Память как психический познавательный процесс





Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память – это психический процесс, запечатление, сохранение и воспроизводство инф-и, а также опыта человека.

Виды памяти: Классификация по психической активности, кот. преобладает в деятельности1) Двигательная – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы или письма 2) Образная – подразумевает запоминание чувственных образов, предметов, а также явлений и их свойств: а) слуховая, б)зрительная, в) осязательная, г) обонятельная д) вкусовая. В чистом виде эти типы встречаются редко, чаще преобладает смешанный тип, н-р, зрительно-слуховой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни больш-ва людей, то осязательную, обанятельную или вкусовую память в определенном смысле можно назвать профессиональными видами: эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфич. Усл. Деят-ти людей (н-р, дегустаторы вин ) 3)Эмоциональная –память на чувства. Переживания и сохраненные в памяти эмоции выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия, вызывавшего в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать героям книги основана на эмоц. память 4)Содержанием словесно – логической памяти являются наши мысли. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать либо на передачу основного смысла, либо всего материала буквально. Второй случай с-л памяти, как эмоц., двигат. И образная, в своих простейш. Формах свойственен и животным ( попугаи повтор. Точно слова и фразы)

(По характеру участия воли произвольн. И непроизвольн.) Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует спец. Цель – это запомнить. В тех случаях, когда мы ставим себе такую цель, говорят о произвольном запоминании Произвольная – запоминает инф-ю осмысленно, с целью ее воспроизводства.

По продолжительности сохранения информации:1) мгновенная или иконическая. Данная память удерживает материал, который был только что получен

органами чувств, без како-либо переработки информации. Длительность

данной памяти - от 0,1 до 0,5 с.

 

Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных

усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память

проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение

для человека возрастает.

2)кратковременная хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями) - Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. НАПРИМЕР: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти. - Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает.

 

3) Оперативная память - память рассчинная на сохранение информации в

течении определенного, зараннее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

) Долговременная память- то что запоминается на годы.

 

Сенсорная память – это примитивный процесс, осущ. На уровне рецепторов. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время (0, 25 сек.), и за это время решается вопрос о том, привлекать ли внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее, чем за сек. Следы стираются и сенсорн. Память заполн-ся новой инф-ей. Иногда встречаются люди, чаще это дети, обладающие так называемой эйдетической памятью , т.е. способностью с искл. Точностью, вплоть до мельч. Деталей сохранять в памяти образы предъявл. Им предметов. Это являние не совсем точно было названо фотографической памятью, т.к. люди не вспоминают изображение, когда им требуется о нем рассказать, но продолжают его видеть некоторое время после исчезновения.

Свойства памяти

§ Точность

§ Объём

§ Скорость процессов запоминания

§ Скорость процессов воспроизведения

§ Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстановливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Процессы памяти:1) запоминание, 2) хранение 3) Воспроизведение 4) узнавание 5) забывание

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть

частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Нарушения памятиБольшое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов,эпилепсии и т. д.).

Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями,наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)

Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого. Особо выделяется детская амнезия — потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания





Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!