РАЗДЕЛ 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-ПЛАН
5.1.Основное понятие и функции бизнес-плана
Бизнес-план – документ внутрифирменного планирования, характеризующий все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий проблемы и способы решения поставленных задач.
Бизнес-план позволяет определить стратегию развития предприятия в условиях конкуренции и оценить предпринимательские возможности. Составление бизнес- плана связано с эффективным способом мобилизации предпринимательских качеств, таких, как умение думать, увязывать интересы, определять цели и решать задачи, находить возможности повышения конкурентоспособности предприятия.
Бизнес-план составляют в зависимости от особенностей развития предприятия, определяя целесообразность вложения инвестиций именно в этот проект. Одно из главных требований – анализ сильных и слабых сторон бизнеса для обоснования экономической оценки предлагаемых мероприятий.
Основные функции бизнес-плана можно подразделить на две группы:
внутрифирменная деятельность и внешние функции, которые представлены на рис.
Внутрифирменная деятельность связана с разработкой стратегии развития фирмы, общей концепцией осуществления проектов создания новой продукции, внедрения новых технологий и оборудования, оценки предпринимательского потенциала и выявления резервов, а также мероприятий по снижению риска и формированию благоприятного имиджа фирмы.
Внешние функции направлены на формирование качественного бизнес-плана, позволяющего эффективно распорядиться инвестициями и привлечь к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологии.
2. Структура бизнес-плана
Структура бизнес - плана определяется направленностью и масштабом инновационного проекта, сферой предпринимательской деятельности, организационной структурой фирмы, наличием конкурентов и перспективами роста.
Можно представить основной процесс бизнес-планирования с момента возникновения предпринимательской идеи (обоснования экономической идеи) до получения и распределения прибыли между основными участниками.
Бизнес-план - это главный документ взаимодействия основных участков (партнеров): инвесторов, заказчиков, руководителя проекта и его команды, потребителей, других заинтересованных сторон.
Последовательность разработки бизнес-плана представлена в таблице. Структура бизнес-плана будет построена по принципу последовательности расположения разделов в пределах бизнес-плана: титульный лист, меморандум о конфиденциальности, аннотация, резюме, описание предприятия и отрасли, план маркетинга и сбыта продукции, производственный план, организационный план, финансовый план, расчет эффективности проекта, учет рисков и гарантий, приложения.
Последовательность разработки бизнес-плана | |||
Содержание раздела | Номер раздела | ||
Сбор и анализ информации о продукте, услуге. | Раздел 3 | ||
Описание продукции, услуги | |||
Сбор и анализ информации о рынке сбыта | Раздел 4 | ||
Анализ состояния и возможностей предприятия | Раздел 2 | ||
и перспективности отрасли | |||
Составление производственного плана (определение | |||
потребности и путей обеспечения площадями, | Раздел 5 | ||
оборудованием, кадрами и другими ресурсами) | |||
Составление финансового плана (расчет | |||
потребности в капитале, определение источников | Раздел 7 | ||
финансирования) | |||
Расчет эффективности проекта | Раздел 7 | ||
Составление организационного плана (разработка графика реализации проекта) | |||
организационной структуры, правового обеспечения | Раздел 6 | ||
Решение вопроса рисков и гарантий | Раздел 8 | ||
Подбор материалов бизнес-плана и составление | Приложения | ||
приложений | |||
10. Составление краткого содержания проекта | Раздел 1 | ||
11. Составление аннотации на проект | Аннотация | ||
12. Оформление титульного листа | Титульный лист |
Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей, он должен быть лаконичным и привлекательным. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т. д.
Бизнес-план – довольно объемный документ и для первичного ознакомления инвестора с проектом абсолютно неприемлем из-за высокой загруженности инвестора и широты его выбора среди разных бизнес-планов и бизнес- идей.
Поэтому рекомендуется предоставить информацию в виде:
· аннотации (0,5–1 стр.) – для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений;
· резюме (2–3 стр.) – в качестве дополнительной информации для ознакомления с бизнес-планом;
· бизнес-плана (15–50 стр. без приложений) – для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.
Аннотация должна быть составлена так,чтобы первично знакомящийся свашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.
Раздел 1. Резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2–3 машинописных страниц.
Резюме составляется на заключительном этапе разработки бизнес-плана по результатам проведенных исследований и расчетов, однако размещается в самом начале материала. Такая форма построения бизнес-плана необходима для того, чтобы потенциальный инвестор с самого начала ознакомления с проектом составил себе четкое представление о содержании и ожидаемых результатах проекта. Для этого в данном разделе излагается «сокращенная» версия бизнес-плана, содержащая конечные результаты проработки последующих разделов.
Основные моменты резюме:
· краткая характеристика предприятия: дата учреждения, цели организации предприятия, форма собственности, организационно-правовая форма;
· цель инвестиционного проекта: основные моменты будущего производства; характеристика услуг по выпуску продукции, качественные отличия продукции предприятия от продукции-аналога;
· предполагаемый объем производства в натуральных единицах и объем реализации в денежном выражении;
· возможности и способы реализации проекта (основные потребители, потенциальные клиенты);
· объемы затрат на производство;
· себестоимость единицы продукции;
· цена единицы продукции;
· источники финансирования денежных средств: кредиты, вклады учредителей, инвестиции;
· предполагаемые объемы финансирования (сроки получения, суммы, сроки погашения обязательств);
· предполагаемая эффективность проекта: срок окупаемости, прибыльность, чистый приведенный доход и т. д.
Необходимо добиваться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия.
Раздел 2. Описание предприятия и отрасли
Для российских предприятий наиболее актуальным является инвестиционный проект технического переоснащения действующего производства. Поэтому данный раздел рекомендуется начать с характеристики действующего предприятия, ознакомившись с которой потенциальный инвестор должен убедиться в сегодняшнем положении предприятия в рыночном пространстве отрасли.
Для этого необходимо указать:
· в каком году предприятие создано, какую продукцию выпускает;
· форма собственности на землю и здание, ОПФ; состояние здания, в котором размещается производство (приспособленном, ветхом, новом); площадь помещений и участка; тип производства, характер выпускаемой продукции; производственная мощность, срок амортизации оборудования;
· экономико-географическое расположение: в крупном городе или районе, в каком регионе;
· численность работников, их квалификация;
· основные заказчики и клиенты, соотношение крупных и мелких заказов по числу и объему заказов;
· основные поставщики материалов.
Более подробно анализ отрасли рассматривается в плане маркетинга бизнес-плана.