Начинать изучение необходимо со знакомства с учебным планом и программой учебной дисциплины, рассмотрения ее структуры и содержания.
Материал дисциплины рекомендуется изучать по темам приводимой ниже программы. При этом сначала следует познакомиться с содержащимися в данной теме вопросами, их последовательностью, затем прочитать весь материал темы в соответствующем разделе учебника или учебного пособия. При первом прочтении можно особенно не задерживаться на том, что показалось не совсем понятным (часто это становится понятным из последующего текста), а затем вернуться к тем местам, которые вызывали затруднения, и внимательно разобраться в том, что было неясно. После первого чтения темы у студента должно сформироваться общее представление по изучаемым вопросам.
При повторном чтении необходимо обратить особое внимание на формулировки соответствующих определений, закономерностей, так как в точных формулировках существенно каждое слово, и очень полезно понять, почему данное положение сформулировано именно так. Однако при этом не следует стараться заучивать формулировки. Важно понять их смысл и уметь изложить его своими словами. Необходимо параллельно вести конспект, в который следует заносить все основные понятия и закономерности рассматриваемой темы, математические зависимости и выводы по ним, названия изучаемых объектов и впервые встретившиеся термины с краткими пояснениями их сущности. На этом этапе формируется способность воспроизводить полученные знания в устной, графической и письменной форме. Закончив изучение материала темы, полезно составить краткий опорный конспект, по возможности не заглядывая в учебник и в подробный конспект темы.
|
Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения теоретических вопросов и выполнения самопроверки.
При изучении материала курса по учебнику необходимо уяснить основную мысль каждого излагаемого в нем вопроса. Главное – это понять физическую сущность изложенного в учебнике, а не заучить представленный в нем материал.
Начав изучение материала очередной темы, сначала следует последовательно выписать в тетрадь все перечисленные в программе вопросы этой темы, оставляя справа широкую колонку. Затем, по мере изучения материала темы (чтения учебника), следует в правой колонке указывать страницу учебника, на которой излагается соответствующий вопрос, а также номер формулы или уравнения (уравнений), которые выражают ответ на вопрос математически. В результате в этой тетради будет полный перечень вопросов для самопроверки, который можно использовать при подготовке к зачету.
Следует иметь в виду, что в различных учебниках материал может излагаться в разной последовательности. Поэтому ответ на какой-нибудь вопрос данной темы может оказаться в другой главе учебника. Таким образом, изучая материал по одному из рекомендованных учебников, Вы можете сначала получить ответы только на часть вопросов какой-либо темы, а ответы на остальные вопросы этой темы получить позже из других литературных источников.
САМОПРОВЕРКА
После изучения материала темы необходимо проверить, можете ли вы ответить на все вопросы программы дисциплины по этой теме или нет, т.е. осуществить самопроверку. При этом следует стараться не пользоваться конспектом или учебником. Частое обращение к конспекту показывает недостаточное усвоение основных вопросов темы. Необходимость частого обращения к учебнику может быть следствием неправильного конспектирования основных понятий и закономерностей темы. В этом случае необходимо внести в конспект дополнения, уточнения, для чего при составлении конспекта оставляют широкие поля.
|
Пользуясь тетрадью с вопросами для самопроверки, ответив на вопрос или написав соответствующую формулу (уравнение), вы можете по учебнику быстро проверить, правильно ли это сделано, если в правильности своего ответа есть сомнения. Наконец, по тетради с такими вопросами вы можете установить, весь ли материал, предусмотренный программой, вами изучен (если изучен весь материал, то против каждого вопроса в правой колонке будет указана соответствующая страница учебника).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
В процессе изучения дисциплины «Общая энергетика» студент должен выполнить одну контрольную работу расчетного характера.
Контрольная работа должна выполняться самостоятельно, поскольку она является одной из важнейших форм методической помощи студентам при изучении дисциплины. Преподаватель указывает студенту на недостатки в усвоении им материала дисциплины, что позволяет в дальнейшем устранить их.
КОНСУЛЬТАЦИИ
При возникновении затруднений в процессе изучения теоретической части или выполнения контрольной работы следует обращаться за письменной или устной консультацией к преподавателю в университет. При этом необходимо точно указать вопрос, вызывающий затруднение, и место в учебнике, где он разбирается.
|
ЛЕКЦИИ
В период установочной или экзаменационной сессии студентам читаются лекции обзорного характера, на которых дается обзор наиболее важных тем и разделов курса, рассматриваются современные научно-технические проблемы, относящиеся к дисциплине «Общая энергетика», а также вопросы, недостаточно полно или точно освещенные в учебной литературе или вызывающие затруднения у большого числа студентов.
ЗАЧЕТ ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Студенты сдают зачет после выполнения контрольной работы, проводимый в период установочной сессии. При сдаче зачета студент предъявляет рабочую тетрадь с отчетом по контрольной работе, предусмотренной учебным планом, с пометками преподавателя о правильности полученных результатов. Для получения зачета по контрольной работе необходимо изложить ее цель и содержание, ответить на вопросы для самопроверки, объяснить полученные результаты и сделать выводы по полученным результатам.
ЭКЗАМЕН ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
К сдаче экзамена допускаются студенты, имеющие зачтенную контрольную работу. Экзамен проводится в письменной форме. Каждый студент получает билет, содержащий несколько вопросов по всему курсу «Общая энергетика». Каждый вопрос относится к определенной теме и подразумевает конкретный ответ.
После проверки ответа преподаватель сообщает ее результаты студенту. При необходимости уточнения оценки могут быть заданы дополнительные вопросы.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.Б.3. «ОБЩАЯ ЭНЕРГЕТИКА» ЦИКЛА БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ 140400 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» ДЛЯ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА КГЭУ
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Семестры | Экзамен | Зачет | Часы учебных занятий | ||||||
Всего | Лекции | Практика | Лабораторные работы | Самостоятельные работы | Из них в интерактивной форме | КСР | |||
- |
Содержание дисциплины «Общая энергетика»
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Гидроэнергетические установки. | 1 лекц. | 4 практ. | 43 сам.раб. | ОК-3, ПК- 16, 15 | Тестирование Проверка конспекта лекций. | |||
Нетрадиционные источники энергии | 1 лекц. | 2 практ | 43 сам.раб. | ОК-7 ПК-15, 16 | Тестирование. Проверка конспекта лекций. | |||
Тепловые и атомные электростанции | 1лекц. | 2 практ | сам.раб. | ПК- 15, 16 | Тестирование. Проверка конспекта лекций. | |||
Экзамен по учебной дисциплине | ||||||||
6 лек. | 129 сам.р. |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Обзорная лекция по разделу «Гидроэнергоресурсы и схемы использования гидравлической энергии» (2 часа).
Лекция 2. Обзорная лекция по разделу «ТЭС и АЭС» и
«нетрадиционные источники энергии» (4 часа).
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.. Чернов К.П. Гидроэнергетические установки: Учеб. Пособие / 2-е изд., перераб. и испр. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2004г
2.Основы современной энергетики: учебник для вузов: в 2 т./ под общей редакцией чл.-корр. РАН Е.В. Аметистова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом МЭИ, 2008. Том 2. Современная электроэнергетика/ под ред. Профессоров А.П. Бурмана и В.А. Строева. – 632 с.
3.Электрооборудование электрических станций и подстанций / Л.Д.Рожкова, Л.К. Карнеева, Т.В Чиркова. – 2-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 448с.
Дополнительная:
4. Гидроэнергетика: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.И. Обрезков, Н.К. Малинин, Л.А. Кароль и др.; Под ред.
В.И. Обрезкова. – М.: Энергоиздат, 1981.
5. Энергетические установки электростанций: Учебник для вузов /
Э.П. Волков, В.А. Ведяев, В.И. Обрезков; Под ред. Э.П. Волкова. – М.: Энергоиздат, 1983.
6. Ильиных И.И. Гидроэлектростанции: Учебник для техникумов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1988.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ ЭНЕРГЕТИКА»
Программа дисциплины состоит из введения и четырёх разделов, которые разбиты на 6 тем. Ниже по каждому разделу приводятся ссылки на литературу с указанием страниц учебника, в которых излагается данная тема. Номер учебника, указанный в квадратных скобках, соответствует его номеру в списке литературы.
Приводятся вопросы для самопроверки, на которые следует отвечать после изучения каждой темы. Если при ответе на вопросы возникают затруднения, необходимо вернуться к изучению данного вопроса по литературным источникам и еще раз рассмотреть задачи по теме, их решение, полученные в результате решения выводы.
Для самоконтроля усвоения материала темы приводится перечень знаний и умений, которыми должен владеть студент после теоретического изучения материала, проработки вопросов и решения задач по указанной теме.
Тема 1. Гидравлические основы гидроэнергетики
Литература: [1], с. 3–10.
Вопросы для самопроверки:
1. Назначение ГЭУ и их разновидности.
2. Принцип работы ГЭС, ГАЭС, ПЭС и НС
3. Основные достижения и современные проблемы гидроэнергетики.
4. Гидростатический напор для неподвижной жидкости.
5. Площадь живого сечения.
6. Расход потока.
7. Сток потока.
8. Средняя скорость потока.
9. Уравнение неразрывности потока.
10. Гидродинамический напор и уравнение Бернулли.
11. Геометрический, пьезометрический и гидравлический уклоны
Должен знать: общие понятия о гидроэнергетических установках; назначение и типы гидроэнергетических установок; основные способы преобразования гидравлической энергии в электрическую и наоборот; достижения и современные проблемы гидроэнергетики. Основные положения гидравлики: гидростатический, гидродинамический напоры, уравнения Бернулли для потоков идеальной и реальной жидкостей и понятия об основных видах уклонов
Должен уметь: разбираться в разновидностях и назначении различных ГЭУ, а также в основных особенностях способов преобразования энергии с их помощью. Рассчитывать величины гидростатического и гидродинамического напоров различных потоков жидкостей.
Тема 2. Гидроэнергетические ресурсы речного стока и схемы концент-рации напора
Литература: [1], с. 10–18.
Вопросы для самопроверки:
1. Методика расчета энергетического потенциала речного стока.
2. Понятия о теоретическом (брутто), техническом и экономически эффективном гидроэнергетических потенциалах.
3. Плотинный способ концентрации напора.
4. Деривационный способ концентрации напора.
Должен знать: понятие о гидроэнергетических ресурсах и способов их характеристики; методику расчета гидроэнергетических ресурсов речного стока; основные схемы концентрации напора.
Должен уметь: рассчитывать гидроэнергетические ресурсы речного стока и выбирать наиболее оптимальные схемы концентрации напора.