Отечественная культура и «перестройка».




Авторская эпоха

С 1960 года по настоящее время Россия сильно ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации.

Культура советского периода – сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода – это культура, которая как бы «в тени», это культура диссидентства, и наконец, это культура русского зарубежья.

Но нам нужна культура не всего XX века, а лишь второй его половины: «оттепель», «застой», «перестройка».

Эпоха застоя – период в развитии Советского Союза, характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего, историки имеют в виду отрезок в двадцать лет между приходом к власти Л.И. Брежнева и началом перестройки. Условно обозначается, что хронологические рамки периода застоя с 1964 по 1986 годы.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой», он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достигает своего наивысшего рассвета: строятся новые города, страна добивается огромных успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и многих других сферах жизни, также растет материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период также лишь укрепляет стабильность, царящую в стране и уверенность граждан в завтрашнем дне. Однако следует отметить, что многие ученые, связывают стабильность в экономике с резким ростом цены на нефть, что позволяет руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедляется в эпоху застоя, но продажа нефти сглаживает эти явления, поэтому государство не испытывает существенных трудностей.

Таким образом, получается что эпоха застоя с одной стороны, наиболее благоприятный период в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но с другой стороны, этот период лишь «затишье перед бурей», так как высокие цены на нефть не могут сохраняться вечно и экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждут серьезные потрясения.

Советская культура при Л. И. Брежневе развивается во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений нет совсем, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который является результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового создано немного.

Среди писателей, творчество которых не вызывает отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издаются, наибольшим читательским интересомпользуются: Ю. В. Трифонов «Обмен» (1969), «Другая жизнь» (1975); В. Г. Распутин «Деньги для Марии»(1967), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976); В. И. Белов «Привычное дело» (1966); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976).

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярный К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходит вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значительный вклад в литературу о войне сделал Ю.В. Бондарев в произведении «Горячий снег», Б.Л. Васильев в повести «А зори здесь тихие…»

Однако далеко не все писатели имеют возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», выходит в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) остается «самиздат».

В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Александра Исаевича Солженицына (род. 1918 г.). В 70-е из под его пера выходит рассказ«Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издает А.И. Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.

Уехать приходится и замечательному ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому (1940–1996). В его стихах нет никаких политических мотивов, тем не менее творчество Бродского и сама его личность раздражают официальные круги не меньше, чем А.И. Солженицын. Причина этого в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В прессе организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» публикует фельетон «Окололитературный трутень», после которого Бродского арестовывают и осуждают на пять лет ссылки «за тунеядство» в 1964 г. Многие видные деятели культуры выступают в его защиту такие как: А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др. Из ссылки Бродскому разрешено вернуться, однако о публикациях речь идти не может. В 1972 г. Бродский эмигрирует в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он получил уже как гражданин Соединенных Штатов.

Вынужденная эмиграция ждет многих представителей творческой интеллигенции. Помимо названных из страны приходится уехать писателям В. Аксенову, В. Войновичу, поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному. Творчество «второй волны» эмиграции продолжает традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны выходит ставшая сверх популярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый становятся всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользуются неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользуются фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни»(реж. В. Я. Мотыль), «Приключение Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходят до массового проката.

Особое значение в культуре 60–70-х годов имеет творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах находит воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которое дает возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность. Сборники рассказов «Там, вдали» 1968 г., «Характеры» 1973 г., фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Печки-лавочки» 1973 г., «Калина красная» 1973 г.

Драматургия отмечена появлением новых работ, талантливых советских авторов таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.),Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

Огромную роль в культурной жизни советского человека играет эстрадная музыка. Западная рок-культура просачивается из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры»,«Машина времени» и др.). Всей стране известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Значительное влияние на развитие классической музыки оказывает творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время – вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р.К. Щедрин (балет «Анна Каренина»1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличает творческую манеру А.Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» становятся магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользуются песни актера Театра на Таганке В.С. Высоцкого.

Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь отличается разнообразием и богатством.

В литературе и искусстве продолжают жить идеалы гуманизма и демократии, звучит правда о настоящем и прошлом советского общества.

Отечественная культура и «перестройка».

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 году имеет большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе «перестройки» (1985-1991 годы) разворачивается интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы.

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: