Дискреционные и автоматические финансовые регуляторы




Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающих как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики.

Государственное регулирование экономики - это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.

Необходимость государственного регулирования экономики порождается двумя группами причин. Первая связана с необходимостью удовлетворения коллективных и общественных интересов. Вторая обусловлена объективно возникшими противоречиями общественного воспроизводства и необходимостью их разрешения.

Дело в том, что в каждом обществе всегда имеются такие виды деятельности, значимость которых нельзя оценивать только с точки зрения прибыльности: оборона страны, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей, ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие фундаментальной науки и образования и др. Поскольку они не привлекают к себе бизнес, жаждущий только прибыли, но необходимы для общества, государство вынуждено вмешиваться в эти процессы.

Кроме того, экономике объективно присуща цикличность развития, одной из основных фаз которой являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них.

Вытеснение конкуренции подрывает регулирующую рынок роль законов спроса и предложения. Цена перестаёт быть ориентирующим показателем соотношения спроса и предложения. Поэтому государство становится регулятором рыночных процессов, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию.

Наконец рынок дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную напряжённость. Государство вынуждено вмешиваться в процесс распределения доходов, оказывая благодаря налогам поддержку малоимущим слоям общества.

Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причём как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путём использования государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды. Использование финансовых регуляторов имеет две стороны:

1. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

2. Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Согласно определению «Экономикс» Макконнелла и Брю, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.

Налоговое регулирование осуществляется в процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

Прямые налоги (налог на прибыль, на имущество и др.) служат целями стимулирования эффективности вложений в хозяйственную деятельность, особенно если речь идёт о прямых налогах с предприятий, фискальное значение которых в последнее десятилетие в развитых странах падает, а регулирующее - всё более возрастает.

Подоходный налог с граждан, также относящийся к прямым налогам, исчисляется в большинстве стран по прогрессивной шкале, что само по себе содержит регулирующий элемент (действие встроенного стабилизатора). В развитых странах на сегодняшний день из прямых налогов подоходный налог с граждан является первым по сумме поступлений в бюджет. По этой причине, а также с учётом того, что в развитых странах граждане являются активными участниками инвестиционной деятельности, подоходный налог является действенным косвенным регулятором. Уровень подоходного налогообложения является одним из факторов, определяющих совокупный спрос на товары и услуги (в том числе и финансовые): снижение налога стимулирует совокупный спрос (однако параллельно снижает уровень бюджетных доходов), повышение налога ограничивает совокупный спрос. Поэтому общемировая тенденция - высокий уровень подоходного налога с граждан (это решает фискальную задачу государства), но с условием предоставления налоговых льгот по некоторым категориям долгосрочных финансовых вложений (это решает задачу стимулирования спроса на долгосрочные финансовые активы и развития инвестиционных процессов).

Регулирующий потенциал косвенных налогов (НДС, акцизов) заключается в возможности через них влиять, прежде всего, на структуру потребления, и через него - на производство. Например, освобождение от НДС отдельных товаров или услуг, выбираемых в соответствии с приоритетами государственной экономической политики - это могут быть социально значимые товары (некоторые продукты питания, товары первой необходимости, лекарства и т.п.), потребление которых производится в основном малообеспеченными категориями граждан, и освобождение таких товаров от НДС служит одной из мер социальной защиты граждан. От НДС могут освобождаться некоторые виды финансовых операций, развитие которых целенаправленно стимулируется государством (например, страхование).

Введение акцизов регулирует потребление в сторону уменьшения спроса на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, в том числе товары, затраты на которые являются непроизводительным использованием значительных денежных средств (предметами роскоши, ювелирные изделия), товары, производство или потребление которых несёт экологическую опасность (автомобили, бензин и другие нефтепродукты), товары неэластичного спроса (алкоголь, табачные изделия).

«Злоупотребление» фискальной стороной косвенных налогов в ущерб регулированию и стимулированию имеет отрицательный социальный эффект. Косвенные налоги, по сути, являются регрессивными, так как бедный отдаёт за подлежащие косвенному налогообложению товары и услуги большую часть своего дохода, чем богатые. Сложившаяся в последние годы в развитых странах тенденция роста доли косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений говорит о том, что всё большая часть налогового бремени перекладывается на средне- и низко доходные группы населения.

Дискреционную государственную политику иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только подготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, ситуация стала «старой», и уже надо разрабатывать новый законопроект. Экономисты называют такие запаздывания лагами.

Более того, при осуществлении дискреционной государственной политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые решения. Дело в том, что сам процесс формирования такой политики как по своему содержанию, так и по форме в большой мере является политическим процессом. В нём участвуют различные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равнодействующей интересов политических сил.

Проведение регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объёмов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.).

Регулирование через систему бюджетных расходов включает:

1. Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.

2. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер.

Такие экономические механизмы называют также встроенными стабилизаторами, ибо они предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета.

Основные встроенные стабилизаторы:

1) Пособия по безработице. Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения таких пособий снижаются из-за общего падения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъёма, наоборот, объём таких выплат уменьшается, что тормозит совокупный спрос и даёт возможность экономить бюджетные средства.

2) Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она уменьшается сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растёт быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Снижение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот.

3) Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъёма, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Согласно кейнсианской теории, государственные расходы увеличивают совокупный спрос и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а, следовательно, занятости. «Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чёй труд оплачивается государством». Сам Дж. М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это «привело бы к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существенными размерами». Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счёт налоговых поступлений, а за счёт роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции.

Бюджетная политика (включая и налоговую, и расходную политику) может быть сдерживающей и стимулирующей.

Достигнуть при помощи бюджетных регуляторов увеличения совокупного спроса можно за счёт снижения уровня налогообложения и роста государственных расходов (стимулирующая политика). С одной стороны, это позволяет достигать экономического роста, с другой, провоцирует инфляционные процессы, сопровождаемые хроническим бюджетным дефицитом.

Для снижения совокупного спроса и сдерживания роста цен используется повышение уровня налогообложения и политики жестокой экономики бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет сильный антиинфляционный эффект, однако вместе с инфляцией, как правило, подавляется и экономический рост.

В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающаяся политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счёт повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов инфляции и падения объёмов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система, хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее, сама по себе не гарантирует её стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.

Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учётную политику (изменение учётной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке.

Цель увеличения предложения денег достигается путём экспансии, «политики дешёвых денег». Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешёвых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учётной ставки, понижение нормы резервов.

На сокращение предложения денег направлена так называемая «политика дорогих денег» - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.

Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы):

· Позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;

· Действуют значительно быстрее бюджетных;

· Дают меньший социально-политический резонанс (в случае «непопулярных» мер).

К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании, роль которого в государственном регулировании практически не исследовалась в литературе. Однако автору данной статьи, более 6 лет работающему на страховом рынке, определить его регулирующий потенциал представляется особенно важным.

Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определённой мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, В.Н. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.

налог лаффер фискальный


Таблица 1. Перераспределение ВВП России через финансово-кредитную систему, % к ВВП, в ценах соответствующих лет.

               
Государственный бюджет доходы 24,8 22,01     28,2 26,1 23,1
расходы 23,4 24,8 31,4 33,6 37,3 29,4 28,7
Разница между доходами и расходами 1,4 -2,7 -3,4 -4,6 -9,1 -3,3 -5,6
Кредитные вложения в экономику (на конец года) 27,6 31,5 26,8 17,5 13,7 8,1 Нет данных
В том числе краткосрочные 20,3 28,4 25,4 16,9     Нет данных
Страховые взносы   1,05 0,6 0,7 1,2 1,3 1,3

 

Однако устойчивый ежегодный рост доли взносов в ВВП РФ, достигший к 2001 г. более 2 %, заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредиты привлечены уже практически полностью и масштабы их применения, в сущности, исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не, только как косвенного регулятора, но главное - и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его «прямому назначению») используется всего лишь на десятую часть от возможного.

Все вышесказанное иллюстрирует, какое значение для рыночной экономики имеет действие экономических регуляторов. Однако и в рыночной экономики есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения даёт должный эффект.

 


Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. По состоянию на 1 октября 2008 года.

2. О. Мамедов. Современная экономика для студентов Вузов. Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. - с. 29, с. 35, с. 36.

. С.С. Юсова. Экономическая теория. Дистанционное обучение: учеб. Пособие / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2008. - Модуль 3, раздел 2, пункты 28,29, с. 30.

. А.И. Архипов. Экономика: Учебник / 3-е изд., перераб. И доп. - М: ТК Велби, Проспект, 2005, с. 144.

. Т. Агапова, С. Серегина. Макроэкономика. 6-е изд. Стереотипное. М.: ДиС, 2004, с. 25.

. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, В.Т.Пуляев. Краткая экономическая энциклопедия. СПб: Петрополис, 1998, с. 24.

. Г.Б. Казначевская. Экономическая теория. Ростов-на-Дону/Изд-во «Феникс», 2009 г, с. 274.

. О.М. Магомедова. Макроэкономика. Скорая помощь студенту. Изд-во: Москва «Окей-книга», 2009 г, с. 77.

. Е.А. Киселёва. Макроэкономика. ООО Изд-во «Эксмо», 2007 г, с. 242, с. 252.

. Н. Мэнкью, Грегори. Принципы макроэкономикс. С.-Пб: Питер, 2004, с. 144.

. Ю. Шишков. Экономическая роль государства в современном мире/Экономист, 1999., № 1, с. 26.

. В. Соколинский, М. Исалова. Экономическая политика/Российский экономический журнал, 2006., № 1, с. 104.

. О.В. Пискунова. Экономика и производство. Журнал организаторов производства. Изд-во: Межотраслевой институт проблем технологии коммуникации и управления. № 4, 2005 г, с. 10.

14. Forbes. Специальный выпуск. Изд-во: Золотая сотня, 2004 г, № 2, с. 47.

. М. Сажина. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 5, 2009 год- с. 10.

16. Программа информационной поддержки Российской науки и образования "КонсультантПлюс: высшая школа"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: