Лекция № 10 / 10 семестр
Тема: Роль Инженерно-авиационной службы в обеспечении безопасности полетов.
Время: 2 часа.
Учебные вопросы: 1. Общая характеристика авиационных происшествий и инцидентов по техническим причинам.
Предупреждение авиационных происшествий и инцендентов.
Направления работы ИАС по повышению безопасности полетов. (К. 392)
Общая характеристика авиационных происшествий и инцидентов по техническим причинам.
Комплексное свойство авиационно-транспортной системы, заключающееся в ее способности осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей, предупреждать возникновение особых ситуаций, составляет понятие безопасности полетов. Это свойство характеризуется уровнем безопасности полета, который определяется вероятностью того, что в полете не возникнет катастрофическая ситуация.
Безопасность полетов является той комплексной характеристикой, по которой можно судить о надежности AT, качестве управления эффективностью эксплуатации ЛА, квалификации и зрелости кадров, а также о состоянии дисциплины и общего порядка на предприятиях гражданской авиации.
Следствием особых ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации, могут быть авиационные происшествия (АП) или инциденты.
Авиационное происшествие — событие, связанное с использованием ЛА, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули ЛА, и обусловленное нарушением нормального функционирования ЛА, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешних условий, в результате которого наступило одно из следующих последствий:
|
хотя бы одно из находившихся на борту лиц погибло или его здоровью был причинен ущерб, повлекший смерть в течение 30 сут с момента происшествия;
ЛА получил повреждение силовых элементов планера или совершил посадку на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной;
хотя бы одно лицо из находившихся на борту пропало без вести и официальные поиски его прекращены.
АП в зависимости от тяжести наступивших последствий подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.
Катастрофа — АП, приведшее к гибели или пропаже без вести какого-либо лица из числа находившихся на борту ЛА. К катастрофам также относятся случаи гибели какого либо лица из числа находившихся на борту в процессе аварийной эвакуации из ЛА.
Авария — АП, не связанное с гибелью находившихся на борту людей, после которого ЛА подлежит списанию.
Поломка — АП, не связанное с гибелью находившихся на борту людей, приведшее к повреждению силовых элементов планера, после которого ЛА может быть отремонтирован с восстановлением летной годности и допущен к эксплуатации.
Инцидент — событие, связанное с использованием ЛА, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули ЛА, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования ЛА, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
|
Серьезный инцидент — инцидент, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности АП, для предотвращения которого требуется либо выполнение экипажем (службами управления и обеспеченияполетов) сложных и экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета, либо благоприятное стечение обстоятельств.
Опыт эксплуатации и анализ причин АП и инцидентов показывает, что безопасность полетов ЛА зависит от различных факторов, к которым можно отнести: конструктивные особенности ЛА, надежность AT, профессиональную подготовку обслуживающего персонала и его квалификацию, эргономические показатели, а также внешние условия (метеорологические явления, массовые перелеты птиц, сдвиг ветра, попадание в спутный след и др.).
На безопасность полетов оказывают влияние уровень организации и обеспечения полетов, качество и полнота инструкций и руководств по эксплуатации, регламентов и технологии ТО и ремонта AT, степень автоматизации и механизации процессов технической эксплуатации и др.
Для оценки влияния на безопасность полетов всех перечисленных факторов их классифицируют на три основные группы: отказы, определяемые надежностью AT; ошибки личного состава и неблагоприятные внешние условия. Отказы, определяемые надежностью AT, включают отказы ЛА, его силовой установки и функциональных систем, а также наземных технических устройств, обеспечивающих полеты. К ошибкам личного состава относят не только ошибки летного состава и ИТС, но и специалистов служб обеспечения, организации и управления полетами. Под неблагоприятными внешними условиями понимают условия, не соответствующие установленным минимумам для экипажа, ЛА и аэродрома.
|
Из распределения АП по основным группам причин за ряд лет по данным ИКАО (рис. 36.1) видно, что АП с катастрофическими последствиями составляют при взлете и наборе высоты 35 %, а при посадке -45 %.
Отказы AT, приводящие к АП, и инцидентам, являются для авиационных специалистов объектом особого внимания. Число инцидентов из-за отказов AT по парку ЛА составило около 60 % общего числа инцидентов, из них: по самолетам с ГТД — 62 %, самолетам с ПД — 20 %, вертолетам —18 %. Основными техническими причинами инцидентов являются: конструктивно-производственные недостатки JIA — 40 %, некачественное ТО — 20 %, некачественный ремонт — 2 % идругие причины —38%. Основным видом ошибок специалистов ИАС при ТО является некачественное выполнение монтажных и регулировочных работ (до 30 % инцидентов).