Концепции возникновения психосоматических заболеваний




o Конверсионная модель

В понимании Фрейда благодаря конверсии неприятное представление становится безвредным потому, что его «сумма возбуждения» переводится в соматическую сферу. Симптом связывает психическую энергию и оставляет непереносимое представление неосознанным, однако требует дополнительного внимания и вторично приводит к усилению либидинозного замещения и, таким образом, имеет характер как удовлетворения, так и наказания. Фрейд всегда отстаивал свою позицию, согласно которой необходима «соматическая готовность» – физический фактор, который имеет значение для «выбора органа» и который можно представить себе в процессе его возникновения, начиная от генетической диспозиции, в виде существующей на данный момент перегрузки органа вплоть до ранних детских следов в рамках особого телесного опыта. Хотя вследствие общественного развития такие конверсионные симптомы стали более редкими, теоретическая и терапевтическая действительность этой модели у определённых пациентов с истерическими симптомокомплексами, параличами, нарушениями чувствительности или эмоциональности неоспорима.

Истерия как психопатологический синдром вызывается, по мнению З. Фрейда, неразрешенным эмоциональным конфликтом (психической травмой), осознание которого не поощряется социальными нормами. Другими словами, вместо того чтобы быть отреагированными в спонтанном выражении, испытываемые человеком отрицательные эмоции, возникающие при травмирующем событии, подавляются. Однако вызываемое аффектом энергетическое напряжение никуда не девается и обращается в болезненный симптом. Отсюда возникает представление о конверсионном (conversion — обращение, переход из одного состояния в другое) механизме истерических расстройств, когда болезненный симптом выступает символическим выражением эмоционального конфликта. Нарушение телесной функции есть соматизированное выражение несовместимых с осознаваемым «Я» идей.

Неотреагированный вытесняемый эмоциональный (внутриличностный) конфликт становится энергетическим резервуаром, подпитывающим болезнь. Следовательно, для прекращения истерического расстройства необходимо осознание этого конфликта, добиться чего можно за счет актуализации личностных ресурсов самого пациента. Дальнейшее развитие этой идеи пошло по пути поиска и совершенствования метода актуализации личностных ресурсов. Поэтому психосоматические нарушения в психоанализе долгое время отождествлялись только с конверсионным психическим расстройством.

Конверсионная модель особенно хорошо объясняет нарушения произвольной моторики (невротически обусловленные параличи и речевые нарушения). Она может быть также полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущения кома в пищеводе при истерии, определенных болевых состояний, мнимой беременности. При этом важно, что телесный симптом символизирует бессознательный конфликт пациента , имеющий, по Фрейду, преимущественно генитально-сексуальную (эдипальную) природу. В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта. Крайне важным было обнаружение Фрейдом основы механизма диссоциации — активного процесса психологической защиты, феномена вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представлявший собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий.

o Концепция потоков конверсий (Дойч)

Согласно концепции конверсионного потока, процессы конверсии не ограничиваются неврозами и органические симптомы предстают выражением невротических конфликтов так же, как и другие формы психогенных заболеваний. В каждой органической болезни в малом масштабе разыгрывается невроз, а переход в соматику происходит потому, что обеспечивает менее значительный расход психической энергии, чем при формировании невротических симптомов. Ф. Дойч утверждал, что если бы не существовало органической патологии, то неврозы стали бы угрожать людям в большей степени.

o Десоматизация – ресоматизация Шур

Психоаналитическая модель для объяснения психосоматических болезней, предложенная М. Schur (1897-1969) в 1955 году. В ее основе лежит понятие «регрессия» — возврат с высшей на низшую стадию развития. Развитие здорового ребенка Шур характеризует как процесс «десоматизации». Он исходит из наблюдения, что грудные дети в силу их недоразвитых, недифференцированных психических и соматических структур на внешние воздействия реагируют диффузно, прежде всего, соматически и бессознательно (первичные психические процессы, по Фрейду).

Психический и соматический элементы в реакциях у них еще нерасторжимо связаны друг с другом. По мере взросления соматических форм реагирования становится меньше, и ребенок начинает позволять все более осознанные, когнитивные формы проработки опасностей и ситуаций страха (вторичные психические процессы, по Фрейду), т.е. он реагирует преимущественно через состояния психического возбуждения.

Шур рассматривал психосоматическую регрессию (ресоматизация) как шаг назад к первоначальному уровню, на котором душа и тело еще реагировали как единое целое, соматически разряжая напряжение. Ресоматизация возможна при «слабости» и нестабильности «Я», когда в отягощающих ситуациях активизируются бессознательные, невротические конфликты и под давлением неуверенности в себе может наступить регресс на инфантильно-соматические, физиологические формы реагирования. Предполагается, что привычная фиксация таких форм реагирования удовлетворяет постулату специфичности.

Шур, личный врач Фрейд а и тоже психоаналитик, предложил модель десоматизсшии и ресоматизации, согласно которой в раннем детстве для человека характерно единое «психофизиологическое переживание» . Аффект ы еще в значительно й мере связан ы с сопровождающим и их соматическим и процессами. Например , ребенок испытывает страх (реакция на психическом уровне) и одновременно дрожит , потеет, учащенно дыши т (реакция на соматическом уровне). Шур описывает дальнейшее развитие ребенка как процесс десоматизации, в ходе которого либидонозные и агрессивные энергетические напряжения нейтрализуются, совершенствуются. П о мере взросления вегетативные процессы отвода либидонозного и агрессивного напряжения все более отходят на задний план. Шур считает, что активные действия и соматические реакции постепенно заменяются речью и внутренним и переживаниями.

Психосоматический симптом возникает, по Шуру, когда при сильной нагрузке нарушается психодинамическое равновесие и происходит внезапный прорыв бессознательного материала в форме преэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и механизмы защиты Я не срабатывают. Все формы психосоматических расстройств сопровождает «нарциссический регресс», который проявляется в органической симптоматике.

o Двух эшелонная концепция

А. Мичерлих описал концепцию двухфазного вытеснения – динамического изменения неврозов и соматических заболеваний. Он исходит из наблюдения, что при тяжёлых кризах соматического заболевания невроз может видоизменяться или даже исчезать. Тяжёлые невротические состояния отступают при соматических заболеваниях в их осознании пациентом и в его поведении. Это путь, который при психотерапии подобных состояний и соответствующих обстоятельствах может возобновиться во время лечения и привести к актуализации невротического конфликта.

При хронических психосоматических развитиях происходит следующий процесс: «При неотвратимо хронизирующемся кризе в первой фазе происходит ещё недостаточная борьба с невротическим комплексом путём его вытеснения, во второй фазе осуществляется сдвиг в динамике соматических защитных процессов. Поэтому мы говорим о двухфазном вытеснении». Позже он связал эти двухфазные процессы с регрессивной ресоматизацией, описанной М. Шуром. Психосоматическое заболевание вызывает якобы реальная или вымышленная утрата объекта, что приводит к обеднению «Я».

o Теория специфического и динамического конфликта Александера

Врач и аналитик Франц Александер (Alexander E, 1891-1964) предложил обширную и связанную теорию объяснения психосоматических связей. Он был сторонником многофакторного подхода в психосоматической медицине. Им постулиро-валось, что возникновение и течение болезней управляется тремя группами переменных. Одна из этих групп представляет собой личностную диспозицию («психодинамическую конфигурацию с соответствующими процессами психологической защиты»), которая складывается с детства. Вторая группа переменных включает провоцирующую эмоциогенную жизненную ситуацию, когда какие-либо переживания и события могли предшествовать болезни, оживляя центральный бессознательный конфликт.

В третью группу Александер включает все соматические условия, составляющие определенную конституцию, «соматическую подверженность» (по Фрейду 3.) или «неполноценность органа» (по Адлеру А.). Эту «уязвимость» органа иногда именуют «конституциональным фактором X», определяющим «выбор симптоматики».

Принципы, которые легли в основу концепции специфичности:

1. Психические факторы, вызывающие соматические расстройства, имеют специфическую природу и включают определенное эмоциональное отношение пациента к окружению или к собственной личности. Правильное знание этих причинных факторов может быть приобретено в ходе психоаналитического лечения.

2. Сознательные психологические процессы пациента играют подчиненную роль в причинах соматических симптомов, пока такие сознательные эмоции и тенденции могут быть свободно выражены. Подавление эмоций и потребностей вызывает хроническую дисфункцию внутренних органов.

3. Актуальные жизненные ситуации пациента обычно оказывают только ускоряющее воздействие на расстройства. Понимание причинных психологических факторов может основываться лишь на знании развития личности пациента, так как только оно может объяснить реакцию на острую травмирующую ситуацию.

Александер большое значение придавал «вегетативному сопровождению» эмоций в возникновении патологии органа. Он направил особое внимание исследователей на соотнесение специфических конфликтных констелляций с определенными физиологическими типами реакций. Психосоматическая специфичность усматривается им в определенном соответствии преобладания у человека тех или иных эмоций и их вегетативного сопровождения. Если эмоция не отреагирована в действиях или в символической форме (конверсия), то это приводит к хроническим вегетативным сдвигам и в конечном итоге к деструкции органа. Чаще всего не могут свободно выражаться и реализовываться враждебные, эротические импульсы, чувство вины и неполноценности. Их бессознательное подавление и приводит к хронической дисфункции органов. Поскольку специфичность ищется Александером в конфликтной ситуации, его модель часто обозначают как «теорию специфических для болезни психодинамических конфликтов» или более кратко — «теория психосоматической специфичности».

Выделены следующие типы психосоматических заболеваний:

1. Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

2. Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.

3. Психосоматозы — психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их — первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа.

Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями, или психосоматозами. Первоначально выделяли семь психосоматозов («holy seven»): бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.

Позже этот список расширился — к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания.

o Теория личностных профилей Данбар

Эмоциональные реакции на проблемные жизненные ситуации являются производными от структуры личности больного. Из этого тезиса вытекало предположение, что каждое соматическое заболевание, развившееся вследствие непроработанного психологического конфликта, связано с вполне определенным набором характерологических черт и паттернов межличностного взаимодействия. Ею были выделены коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности.

Для коронарного типа личности (людей, которые склонны к развитию у них сердечно-сосудистой патологии) характерна повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, стремление всегда быть лидером и победителем, состязательность, нетерпение, гневливость и враждебность по отношению к другим. Ведущей причиной сердечных расстройств у «коронарной» личности Ф. Данбар считала подавление в силу социального или эмоционального запрета эмоции гнева. В 1974 г. американские кардиологи Роузенманн и Фридман назвали поведение коронарной личности «поведением типа А».

Для гипертонического типа личности свойственны повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы, выраженная потребность в одобрении со стороны окружающих, особенно — авторитетных или руководящих лиц.

В структуре аллергического типа личности часто встречаются такие черты, как повышенная тревожность, неудовлетворенная потребность в любви и защите, конфликтное сочетание стремления к зависимости и независимости, повышенная сексуальность (зуд как символическая форма мастурбации).

В социальном психоанализе Франкфуртской школы концепция Ф. Данбар была модифицирована в теорию «больного общества» (Э. Фромм, Дж. Холлидей).

В исследованиях Ф. Данбар была продемонстрирована роль психологических факторов развития психосоматических расстройств, однако ее теория не давала ответа на основной вопрос: каким образом бессознательный внутриличностный конфликт запускает или поддерживает заболевание.

o Теория алекситимии

Алекситимия представляет собой психологический симптомокомплекс, проявляющийся на различных уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом. Существенными чертами алекситимического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаточность воображения и такие черты когнитивного стиля, как ригидность и конкретность

«Алекситимия» — неспособность воспринимать и называть словом чувства. Это своеобразная «душевная слепота». Больные не способны рефлексировать свое эмоциональное состояние и проявлять эмпатию по отношению к другим людям, которых они, в лучшем случае, представляют такими же, как они сами. Алекситимия появляется в семейной среде, где нет места выражению чувств, вызванных реальной жизнью. Эта позиция может затем закрепиться при многолетней установке на ригидное следование общественным нормам.

Алекситимия характеризуется четырьмя типичными признаками, в каждом отдельном случае - разной степени выраженности:

1. Своеобразная ограниченность фантазии. Пациенту трудно пользоваться символами, результатом чего является особый тип мышления, который можно определить как механический, утилитарный, конкретный. Речь идет о мышлении, связанном с текущим моментом и ориентированном на конкретные реальные вещи. Оно почти не затрагивает внутренние объекты, лишено колоритности. Пациент утомляет собеседника в разговоре и часто производит впечатление тупости. Такой тип мышления организован прагматически-технично и направлен на механическую и функциональную сторону описываемого.

2. Типичная неспособность выражать свои чувства.Пациент не в состоянии связывать вербальные или жестовые символы с чувствами. Он переживает чувства как нечто неструктурированное, во всяком случае - не передаваемое словами. Часто пациент описывает свои чувства через окружающих («Моя жена сказала... врач сказал...») либо вместо чувств описывает соматические ощущения.

3.Примечательно, что психосоматические пациенты хорошо приспособлены к товарищеским отношениям, что даже определяется как гипернормальность.Их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной «пустотой отношений». Поскольку они не в состоянии разбираться в психологических структурах, их отношения остаются на уровне конкретно-предметного использования объектов.

4.Из-за задержки на симбиотическом уровне и связанного с этим недостатка дифференцировки субъект-объект вытекает неспособность пациента к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом: психосоматический больной существует, так сказать, с помощью и благодаря наличию другого человека (его ключевой фигуры). Это объясняет тот факт, почему потеря (вымышленная или реальная) этой ключевой фигуры («потеря объекта») так часто оказывается ситуацией, которая провоцирует наступление болезни (или ухудшение ее течения).

o Теория Г. Селье

Физиолог Кэннон (Cannon, 1871-1945) обнаружил, что экстремальные ситуации готовят организм к борьбе или бегству. Такая подготовка происходит и тогда, когда участие в событиях является исключительно эмоциональным.

Например, у запасных игроков футбольной команды, и даже у азартных зрителей, фиксировался сахар в моче, что устанавливалось и у большинства активных игроков. Таким образом, в отличие от представления рефлекторной модели психосоматической болезни, Кэннон соединяет в реакции на экстремальную ситуацию эмоции с их телесным сопровождением.

Г. Селье расширяет данные Кэннона понятием адаптационного синдрома. Последний относится, главным образом, к участию в стрессе эндокринной системы. Адаптационный синдром протекает различно в зависимости от того, в какой исходной ситуации находится организм. Именно в фазе истощения происходит слом регулирующих механизмов с необратимыми соматическими изменениями. Таким образом, общий адаптационный синдром может быть посредником между психосоциальным стрессом и психосоматическим заболеванием.

• М. Фридман и С. Розенман исследовали причины заболеваний, связанные с атеросклерозом коронарных артерии. Целью исследования было найти ответ на два вопроса: могут ли чувства и мысли человека влиять на развитие этой болезни, и, если такая связь существует, то каковы механизмы её развития?

На первом этапе эти кардиологи исследовали пациентов с заболеваниями сердца, чтобы определить, какие черты отличают их от остальных людей. Почти все пациенты были похожи в выражениях лица, жестах и речи.

Характерным для них было напряжение челюстей и мышц губ, что сопутствовало напряжению в осанке, постукивание пальцами или подпрыгивание колен, стискивание кулаков во время обычного разговора, стискивание зубов, резкие движения, эксплозивная речь и нетерпимость по отношению к говорящему собеседнику, временами проскальзывающая гримаса в уголках губ, при которой частично обнажались зубы. Эти люди реагировали следующим образом на события повседневной жизни: имели сильные тенденции к соперничеству и постоянную потребность выигрывать, легко раздражались, если кто-то им перечил, пылко защищали свои устоявшиеся мнения, были очень нетерпеливы в уличных пробках, очередях, имели компульсивную потребность побыстрее заканчивать любое дело, быстро ели и быстро ходили, не могли выносить бездеятельности.

Фридман и Розенман классифицировали людей, имеющих указанные особенности или часть их, как имеющих паттерн поведения типа А, а людей с противоположными чертами — как тип Б. Они описали личностей типа А как очень напряжённых, страдающих от постоянной нехватки времени, имеющих общую враждебность, которую они не осознавали, и борющихся с низкой самооценкой, которая компенсировалась их достижениями.

Эти учёные в течение восьми с половиной лет наблюдали 1500 человек, не имеющих заболеваний сердца. В конце исследования они пришли к выводу, что люди типа А в семь раз более податливы заболеваниям сердца, чем люди типа Б. Они больше курят, имеют более высокий уровень холестерина в крови и в три раза большее количество сердечных приступов. Результаты были столь очевидными, что развеяли последние сомнения о непосредственной связи между установками и поведением человека и заболеваниями сердца. Исследования, проведенные другими учёными, дали подобные результаты.ё

Согласно модели вегетативного невроза, если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе. По мнению Александера, подобные изменения в вегетативной нервной системе могут повлечь за собой изменения ткани, а возможно, даже и необратимые поражения органов. В отличие от конверсии, в этом процессе отсутствует символический выразительный характер выбора органа поражения, а также из-за возникновения тех или иных симптомов болезни эмоционального облегчения не происходит. Наоборот, переживание физического страдания, как, например, при астме или колите, может еще более осложнить психические проблемы. Кроме того, Алехсандер предложил векторную теорию развития психосоматического симптома , которая включает три вектора: 1) желание объединить , получить, принять; 2) желание исключить, удалить, отдать, израсходовать энергию для нападения или совершения чего-либо или для нанесения вреда; 3) желание сохранить, накопить . Александер предположил также, что специфический психический конфликт между тремя векторами влечет за собой нарушения в определенных органах. Например, в основе возникновения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки лежат оральные конфликты, а в основе заболеваний толстой кишки (например, при язвенном колите) — специфические анальные конфликты.

20.11.2014 Психосоматические концепции

Это такие концепции, которые дают объяснение каким образом психическое влияет на соматическое

Пути, как можно заболеть:

1. Психотравмирующее событие – эмоциональный стресс, под воздействием какого-то события, сопровождающееся физиологическими симптомами

2. Конверсия (сам симптом не связан с переживанием (скачок из сферы смысла, в сферу соматическую)

3. Саморазрушающее поведение

 

· Психодинамическое направление (психоанализ

Фрейд: конверсия и соматические эквиваленты тревоги – два классических пути развития. Соматические эквиваленты: не объясняется невротическим конфликтом.

Механизм конверсии: результат деятельности психологической защиты, которые переносят нагрузку в соматические симптомы

ВРАЖДЕБНОСТЬ _ ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР РИСКА

· Характерологическое направление (черта характера или комплекс черт). Аликситемия (кем введено)

ПЕРЕПИСАТЬ

Ориентированность на внешние события и внутреннее переживание

Особенности семейного воспитания, предполагающие систематическое игнорирование эмоциональных переживаний ребенка

· Когнитивно-поведенческое – представление о ведущей роли научения в формировании типичных способов реагирования (оперантное научение, условные реакции)

  + -
Покрепление Добавили, то что приятно Убрали то, что неприятно
Наказание Добавили, то что неприятно Убрали, то что приятно
     

 

- Формирование соматических симптом возможно при связывание безусловных реакций с нейтральными стимулами по механизму классического обуславливания

- Поведение, пре.. к соматическим расстройствам, может усваиваться по механизму оперантого научения получая подкрепления. Или через подражание.

- поведение, предрасполагающее к соматическим расстройствам может является следствием иррациональных и некорректных представлений, касающихся здоровья

- повышенная подверженность человека к стрессу может быть связана с особенностями системы его представлений

Кортико-висцеральная концепция – попытка распростарание концепции павлова на деятельность внутренних органов

Концепция аарона-Бэка. Ключевые концепции:

 

Бэк. Когнитивные ощибки:

1. Произвольные умозаключения (выводу, противоречащие фактам)

2. Приувеличение или преуменьшение

3. Сверхобобщение

4. Избирательное обстрагирование (общее заключение, на основании частного факта)

5. Дихотомическое мышление (черно-белое мышление)

6. Персонализация (систематическое принятие всего происходящего на свой счет)

Фридман и Розенман (кардиологи)

Паттерны поведения:

Поведение типа А: агрессивность, склонность к доминированию, свервовлеченность в работу, высокая конкурентность и соревновательность, постоянное чувство нехватки времени, постоянная спешка

· Психофизиологическое направление (нейропсихофизиологическое) – Уолтер Кенон – реакция борьбы ил и бегства, впервые ее описал. Селье: стресс – неспецифическая реакция. Стадии: тревога (мобилизация), резистентности истощение. Обеспечивается симпатоадриналовая система (быстрая реакция на стресс: симпатическая система, надпочечники. Медленнное реагирования (гипаталамогипофизарноадренокортикальное система): гипоталамус, гипофиз и коры надпочеников, проэцирующие глюкортикоиды (кортизол)

·

· Интегративное направление

 

...





Читайте также:
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.03 с.