Лабораторная работа предполагает выполнение всех заданий. К каждой ситуации необходимо сформировать проблему, требующую решения, и проблему, требующую исследования.
Задание 1. Изготовитель шариковых ручек заинтересован в исследовании эффективности маркетинговых усилий своей фирмы. Компания использует оптовых торговцев для распределения продукции и в дополнение к их усилиям прибегает к персональным продажам и коротким рекламным роликам. Компания планирует использовать в качестве меры оценки эффективности ежегодный объем продаж по территориям. Эти данные и информация о количестве торговых представителей, обслуживающих территорию, всегда готовы для обработки и находятся в регистрационных файлах компании. Другие характеристик, которые изготовитель считает возможным связать с объемом продаж — короткие телеролики и эффективность оптовиков ¾ определить труднее. Чтобы получить информацию по телевизионной рекламе на территории, исследователи должны проанализировать графики показа роликов и изучить охват территории телевизионным каналом, что позволит определить, каких именно регионов может достичь каждая передача. Эффективность деятельности оптовиков требует установления их рейтингов по ряду критериев и расчета совокупного рейтинга. В нем 4 означает выдающуюся эффективность, 3 – хорошую, 2 – среднего уровня, 1 – слабую. Компания решила анализировать только определенную выборку из общего числа торговых представителей.
Проведите анализ влияния структурных переменных на объем продаж. Сделайте прогноз объемов продаж при следующих значениях структурных переменных: число показов рекламных роликов в месяц 15, число торговых представителей 5 при разной работе оптовиков. В процессе анализа введите фиктивные переменные для оценки влияния оптовиков, согласно таблице 3.1. (Фиктивная переменная – переменная, принимающая одно из двух значений: 1 или 0, и которая используется для обеспечения численного представления атрибутов или характеристик, не являющихся количественными по своей сути).
Таблица 3.1 – Фиктивные переменные для анализа эффективности оптовиков
|
|
| |
| Если оптовик плохой | |||
| Если оптовик приемлемый | |||
| Если оптовик хороший | |||
| Если оптовик превосходный |
Таблица 3.2 – Данные для анализа
| Территория | Продажа (тыс. штук) y | Реклама (число показов в месяц) x1 | Число торговых представителей x2 | Индекс эффективности оптовика x3 |
| 260.3 | ||||
| 286.1 | ||||
| 279.4 | ||||
| 410.8 | ||||
| 438.2 | ||||
| 315.3 | ||||
| 565.1 | ||||
| 426.1 | ||||
| 403.6 | ||||
| 220.5 | ||||
| 343.6 | ||||
| 644.6 | ||||
| 520.4 | ||||
| 329.5 | ||||
| 343.2 | ||||
| 450.4 | ||||
| 421.8 | ||||
| 245.6 | ||||
| 503.3 | ||||
| 375.7 | ||||
| 265.5 | ||||
| 620.6 | ||||
| 450.5 | ||||
| 270.1 | ||||
| 556.1 | ||||
| 318.5 | ||||
| 260.2 | ||||
| 618.3 | ||||
| 525.3 | ||||
| 332.2 | ||||
| 393.2 | ||||
| 283.5 | ||||
| 376.2 | ||||
| 481.8 |
Главный менеджер сети магазинов хотела бы составить прогноз времени, затрачиваемого персоналом на обслуживание одного покупателя. Она решила использовать для анализа следующие данные: количество приобретаемых единиц товара, общая стоимость покупок. Составьте прогноз времени на обслуживание покупателя, приобретающего 14 единиц товара общей стоимостью 70 грн. Определите число работающих касс супермаркета в двух сменах.
Таблица 3.3.1 – Данные для расчета
| Показатель | Смена | |
| 1. Средняя стоимость покупки (грн) | ||
| 2. Количество единиц товара | ||
| 3. Число посетителей супермаркета | ||
| 4. Продолжительность смены (час) |
Таблица 3.3.2 – Данные для анализа
| Покупатель | Время обслуживания (мин) | Стоимость покупок (грн) | Количество единиц товара |
| 1.3 | |||
| 0.5 | |||
| 7.4 | |||
| 5.9 | |||
| 8.4 | |||
| 8.1 | |||
| 1.9 | |||
| 6.2 | |||
| 0.7 | |||
| 1.4 | |||
| 9.1 | |||
| 0.9 | |||
| 5.4 | |||
| 3.3 | |||
| 4.5 | |||
| 2.4 |
Таксомоторную компанию интересует зависимость между средним пробегом машины в расчете на один галлон топлива и возрастом машины. Были взяты 12 автомашин одной марки, находящейся в достаточно хорошем состоянии, поддерживаемом благодаря регулярному техническому обслуживанию. Поскольку водителями в компании работают и мужчины, и женщины, предполагалось, что какая-то часть изменчивости пробега автомобиля в расчете на один галлон топлива может объясняться разной техникой вождения у мужчин и женщин. При прочих равных условиях у водителя-женщины средний пробег машины на галлон топлива будет больше, чем у мужчины. Данные были получены посредством случайного выбора 12 машин, на которых водителями работают пять женщин и семь мужчин. Значения среднего пробега на один галлон топлива были рассчитаны на основе сведений о расходе горючего после прохождения машинами расстояния в 300 миль. Данные оформлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Результаты опроса
| Y (миль на один галлон) | X1 (возраст машины) | X2 (пол: 0 – мужчина. 1 — женщина) |
| 22.3 | ||
| 23.7 | ||
| 24.2 | ||
| 25.5 | ||
| 21.1 | ||
| 20.6 | ||
| 23.1 | ||
| 24.8 | ||
| 20.2 |
Менеджер по продажам фирмы, занимающейся реализацией запчастей к автомобилям, хотел бы спрогнозировать годовой объем продаж в регионе. Если этот объем продаж можно будет спрогнозировать для региона, то можно будет составить прогноз продаж и для всей компании в целом. Количество пунктов розничной торговли данной компании в регионе и количество автомобилей, зарегистрированных в регионе. На этапе анализа менеджер решил включить в исследование новую независимую переменную ¾ общий доход населения в регионе. Данные об этой переменной приведены в итоговой таблице.
Таблица 3.5 – Данные для анализа продаж фирмы
| Регион | Годовой объем продаж (тыс. грн.) | Количество пунктов обслуживания | Количество зарегистрированных автомобилей | Общий доход населения (млн. грн) |
| 52.3 | 24.6 | 98.5 | ||
| 22.1 | 31.1 | |||
| 20.2 | 7.9 | 34.8 | ||
| 12.5 | 32.7 | |||
| 68.8 | ||||
| 46.2 | 11.5 | 94.7 | ||
| 20.5 | 67.6 | |||
| 3.5 | 4.1 | 19.7 | ||
| 33.1 | 8.9 | 67.9 | ||
| 25.2 | 6.1 | 61.4 | ||
| 38.2 | 9.5 | 85.6 |
Индивидуальное задание
Сформировать задачу, требующую решения и исследования таким образом, чтобы в рамках задачи, требующей исследования необходимо было бы применение регрессионного анализа как метода анализа информации.
Осуществить сбор данных.
Выполнить анализ данных и сделать выводы.
Подготовить отчет о результатах. Наличие презентации по исследованию приветствуется.
Литература
1. Черчиль Маркетинговые исследования. – Спб: Издательство «Питер», 2000. – с.606 — 629.
2. Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А.Дж. Бизнес-прогнозирование, 7-е издание: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 656с.