Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)




Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта - забота.

Цельность и безнадежность.

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта - мудрость.

17.Причины психосоматических расстройств в соответствии с теорией эмоций У.Кеннона.

Теория стресса У. Кеннона. В 20-е годы ХХ века физиолог У. Кеннон разработал теорию, согласно которой стенические отрицательные эмоции рассматривались как защитные реакции «борьбы или бегства». Эти реакции играли огромную роль в процессе эволюции человека и с биологической точки зрения они целесообразны – негативные эмоции гнева или страха подготавливают организм к определенной мышечной активности, которая позволяет успешно постоять за себя (борьба) или спастись бегством - в кровь поступает адреналин, учащается сердцебиение, повышается давление, перераспределяется кровоток, учащается дыхание, в крови повышается уровень глюкозы и холестерина. Однако с точки зрения современной социальной жизни реакции борьбы или бегства мало могут помочь в решении проблемной или стрессовой ситуации, это приводит к их подавлению, но физиологическое сопровождение этих эмоциональных реакций все равно происходит. Со временем накопление такого напряжения может приводить к возникновению психосоматических заболеваний.

18.Психосоматическое расстройство в контексте теории стресса Г.Селье. Физиологические показатели реакции напряжения.

Теория стресса Г. Селье

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения,возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие"стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье.Различается эустресс –нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс– патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс– это напряженное состояние организма, т.е.неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование(стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.Стресс могут вызывать и личностные факторы.

Основное"тело" стресса составляют совокупность фрустрации,тревоги и их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются:невозможность сосредоточиться;частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости;быстрая речь;мысли часто улетучиваются;довольно часто появляются боли (голова,спина, область желудка); повышенная возбудимость;работа не доставляет прежней радости;потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита;невозможность вовремя закончить работу.

Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание,деформации психики и даже гибель. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:психофизиологической конституцией,чувствительностью к воздействиям(сензитивностью),особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств,как самообладание,дисциплинированность,стремление к преодолению препятствий и т.д.

Применительно к обсуждаемому рамках реферата предмету –психосоматике,избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением,вызывает психосоматические заболевания,а его психологические проявления включают раздражительность,потерю аппетита,депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса"– наиболее часты инсульт,инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета,глаукомы, геморроя,пародонтоза.При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны.

Возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации.Затем наступает выравнивание,или адаптация.Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий,либо не адаптируется к ней – это так называемая мал-адаптация(плохая адаптация).Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека,адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности,безнадежности,депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия,способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация(расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма –как психическую,так и физическую.Эта реакция наиболее действенная.

 

20.Психосоматическая модель «болезненной готовности» В. Икскюля

Представляет собой интеграцию моделей У. Кеннона и Г. Селье, рассматриваемых с клинико-психологической точки зрения как особое психофизиологическое состояние готовности (V. Uexkuell, 1963). Имеется в виду готовность человека к экстремальным, стрессовым воздействиям, в котором происходит переход готовности психоэмоциональной в готовность телесную. Последняя представляет собой набор характерных для стресса физиологических реакций, управляемых не рассудком, а аффектом. Если же цель, для которой предназначена готовность, не достигается и соответствующие действия задерживаются, то подобное состояние становится хроническим. Связанные с его поддержанием физиологические сдвиги приводят к перенапряжению и повреждению. Например, длительно повышенная секреция желудочного сока — к повышению кислотности и возникновению язвы желудка; постоянный спазм артериол (преходящая «гипертония готовности») — к стойкому повышению артериального давления (гипертоническая болезнь).Подобная картина возникает, когда становится невозможным «разрешение готовности» (вследствие вытеснения или потери мотива). В других терминах, можно описать его на физиологическом уровне как следствие хронической нервно-психической напряженности, а на психологическом уровне — синдрома тревожного ожидания.

22.кортико-висцеральная теория К.М. Быкова и И.Т. Курцина.

Приложением павловской условно-рефлекторной теории к клинике явилась кортико-висцеральная теория К. М.Быкова и И. Т.Курцина (50-е гг.), объясняющая происхождение внутренних (на самом деле, психосоматических) болезней следующим образом: кора головного мозга может непосредственно влиять на состояние внутренних органов (по механизму условных рефлексов) и соответственно непосредственной причиной психосоматических заболеваний является нарушение динамики физиологических процессов (баланса возбуждения и торможения) на уровне коры головного мозга. Исходя из этих представлений, был предложен неспецифический метод лечения внутренних болезней с помощью охранительного торможения (длительного искусственного сна).С точки зрения телесно-ориентированной психокоррекции, осознавание телесных ощущений, связанных с тем или иным внутренним органом, и проработка этих ощущений способствует нормализации функционального состояния этого органа. В основе получаемого подобным образом положительного эффекта лежит по-видимому достижение более полноценного функционирования корково-корковых взаимосвязей, то есть согласование активности сомато-и висцеросенсорных зон коры и ее лобных областей. Тем самым подобные психокорекционные техники также можно рассматривать, как практическое приложение кортико-висцеральной теории.

24.Синдром дефицита удовлетворенности и его значение в формировании психосоматических расстройств.

Еще одной физиологической моделью психосоматических и собственно психологических расстройств является синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deiciency), рассматриваемый западными авторами как бич современного общества.

Данная модель была разработана на основе материалов известных опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через введенные в мозг электроды. Этими авторами было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то подопытное животное непрерывно осуществляет их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы. Раздражение описанных структур приводит первоначально к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые далее инициируют выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга — так называемых эндогенных опиатов, или эндорфинов («эндоморфинов»). Высвобождение же эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. (Наверное, первый в жизни чрезвычайно интенсивный выброс эндорфинов происходит у грудного ребенка в момент рождения — нервная система защищается тем самым от стресса и физической боли. Поэтому и впоследствии подобные яркие физиологические «вспышки» эндорфиновой эйфории подсознательно могут ассоциироваться с регрессионными состояниями).

Тем самым опыты на животных продемонстрировали тот нейрофизиологический механизм, который в естественных условиях лежит в основе возникновения чувства удовлетворения. Применительно же к человеку, выброс эндогенных опиатов — «медиаторов счастья» — создает ощущение физического благополучия, чувство удовлетворения (вплоть до степени блаженства), эмоциональная приподнятость (доходящая до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии. Под действием различных факторов, связанных с неестественным (неэкологичным, нефизиологичным) образом жизни современного человека, этот биохимический механизм расшатывается. Биологический «маятник» начинает раскачиваться между своими крайними положениями — «удовлетворенность» и «дискомфорт» — чаще и с большей амплитудой. В результате человек начинает обостренно чувствовать именно моменты дискомфорта и стараться скорее сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, нейромедиаторный ресурсы которой постепенно истощаются. Стремление устранить возникающие тревогу и депрессию неосознанно приводит человека к попыткам восполнить лежащий в основе эмоционального дискомфорта биохимический дефицит:

А) с помощью приема психоактивных веществ, что приводит к нарушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкогольной, наркотической, курению), а также зависимости пищевой — стремлению к потреблению легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию.

Б) Поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение к азартным играм (gambling), либо многие так называемые экстремальные виды спорта (риск для жизни).

В) Повышенной агрессивности, в том числе приводящей к антисоциальному поведению.

Следствием же описанного эмоционального дисбаланса являются разнообразные психосоматические расстройства, возникающие на тревожно-депрессивном фоне.

Каким же образом должен работать описанный физиологический механизм в норме и как он связан с психологическим функционированием человека? Напомним, что согласно биологической теории эмоций (П. К.Анохин), в основе их возникновения лежит механизм так называемого акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и контроль исполнения этих планов (на основе обратной связи). Контроль производится путем сличения двух создаваемых мозгом образов: желаемого (модели ожидаемого результата) и действительного (отражения реальности, соотнесения с ней). При совпадении идеального и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении — отрицательные. Тем самым биологический смысл положительных эмоций составляет вознаграждение за «правильное», биологически целесообразное поведение, иными словами — удовлетворение от достижения цели. При этом создается кратковременный, но интенсивный «всплеск» положительных эмоций.

На психологическом уровне возникает переживание момента удовлетворения, осознавания полноты жизни и наполненности ее смыслом, минуты счастья. Физиологически же описанные эмоционально-позитивные состояния связаны с измененным состоянием сознания, активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания — впрочем, как и прочих измененных его состояний — является физиологическая возрастная регрессия, фоновое «детское» состояние мозга (вспомним выражение «радоваться, как дети», то есть испытывать положительные эмоции максимально искренне и непосредственно, что делает их переживание ярким и полным). Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм описанного сравнения двух моделей действительности — идеальной (левополушарный образ) и реальной (образ правополушарный). Их совпадение — вспышка озарения, левополушарного осознавания.

При избыточном же доминировании левого полушария, подавлении правого полушария такие моменты синхронности просто перестают возникать. В результате человек начинает все реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Со временем собственное размеренно-спокойное существование, организованное и спланированное до мелочей, начинает представляться ему все более обыденным и безрадостным, буднично-серым, выхолощенным и безэмоциональным. В поисках выхода из эмоционального тупика человек и пытается прибегать к таким упомянутым ранее средствам высвобождения подавленных эмоций, как алкоголь и наркотики, агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию.

Для предупреждения подобного исхода и необходимо использование методов психологической саморегуляции, позволяющих человеку регулярно испытывать естественные и позитивные ИСС, активировать естественные физиологические механизмы удовольствия. (Отчасти близка к подобному подходу и так называемая психотерапия творческим самовыражением по М. Е.Бурно, помогающая человеку почувствовать удовлетворение жизнью через моменты творчества.) Показано в этом плане также глубокое мышечное расслабление. Оно особенно полезно тем, что непосредственно приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым, или стресс-лимитирующим действием (Ф. З.Меерсон) — упомянутых эндорфинов.

25.психосоматические взаимосвязи в контексте модели фрустрации

Важную роль в объяснении взаимосвязи психосоматических расстройств и стрессов играет модель фрустрации, или болезненного переживания неудачи, сопровождающегося интенсивными отрицательными эмоциями. Физиологические же последствия этих эмоциональных вспышек, особенно если фрустрация повторяется неоднократно, приводят к психосоматическим расстройствам. Фрустрация может быть вызвана самыми разнообразными ситуациями, в которых возникает своего рода сиюминутный внутренний конфликт — несовпадение желаемого и действительного. Тем самым она является отчасти синонимом психоэмоционального стресса, точнее, одним из составляющих его психологических механизмов.

В норме взрослый человек обладает достаточно высокой фрустрационной толерантностью, позволяющей ему приспосабливаться к стрессам повседневной жизни. Однако этот сдерживающий барьер не всегда надежен. Он перестает выполнять свою защитную роль, когда внешние фрустрирующие факторы чрезмерно интенсивны, либо, что происходит гораздо чаще, когда толерантность к фрустрации снижается. Последнее обычно возникает вследствие исключительно внутренних, психологических причин. Например, когда преобладают интрапунитивный, самообвинительный стиль реагирования на фрустрацию. Или когда человек страдает от снижения самооценки и подавленности, вызванных активацией иррациональных убеждений, особенно связанных с установками долженствования и сравнения себя с окружающими (А. Эллис).

Физиологически возникновение фрустрации как крайне дискомфортного эмоционального состояния объясняется с позиций биологической теории эмоций (П. К.Анохин) как реакция на рассогласование между образом желаемого результата и образом реальности в рамках существующего в мозге универсального механизма целенаправленного поведения, механизма планирования решений и пошагового контроля их выполнения — так называемого акцептора действий. С этой точки зрения, в основе состояния фрустрации лежит несоответствие, неконгруэнтность левополушарной и правополушарной моделей действительности, представляющих собой ее отражение в различных вариантах: желаемого (левополушарные мечты и планы) и действительного (правополушарное отражение прозаической жизненной реальности).Практически важный вывод, который следует из этой модели — то, что для снятия фрустрации необходимо сглаживание остроты подобного межполушарного конфликта, своего рода гармонизация межполушарных отношений. Именно это и достигается с помощью различных психокоррекционных методов, особенно телесно-ориентированных, как своеобразной балансировки функциональной асимметрии полушарий.

26.Возникновение психосоматических заболеваний в соответствии с психоэкологической моделью

Согласно данному взгляду на природу психологических и психосоматических проблем, они проистекают из противоречия биологической и социальной эволюции человека (Сандомирский М. Е., 2000). Точнее говоря, противоречий между образом жизни современного человека и «природной конструкцией» его нервной системы (физиолого-экологическое противоречие), а также между социальными стереотипами эмоционального выражения и естественными, физиологическими механизмами эмоционального реагирования (социально-экологическое противоречие). Последнее было описано еще на заре возникновения психоанализа и связано с многочисленными «табу» (З. Фрейд), накладывающими жесткие ограничения на поведение человека в обществе и запреты на многие способы отреагирования эмоций. Что же касается противоречия физиолого-экологического, то оно обостряется именно в последние десятилетия, в связи с бурным ускорением научно-технического прогресса и связанным с этим изменением образа жизни, предъявляющим чрезмерные требования к нервной системе человека (гиперстимуляция). Данный фактор сочетает в себе:

· информационную перегрузку (информационный стресс). Последний включает отрицательное воздействие на психику человека средств массовой информации, нагнетающих психологическую напряженность муссирующих известия о негативных событиях (катастрофы, кризисы) и неблагоприятные социально-экономические, футурологические прогнозы.

· Социально-экологическое утомление, связанное с урбанизацией:

· · удлиненный световой режим,

· · чрезмерно интенсивный ритм жизни,

· · перемещение с высокой скоростью и на большие расстояния, особенно перелеты со сменой часовых поясов (десинхроноз),

· · шумовое и электромагнитное «загрязнение» среды обитания.

· Гиподинамия, которая влечет за собой снижение общего тонуса и работоспособности (недостаточная неспецифическая стимуляция коры мозга через восходящую активирующую систему). Сюда же добавляются нарушения мышечного тонуса («мышечные зажимы»), которые адекватная мышечная активность обычно помогает устранять, наряду с приносимой ей эмоциональной разрядкой. Отсутствие же должных нагрузок на опорно-двигательный аппарат, связанных с ходьбой («массирующего» воздействия на стопу и вибрационного воздействия на суставы и позвоночник), помимо снижения рефлекторной активации коры мозга, приводит еще и к недостаточности естественной рефлекторной стимуляции внутренних органов (А. А.Кель).

· Нефизиологичный характер питания, особенно такие «плоды цивилизации», как избыток в пище легкоусваиваемых углеводов (способствующий также развитию синдрома дефицита удовлетворенности, по К. Блюму) и снижение информационной ценности пищи (И. И.Брехман).

· Латентная химическая интоксикация, связанная как с макроэкологическими факторами (химическое загрязнение окружающей среды в обычном смысле), так и с микроэкологическими (влияние на нервную систему и метаболизм в целом синтетических ингредиентов пищи, синтетических веществ в быту, а также нарушение внутренней экологии организма человека — дисбаланс микрофлоры и др.).

28.классификация психосоматических заболеваний по Ф. Александеру

Франц Александер, автор "Психосоматической медицины", описал семь психосоматических заболеваний, объясняя их возникновение наследственной предрасположенностью, отсутствием эмоционального тепла в семье и сильных эмоциональных переживаний взрослой жизни.

По его мнению симпатические реакции нервной системы ведут к высокому кровяному давлению, диабету, ревматическому артриту, заболеваниям щитовидной железы и головным болям. Парасимпатическая реакция ведет к язвам, поносу, воспалению толстой кишки и запорам. Он обратил внимание на то, что заболевания сердечных артерий чаще всего возникают у врачей, адвокатов и работников исполнительных органов.

В настоящее время выделены ряд психосоматических расстройств, которые имеют психогенное происхождение: ожирение, нервная анорексия, нервная булимия, бронхиальная астма, язвенный колит, болезнь Крона, гипертония, сердечный невроз, гастроэнтерит и др.

Выделены также возрастные психосоматические проявления и реагирование детей на различные неадекватные взаимоотношения с матерью. Это могут быть желудочные колики, отклонения пищевого поведения, внезапный сильный плач, возникающий в присутствии лица, который может проявить жалость к ребенку и реагирующий на поведение ребенка.

29.Классификация А.Л. Гройсмана



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: