Список рекомендуемых литературных произведений для чтения.




ТЕМА: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА».

Ход занятия:

Раскрытие понятия театрализованная игра.

Классификация театрализованных игр.

Выполнение игровых упражнений с элементами театрализации.

Речевые игры.

Пластические театральные игры.

Список рекомендуемых литературных произведений для чтения.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Классификация театрализованных игр. Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль

Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве. Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость. С участниками театрального коллектива (6-12 лет) можно повторять одни и те же упражнения по многу раз, но в любой игре и в любом упражнении необходимо выделять и фиксировать трёхчастную структуру, на актёрском языке это: УВИДЕЛ – ОЦЕНИЛ – ДЕЙСТВУЮ.

Умения и навыки: коллективность в выполнении заданий; управление своим вниманием (к предмету, партнёру); распределение внимания; развитие фантазии; знакомство с собственным телом, умение управлять им; начальная способность фиксировать и осмысливать особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства (музыка, живопись); выявление различных возможностей поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

«Полукруг» – руководитель усаживает ребят в полукруг и начинает первое знакомство: каждый называет своё имя, рядом сидящий повторяет это имя и называет своё и т.д. Каждый придумывает себе псевдоним, рядом сидящий повторяет и называет свой и т.д. Пересаживаются по цвету волос: от самых светлых волос – до самых тёмных. Пересаживаются по росту

«Хваталочка» – руководитель обращается к детям: «Я – волшебник. Сейчас превращу вас… крабле-крабле-бумс! В маленьких собачек!». По хлопку дети встают и двигаются к волшебнику. Пластика собачек, у каждого свой лай. Дойдя до руководителя, все ставят по указательному пальчику под ладонь-крышу волшебника, и все хором произносят текст «хваталочки»: - По болоту плыл охотник на плоту. Перед ним, как тень из мрака, выпрыгнула… собака!» На последнем слове ладонь волшебника сжимается и хватает зазевавшийся пальчик. Задача каждого вовремя «убежать», но в образе собачки. Можно превращать ребят в медведей, кошек, в рыбок. Дети проявляют свою актёрскую фантазию и изобретательность.

«Неправильное пение» – руководитель: «Как правильно петь – знают все. Мы будем петь не по правилам». Поём (называет любую детскую песню): зажав носик пальцем, набрав в рот воды, втянув внутрь щёки, закусить нижнюю губу…

«Аплодисменты» – руководитель: «Спели песню, а теперь поаплодируем друг другу. Но аплодисменты бывают разные: бурные – восторженные; громкие – подбадривающие; сдержанные – деликатные; ленивые – снисходительные; заискивающие – подхалимские». Вместе с руководителем дети воспроизводят аплодисменты.

«Сегодня в порт корабль придёт» – дети рассаживаются на стулья по кругу, и, взяв друг друга за руки, начинают мерно покачиваться из стороны в сторону, словно корабль на волнах. Руководитель произносит ключевую фразу: «Сегодня в порт корабль придёт, гружённый…» и называет дальше некоторые предметы. Ребята же должны выполнить определённые действия, связанные для них с названными предметами. Например: если говорится- «гружённый веерами», все обмахиваются веером. Корабль может быть загружён: часами с кукушкой, мячиками, ножницами и т.д.

«Мы – команда!» – дети садятся в круг на полу и берутся за руки. Им нужно по хлопку руководителя одновременно встать, не опуская рук. Если детей много, разделить их на 2 группы.

«Волшебная шляпа» – руководитель приносит на занятие мужскую шляпу и просит ребят пофантазировать, как можно использовать эту шляпу, кроме как головной убор. Наиболее частые ответы: ваза для яблок, горшок для цветка, котелок для ухи, абажур, баскетбольная корзина, форма для кекса, корзина для грибов, домик для мышки и т.д.

«Страна зверей» – дети сидят в круге, по хлопку руководителя первый, придумав себе животное (например – кенгуру) встаёт со своего места и безмолвно, пользуясь только пластикой задуманного им животного, допрыгивает до любого участника, которого выбрал, чтобы занять стул, на котором находится партнёр. Тот, угадав задуманное, встаёт со своего места и повторяет пластику кенгуру, заняв стул первого участника. Через секунду он встаёт со стула и уже в своей задуманной пластике (например – медведь) идёт к стулу нового партнёра. Так все участники игры меняются местами.

«Чудесный мешочек» – руководитель показывает ребятам мешочек, в котором лежат разные вещи. Участники игры по очереди опускают руку в мешочек, вынимают первый попавший им в руки предмет и со словами: «Это моя вещь!» сочиняют историю, как их вещь попала в мешочек руководителя. Если участник был убедителен, руководитель дарит ему этот предмет. В мешочке могут быть: записная книжка, мягкая игрушка, яблоко, луковица и т.д.

«Вездеходы» – группа ходит по комнате в быстром темпе. Она должна сосредоточиться на голосе руководителя и менять свои действия в зависимости от информации. Пристройка к новым обстоятельствам должна происходить быстро и в индивидуальном порядке без разговоров и обсуждений. Текст руководителя: «Идём через лес! Щебечут птицы, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А всё потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются. Снежное поле, пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой. Где бы укрыться? В окоп. Нет, это пруд с приятной освежающей водой. Но очень холодной. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах. Ею наполнено всё пространство. Нет, показалось! Идём через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвём один. Вдохнём чудо-аромат апельсина, очистим, возьмём в рот освежающую дольку. Скулы свело от кислоты. Это – лимон! и т. д.». Игра помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление.

«Мыльные пузыри» – ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей. А остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды ведущего: «Лопнули!» дети ложатся на пол. Игра развивает выразительность движений и воображение.

«Животные с других планет» – руководитель просит детей показать животных с других планет: ханурика однорогого, сюсипусика гребешкового, манмарончика клыкастого, лямурика длиннохвостого, карабясика игольчатого и т.д. Воображение ребят безгранично, руководитель должен следить за тем, чтобы пластика, мимика, звуки, издаваемые животными, соответствовали названию животного.

«Сочинители» – предлагается сочинить историю: про рыбку, которая жила в холодильнике; ворону, которая любила кататься на велосипеде; щуку, которая играла на гитаре; берёзку, которая хотела научиться плавать; майского жука, который очень боялся высоты и т.д.

«Ритуальные танцы» – необходимо придумать и станцевать (без музыки, используя барабаны и хлопки) массовые танцы дикарей племени Мумба-Юмба: перед охотой на зебру, перед посадкой бананового дерева, перед постройкой бамбуковой хижины, перед ловлей крокодилов. Ребята делятся на группы, сами выбирают лидера и готовят танцы

«Хамелеон» – участникам предлагается войти поочерёдно в дверь комнаты и произнести для всех одну и ту же фразу «Петя приехал!», но с разными актёрскими задачами: чтобы всех обрадовать, чтобы огорчить, чтобы напугать.

«Пограничники и нарушители» – вызываются 2-3 «пограничника» и столько же «нарушителей границы». Тем и другим завязывают глаза и ставят друг перед другом на значительное расстояние. По хлопку и те, и другие начинают действовать: «нарушители» должны постараться проскочить мимо «пограничников» на другую сторону, а те – не дать им пройти, поймать их.

«Похищение принцессы» – выбираем принцессу, стражника и храброго принца, остальные будут горожанами. Принцессу сажаем на стул и связываем ей сзади руки шарфом. Стражнику завязываем глаза, он по слуху должен угадать освободителя и не дать ему развязать руки принцессы. Задача принца бесшумно пробраться к принцессе и развязать шарф. Вся группа может отвлекать шумом внимание стражника.

Речевые игры.

Речевые игры вы можете строить на любом речевом материале, более всего для этого подойдут чистоговорки, скороговорки, потешки, которые можно «досочинять» и обыграть вместе с детьми. Не забывайте о периодах мутации голоса (11-14 лет у девочек, 13-15 лет у мальчиков), происходит смещение голоса, и необходим щадящий речевой режим. Голос современных детей формируется в крайне неблагоприятной среде (шумовой барьер, голоса окружающих ребёнка людей сливаются с агрессивной музыкой, которая «обваливается» на ребёнка с экрана телевизоров, монитора компьютеров). В результате формируются агрессивные, крикливые голоса. У застенчивых детей, наоборот, от звуковых перегрузок голоса сникают, становятся бесцветными, слабыми. Многие дети говорят тихо, невнятно. Гласных в речи практически нет, согласные произносятся не всегда ясно, речевой аппарат работает плохо, цедят сквозь зубы, рот не раскрывается, губы ленивые, челюсти сомкнуты. При выполнении рекомендуемых речевых игр речь становится красивой, осмысленной. В творческом багаже ребят десятки скороговорок, детских стихов, различных поэтических текстов, речевых игр на развитие мышления, памяти, фантазии и воображения. Детей необходимо накормить дыханием и включить в звучание головной и грудной резонаторы, что и позволяют речевые игры, которые проводятся вместе с играми театральными.

«Ворона» – руки детей – крылья. Взмахивая «крыльями» они произносят: Воррона крричала: «Которррый чассс, Которррый час может быть сейчассс? Если чассс, если ррровно чассс, То я опоззздала ррровно на чассс». (ребята «летают» по комнате; р – звонкое, интенсивное).

«Змея» – рука-змея, кисть руки – голова змеи. Ползззёт и шшшепчет дажжже камышшшу: «Дружжжи сссо мной, иначчче укушшшу!» (ребята пробуют передать характер змеи, фиксированное звучание на «з», «ж», «ш»).

«Бабушки» – локти прижаты к бокам, сначала медленно, затем интенсивнее бьём себя по бокам, приговаривая: «Ахти! Ахти! Ахтушки! Разахалися бабушки! Ахти-ах! Ахти-ах! Удержались на ногах!» (с разными интонациями: радостно, удивлённо, сплетничая и т.д.).

«Артикуляция по-детски» – весёлый язычок: • покусали кончик языка, как мама шинкует капусту; • покусали язык с кончика до середины и с боков; • представили, что вы – собачка, перед вами мисочка с остатками вкусной еды, вылижите язычком воображаемую тарелку дочиста; • начинаем играть в болтушечку – это быстрое болтание языка между губами со звуком «ла-ла-ла», а потом начинаем болтушечку в стороны, вправо и влево со звуком «ла-ла-ла»; • чистим зубы язычком, как зубной щёткой; Умения и навыки: • развитие речевого слуха; • воспитание энергии звучания, полётности голоса; • соединение глубокого дыхания с голосом; • умение действовать словом; • выработка навыка правильного звукопроизношения; • исправление речевых недостатков.

«Звукоряд» – научим детей правильной артикуляции при произнесении букв И-Э-А-О-У-Ы. Усложним задание: прибавим к звукоряду звукосочетания ПБ, ТД, КГ, ВФ, РЛ, СЗ. Получим два вида звукоряда, например: ПИ-ПЭ-ПА-ПО-ПУ-ПЫи БИ-БЭ-БА-БО-БУ-БЫ. Научившись чётко произносить данный звукоряд, ещё раз усложним его: ПИБИ-ПЭБЭ-ПАБА-ПОБО-ПУБУ-ПЫБЫи БИПИ-БЭПЭ-БАПА-БОПО-БУПУ-БЫПЫ. Овладев всеми речевыми структурами, подключаем к звукоряду движение.

ПБ – жонглёры (звучим и жонглируем звуками, как мячиками, подкидывая звуки вверх и ловя их). ТД – стреляем (в руках якобы пистолеты, и мы звуками поражаем цель). КГ – колдуны (звучим и совершаем магические взмахи руками над котлом с волшебным зельем). ВФ – молитва (руки поднимаем вверх, и звук посылаем вверх ). РЛ – барабанчик (выстукиваем звукоряд ладошками по столу). СЗ – часики (склоняемся в низком поклоне, руки опускаем вниз и звучим, размахивая руками, как маятником). 2. «Пропала собака» – руководитель сообщает участникам игры: «Ребята, у меня пропала собака Бобик, на одном дыхании 10 раз позовите собаку». Сначала зовут все вместе. Далее каждый звучит отдельно. 22 23 «Скороговорки и интонация» – работа над дикцией и внутреннем наполнением исполнителя в разных темпах:

• Даёт Катеринке картинки Каринка, картинки в корзинку кладёт Катеринка.

• Пекла для Варюшки подружка ватрушку, подружке подушку сшила Варюшка.

• Насыпал Парамошка горошка на дорожку, ведёт теперь к порожку дорожка из горошка. • Пётр Петров, по прозванию Перов, купил птицу-перепелицу; понёс по рынку – просил полтинку, подали пятак – он и продал так.

• Вёз корабль карамель, наскочил кораблю на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Эти и другие скороговорки дети должны произносить с разными эмоциями, а, следовательно, и с разными интонациями: как телекомментатор, как завзятый спорщик, как сплетница, как зазывала и т.д. «Комарики» – массаж лицевых мышц. Воображаемый комарик садится по очереди, то на лоб, то на щёки, то на подбородок. Прогонять его будем движением лицевых мышц. Прилетает стая надоедливых комаров – шевелится всё лицо.

«Играем диалоги» – ребята делятся на пары и разыгрывают один из выбранных ими диалогов: А. Шибаев «Зайчонок и Ёж». - Зайчонок! Садись на меня – прокачу! - Нет, дядя Ёж, не хочу, не хочу! С. Маршак «Разговор двух клоунов». - Где купили Вы, синьор, этот красный помидор? - Вот невежливый вопрос, это собственный мой нос!

«Шумелка» – руководитель поднимает левую руку, и все топают, произносят скороговорки, кричат, визжат, гремят. Но как только руководитель поднимает правую руку, шум моментально затихает, и все произносят такой текст: - Что за шум, что за гром? Сидел комар на дубе том. Обломился этот сук – вот откуда шум и стук! (заранее руководитель просит кого-то из ребят произнести этот текст с интонацией вызова или важного сообщения – остальные пристраиваются к ведущему).

«Словесная дуэль» – два соперника начинают словесный поединок. Они «стреляются» словами на определённую букву. Например: один говорит оса, другой – овраг и т.д. Побеждён тот, у кого иссякнет запас слов, начинающихся на заданную букву, в данном случае.

«Упругие губы» – боремся с вялостью губ, вялость губ препятствует правильному формированию звука: • свисток (губы вытянули хоботком вперёд), улыбка (широко растянули губы), • говорящая кукла – нижняя губа опускается и открывает нижние зубы, затем возвращается на место, зубы сомкнуты, • движение хоботка (губы вытянутые вперёд) по кругу, плавно и медленно, • поочерёдное натягивание губ – верхняя на нижнюю, потом нижнюю на верхнюю, • волейбольная сетка – верхняя и нижняя губа – это верхняя и нижняя сторона сетки, зубы – ячейки сетки, на раз – губы широко растягиваются, на два – сжимаются. 12. «Играем в звуки» – ввинчиваем звук «С» ногой в пол, теперь подбрасываем его ногой, как бы играя в футбол, рукой можем подбрасывать вверх звук «М», ребёнок сочиняет и показывает придуманные им самим игры в звуки. «Надувные куклы» – ребята встают парами, один из них берёт на себя роль продавца, второй – роль куклы. В начале игры кукла сдута, продавец закачивает при помощи воображаемого насоса воздух на активный звук «С», постепенно кукла надувается, продавец отключает насос и кукла сдувается на звук «Ш». Потом роли меняются.

«Деревенский хор» – представьте, что вы животные или представители домашней птицы. Представили? Песню «В лесу родилась ёлочка» хором: прогавкайте, промяукайте, промычите, прокудахтайте, прокукарекайте, прокрякайте.

«Слово на одну букву» – ребята выбирают букву и по очереди называют слова, начинающиеся с неё. Игра тренирует внимание, память, словесный запас, импровизационное произношение.

«Словесный волейбол» – участники встают в круг, бросают друг другу мячик. Игрок, который бросает мяч, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мячик, нужно назвать подходящий по смыслу глагол. Например: спектакль – начинается, солнце – светит, актёр – играет и др. Если же игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Штанга

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребёнок поднимает «тяжёлую штангу». Потом бросает её и отдыхает.

Вышивание

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий- «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним- «нитка». Иголка двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно расставить препятствия, разбросав мягкие модули.

Осьминог

Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперёд, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить 4 раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить 4 раза, чередуя положение рук.

Тюльпан

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, пальцы соединены.

  1. Утром тюльпан раскрывается – соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.
  2. На ночь закрывается- соединяя ладони, опусить руки вниз.
  3. Тюльпанное дерево – внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.
  4. Раскидывает свои ветви –руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
  5. И осенью листики опадают –Повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами.

Пантеры

Цель.Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнёром.

Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «Хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочерёдно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой.

Змеи

Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность.

Ход игры. Стать на колени, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперёд, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги (хвост) и снова продвинуться вперёд. Характер движений волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч»

Пальма

Цель. Развивать умение расслаблять и напрягать поочерёдно мышцы рук в кистях, локтях плечах.

Ход игры. Выросла пальма большая- пребольшая: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки»- уронили кисть.

«ветви» уронить руку от локтя.

«И вся пальма» уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.

Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.

Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею.

Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: