когда оно становится причиной для формирования кармического опыта, для приобретения всё новых и новых данных. Их столкновение, смешение истинной сущности и фундаментального сознания, порождает три фундаментальных энергии, которые в буддизме исследуются с точки зрения движения души, а в теории йоги – с точки зрения проявляющихся аспектов энергии. Названия этих энергий в йоге таковы: Тамас – энергия звука, Раджас – энергия тепла, Саттва – энергия света. По мере получения опыта эти фундаментальные энергии проявляются для нашей сущности в новых аспектах. В буддизме им соответствуют Невежество, Ненависть и Жадность (или, иначе говоря, Заблуждение, Злоба и Привязанность). В буддийской Тантре они также известны как энергия невежества, энергия гнева и энергия привязанности; эти три вида энергии имеют непосредственную связь с функцией трёх главных каналов в тонком теле живых существ.
Приобретение опыта миров происходит в следующей последовательности: сначала приходит опыт Мира Без Форм, затем – опыт Мира Форм, а затем – опыт Мира Страстей. Мир Без Форм – это мир, где доминирует свет, любая информация существует здесь в виде света. В Мире Форм доминирует звук, вибрация. В Мире Страстей доминирует тепло.
Со временем три фундаментальные энергии создали наши шесть главных чакр (из семи главных), а именно снизу вверх: Муладара-чакру (санскр. mūlādhāra), Свадистана-чакру (санскр. svādhiṣṭhāna), Манипура-чакру (санскр. maṇipūra), Анахата-чакру (санскр. anāhata), Вишудда-чакру (санскр. viśuddha), Аджня-чакру (санскр. ājñācakra). Какое отношение это имеет к развёртывающейся вселенной? Сначала энергией тепла, энергией Раджас, были сформированы Мир Ада и Мир Асуров, в основе которого лежит борьба. Подумайте, если бы мы не получали хорошего или плохого влияния со стороны энергии тепла, Мира Ада не было бы. Все эти миры относительны, поэтому если есть холод – есть и жара; если есть жара – есть и холод. Если бы не было тепла, являющегося фундаментальным свойством, было бы невозможно формирование Мира Ада. И Мир Асуров, в основе которого также лежит энергия тепла, тоже не был бы сформирован. Затем энергией Саттва, энергией жадности, были созданы Мир Голодных Духов и Мир Людей, оба эти мира сформированы привязанностью. Затем энергией Тамас, энергией невежества, были созданы Мир Животных и Мир Богов, мир самоудовлетворения, порожденного невежеством.
|
И шесть чакр имеют непосредственное отношение к перечисленным мирам от Ада до Небес Мира Страстей: Муладара-чакра связана с Миром Ада, Свадистана связана с Миром Животных, Манипура – с Миром Голодных Духов, Анахата – с Миром Людей, Вишудда – с Миром Асуров, Аджня – с Миром Дэвов. Например, если умершему предстоит перевоплотиться в Мире Животных, говорится о том, что его душа покидает тело через половые органы, а реально это указывает на Свадистана-чакру.
В основе всего мироздания лежит Неведение, или, говоря языком йоги, это фундаментальные Сами-Свойства. Неведение – это погружение в состояние иллюзий и отдаление от изначального состояния независимого бытия, это заблуждение относительно своей изначальной истинной природы. Представим себе, что голубое небо постепенно закрывают чёрные тучи. Подобно этому мы сначала перестаём видеть и понимать истинное положение вещей, а затем появляются шесть миров Мира Страстей. Поэтому если мы полностью превзойдём шесть миров Мира Страстей, ослабим и устраним три корневых яда: Жадность, Ненависть и Невежество, – то мы сможем полностью освободиться от всех мирских желаний, искоренить Неведение и достичь мира своей изначальной сущности.
|
Чтобы искоренить Неведение, существует три способа, соединяющих в себе йогическую и буддийскую системы. Где возникает Неведение? В глубоких слоях нашего сознания. Методы искоренения Неведения являются методами искоренения данных. Этих методов – три.
Первый метод – отрицать всё, что входит в вас в виде данных. Допустим, перед вами стоит вкусная еда. Но вы думаете следующим образом: "Это невкусно. Никакой пользы от того, что я съем её, не будет. Всё превратится в кал". Или вы увидели, например, красивого человека. Но вы думаете: "Вся его красота – иллюзия. Лет через 10-20 и смотреть-то на него не захочется". Это метод буддизма Малой Колесницы, метод Хинаяны. Или в йоге это является способом Раджа-йоги.
Второй метод заключается в том, чтобы смотреть на всё беспристрастно. Что это за способ? Снова возьмём пример с едой. Допустим, вы съели что-либо, и вам это понравилось. Тогда вы думаете следующим образом: "Эта еда вкусная. Но невкусная еда тоже существует. В зависимости от человека ощущения вкуса будут отличаться. Никакой пользы не будет, если я буду захватываться едой. Еда была вкусной, но это всего лишь данные. Какой будет следующая еда, я не знаю. Не стоит захватываться". И вы повторяете этот процесс. Метод смотреть на вещи так, как они есть, не захватываясь, является методом буддизма Махаяны.
И ещё один метод. В тантрическом буддизме, в буддизме Ваджраяны, существует способ сублимации энергии.