Северодвинский филиал
Факультет управления и права
Специальность 021100 (030501) – Юриспруденция
СПОСОБЫИЗМЕНЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО ТЕКСТА
Курсовая работа студентки 3 курса б/в
заочной формы обучения
Прокшиной Татьяны Вадимовны
Научный руководитель:
преподаватель кафедры юриспруденции
Яковлев Александр Владимирович
Северодвинск 2009
Содержание
Введение
1. Виды конституций
2. Предпосылки принятия Конституции РФ
3. Возможности изменения Конституции РФ
4. Последние поправки к Конституции РФ
Заключение
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
Введение
В жизни современного общества особое место принадлежит конституции. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти. Именно в конституции фиксируются основные права и обязанности граждан, находят отражение те ценности, которые определяют общественное и государственное развитие.
В связи с этим, одним из основных свойств конституции является стабильность, устойчивость содержания, что позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает абсолютной неизменности. Основной закон страны должен учитывать реальные условия, адаптироваться к меняющейся социальной действительности, отражать перемены в тех общественных отношениях, которые он регулирует.
Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года и действует уже более 15 лет. До недавнего времени вносимые изменения касались только статьи 65, в части наименования субъектов Федерации и субъектного состава Российской Федерации. 30 декабря 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал законы, касающиеся изменений срока полномочий Президента и Государственной Думы, а также контрольных полномочий Государственной Думы.[1]
|
Для того, чтобы в полной мере осознать процессы, происходящие в настоящий момент в российском обществе и государстве, нам кажется, необходимо понять место Конституции Российской Федерации в классификации конституций, провести анализ возможных способов изменения текста основных законов различных государств, рассмотреть преемственность и принципиальные различия отечественных Конституций, а также проанализировать текст ныне действующей Конституции Российской Федерации с учетом последних изменений. Рамки курсовой работы не позволяют нам в полном объеме рассмотреть упомянутые вопросы, ниже мы кратко остановимся на основных темах, более углубленно проанализировав способы и процедуры, применяемые для изменения Конституции Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются нормы Конституции и конституционного законодательства Российской Федерации, закрепляющие процедуры изменения Конституции.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, в рамках которых осуществляется изменение Конституции Российской Федерации.
В качестве источников в настоящей работе использованы Конституция Российской Федерации 1993 года, нормативно-правовые акты по выбранной тематике, учебная литература по конституционному праву Российской Федерации, конституционному праву зарубежных стран, а также ряд других источников.
|
Глава I. Виды конституций
«Конституция – это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением».[2] В таком формально-юридическом смысле понятие конституции сложилось в конце XVIII века, когда в некоторых странах были приняты первые акты подобного значения и содержания. Ранее термин «конституция» (от латинского «constitutio» установление, устройство, учреждение, конституция) имел несколько иное значение: в Древнем Риме конституциями именовались акты императорской власти, имеющие высшую юридическую силу. Этот же термин использовался и в Европе в период феодализма для наименования различных нормативно-правовых актов.
В настоящее время конституции разных стран весьма различны, что связано с условиями и обстоятельствами их принятия. В конституционно-правовой теории существует классификация конституций по ряду признаков: по форме (писаные и неписаные), по порядку принятия (октроированные и народные), по времени действия (временные и постоянные), по порядку изменения (гибкие и жесткие) и другим.
Неписаные конституции существуют в виде целой совокупности законов, конституционных обычаев, судебных прецедентов. Причем отсутствие в странеписаной конституции отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании.[3] Авторы теории неписаной конституции – это, прежде всего, британские государствоведы, которые, возможно, ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции.
|
Писаные конституции в большинстве стран схожи и составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме. Обычно писаная конституция состоит из преамбулы, основной части и заключительных положений. В большинстве случаев преамбула носит торжественно-декларативный характер, объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Основная часть конституции содержит нормы, определяющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, а в заключительных разделах обычно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения.
В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция – это совокупность правовых норм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция – это реально существующие общественные отношения.[4] Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции.
По порядку изменения выделяют конституции гибкие и жесткие. В первые изменения и дополнения вносятся в порядке, установленном для принятия обычных законов, во вторые — в особом усложненном порядке, с соблюдением определенных условий.
Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества: качественными изменениями в основах конституционного строя, образованием нового государства, существенным обновлением государственной формы (например, сменой монархии республикой, тоталитарного режима демократическим или наоборот и т.д.). Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования. Жесткая процедура по внесению в текст конституции изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. Жесткие конституции условно можно разделить на два подвида: жесткие и особо жесткие. Критерия, который позволил бы четко определить степень жесткости, не существует. Условно к числу жестких можно отнести конституции, которые изменяются парламентом одного и того же созыва квалифицированным большинством в палате или палатах, и конституции, изменяемые повторным голосованием через определенный срок, но парламентом того же созыва. Если же требуется утверждение изменений на референдуме или голосование в парламенте следующего созыва, или утверждение поправок органами субъектов федерации, или применение каких-либо иных процедур, ратифицирующих внесенные изменения, то такие конституции можно отнести к особо жестким.
Одной из причин постоянства норм, содержащихся в основном законе Японии 1947 года (до сих пор в текст этой конституции не было внесено ни одной поправки), а также весьма редкого внесения поправок в конституции США, Франции является как раз особо жесткий их характер.[5]
Некоторые конституции содержат так называемые защищенные или укрепленные положения, не подлежащие пересмотру. Так, в Италии и во Франции, например, республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.[6]