Развитие личности в старшем школьном возрасте. Главные новообразования возраста.




Принято считать, что в юности завершается период психологического развития ребенка. От подростков юношеский возраст отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано с завершением полового созревания, т. е. «гормональная буря» уже утихла, человек привык к своему новому облику и состоянию, научился управлять им. На первый план выходят проблемы самоопределения в социуме, построения ориентиров собственного поведения, структуры ценностей. Общим результатом юношеского периода психологического развития является достижения того уровня психосоциальной зрелости, который позволяет успешно выполнять все функции полноправного члена общества. К окончанию юности человек должен приобрести сложившееся мировоззрение, определиться по отношению к социальным ценностям и выбрать свой путь в жизни. Достигнутый подростками уровень абстрактно-логического мышления позволяет в юности обратиться к изучению собственных переживаний, к анализу собственных поступков. Так появляется «Я-рефлексивное», которое согласно И.С.Кону, является самым значимым новообразованием ранней юности. Так собственные мотивы и переживания становятся в этом возрасте предметом анализа. В старшем шк. возрасте человек чаще, чем в подростковом отмечает причинно-следственные связи между событиями своей жизни. Человек замечает несоответствие некоторых идеальных принципов реальности. Профессиональное самоопределение должно происходить не позднее старших классов средней школы. Однако выбор профессии, по мнению, Д.А. Леонтьева, является выбором личностным, экзистенциональным, к которому большинство старшеклассников еще не готовы. Человек еще недостаточно изучил свои собственные возможности, недостаточно определился по отношению к ценностям. Так выбор профессии осуществляется психологически незрелым способом. Это происходит либо под воздействием случайных внешних обстоятельств, либо под влиянием друзей, либо при подсказке родителей.

Отношения со сверстниками в этом возрасте играют не меньшую роль в развитии личности, чем в подростковом. Однако психологическое содержание этих отношений уже несколько иное. Если подросток более всего стремится быть принятым группой в целом, часто совершая для этого несвойственные ему поступки, то в юности сверстники уже делятся на референтных-, чье мнение значимо и не обладающих для субъекта таким свойством. Подростка больше интересует количество положительных отношений к его персоне, то для юноши важно уже качество этих эмоциональных отношений. Для него существенно мнение нескольких товарищей, с которыми он обнаруживает сходство в ценностях. Мнения же остальных уже не влияют на его поведение.

Отношения в семье для большинства старших подростков остаются высокозначимой сферой жизни. По сравнению с предыдущим этапом жизни, когда подросток всячески стремился уйти от контроля взрослого за своей жизнью, в юношеский период важным становится возможность доверительного отношения на равных с родителями или другими авторитетными взрослыми. Известно, что наиболее благоприятной для взрослеющих детей является семья со средним уровнем сплоченности и нестрогим разделением семейных ролей. Любовь – одна из животрепещущих проблем юношеского возраста. Согласно Эриксону, юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. В юношеской любви превалирует сообщение друг другу мыслей и чувств, планов на будущее, т.е. всего того, что является предметом рефлексии. Внутренний мир представляется юным людям гораздо более важным, чем его реальное воплощение. Появляется юношеский максимализм и идеализм. Подлинная психическая зрелость наступает тогда, когда формируется цельная гармоничная личность, открытая для опыта, принимающая себя, способная к самореализации, поступательному развитию, и преодолению собственных жизненных кризисов. Нет оснований считать личностную зрелось основным критерием окончания юношеского возраста. В качестве такого можно лишь использовать понятие психологической зрелости. Итак, юношеский возраст как завершающая фаза превращения ребенка во взрослого обладает рядом следующих признаков. Учитывая сформированную на предыдущем подростковом этапе Я-концепцию, юноша должен определиться по отношению к социальным ценностям – выбрать профессию, религию, идеологию, чтобы стать полноценным членом общества. Стоящие перед юностью задачи очень сложны – требуется сформировать идентичность по всем направлениям – телесному, душевному, социальному.

...





Читайте также:
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.009 с.