План
1. Основные вопросы и ключевые понятия морфемики.
2. Основные вопросы и ключевые понятия словообразования.
1.
Морфемика употребляется в 2-х значениях:
1) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.
2) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем их типы.
Морфема (от греч. μορφή – форма) – минимальная двусторонняя единица языка, имеющая форму (фонетическую) и содержание (значение). Это наименьшая, далее неделимая часть слова, обладающая значением.
Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Корневая морфема - корень слова.
Корень — единственная обязательная часть слова.
Корень – «общая часть родственных слов», он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’.
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Большинство корней употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.
Различают свободные и связанные корни.
Свободные могут употребляться самостоятельно или в сочетании с флексиями. Таких корней в языке большинство.
Связанные – могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.
Аффиксальные морфемы: суффикс, приставка, окончание.
Аффиксальные морфемы могут выполнять словообразующую и формообразующие функции.
Словообразующая функция – это когда с помощью морфемы образуется новое слово.
|
Формообразующие – это такие морфемы, с помощью которых образуется новая форма. Формообразующими являются все окончания и некоторые суффиксы.
Окончание – формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, у инфинитива? и деепричастия.
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, у которого есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.
Стол ведро (ср. ед.ч, И,В п), метро
Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Нулевое окончание в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж. Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Приставка (префикс) – это служебная значимая часть слова, морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или новых грамматических форм: писать – написать, записать, дописать, описать, исписать, приписать, вписать, недописать.
|
Суффикс – служебная значимая морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (береза – березонька), и новых форм;
– суффиксы инфинитива: -ть, -ти, -чь;
– суффикс глагола прош. вр. –л-;
– суффиксы причастий и деепричастий как особых форм глагола: -ащ-, -ящ-,-ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-, -ом-, -ем-, -им-, -енн-, -онн-, -нн-, -т-, -а(я)-, -вши-, -ши-;
– суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее-, -е-, -ейш-, -айш-;
– некоторые суффиксы существительных, образующие форму множ. числа: -ер-, - j-, -ат- и др.
Постфикс – служебная значимая морфема, стоящая за флексией; присоединяется к готовой форме: чей-то, какой-нибудь, купаюсь.
Интерфикс – морфема, расположенная между корнями или между простыми основами, или между корнем и суффиксом; участвует в образовании сложных слов: паровоз, шестиэтажный, камнедробилка, трехгодовалый, выполняя служебную, строительную функцию.
Все слова по их морфемному составу можно разделить на два типа:
1. Слова, которые членятся на основу и флексию. Под основой понимается часть слова, выражающая его лексическое значение, определяемая отделением флексии и формообразующих аффиксов.
2. Слова, которые содержат только основу, т. к. являются неизменяемыми (наречия, деепричастия, слова категории состояния, все служебные слова, междометия и модальные слова).
Типы основ
Непроизводная основа – немотивированная, не может быть объяснена посредством какого-либо родственного слова, морфологически данная основа нечленима, т. е. по структуре равна корню, например: хлеб_, гора, роза, добрый,жать, здесь и др.
|
Производная основа – мотивированная, а значит, всегда может быть объяснена посредством какого-либо родственного слова: хлебный – «относящийся к хлебу», горец – «житель гор» и др., следовательно, она членима и состоит из двух словообразовательных элементов: основы, от которой образована, и словообразовательного аффикса.
Также существуют основы членимые, но непроизводные, так называемые связанные основы, например, привыкнуть, отвыкнуть, в которых есть общая часть – вык-, никогда не выступающая самостоятельно и не имеющая индивидуального лексического значения, – связанный корень.
В ходе исторического развития языка слова могут изменять свою морфемную структуру, что обусловлено процессами опрощения, переразложения и усложнения.
Опрощение – процесс, при котором аффиксы утрачивают свое значение и основа, ранее производная и членимая, становится равной корню, непроизводной и нечленимой: мешок_ - * меш-ок_, порошок_ - * порош-ок _, обруч_ – *об-руч_ и др.
Переразложение – процесс, при котором перемещаются границы членимости, границы между морфемами, исключая корень, например: * снеж-ин-к-а, слово образовано от снежина «маленькая снежина» + суффикс -к-; в современном русском языке – снеж-инка образовано от снег + -инк-; * друж-еств-енн-ый – образовано от друж-еств-о + енн-, сейчас друж-ественн-ый – друг + суффикс - ественн-.
Усложнение – процесс, при котором основа, ранее нечленимая и непроизводная, становится членимой и производной; чаще всего происходит в заимствованных словах, например, слова агитация, апробация, адаптация заимствовались как непроизводные, но в современном русском языке на базе этих слов были образованы глаголы, вследствие чего основа слов стала членимой на корень и суффикс, например, адапт-ац[j-а] - адапт-ирова-ть.
Эти процессы, приводящие к изменению в составе слова, способствуют развитию языка. В результате опрощения и переразложения морфемная система языка обогащается новыми корневыми и аффиксальными исконно русским морфемами. Процесс усложнения пополняет русскую морфемную систему иноязычными аффиксами.
При выполнении как морфемного, так и словообразовательного анализа слова необходимо знать о четырех видах взаимоприспособлений основы и словообразовательных аффиксов:
1) Чередование: друг – дружище, пеший – пехота, купить – купля и др.;
2) Наложение морфем в случае совпадения конечных звуков производящей основы и начальных звуков словообразовательных аффиксов: Свердловск + -ск- = свердловский, где – ск - как часть корня, так и суффикс;
3) Усечение производящей основы. Наблюдается усечение:
• глагольной основы: выписать – выписка;
• основы существительного: куница – куний, палец – беспалый;
• основы прилагательного: узкий – узость, русский – обрусеть и др.;
4) Интерфиксация: на стыке производящей основы и аффикса или на стыке двух корней может включаться добавочный структурный компонент, выполняющий строительную функцию, но не имеющий значения: Ср.: Иваново – Иванов-ец и Метрострой – метростроевец.
Разные виды этих явлений могут совмещаться в одном производном слове.
2.
В современном языкознании словообразование (или деривация от лат. Derivatio «отведение») – это, во-первых, самостоятельный раздел науки о языке, во-вторых, процесс образования нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.
Словообразование следует отличать от этимологии, т. к. этимология рассматривает историю слова, историю его образования, происхождения, тогда как словообразование изучает современное состояние словообразовательных процессов, например, слово мешок с точки зрения словообразования непроизводное, а с точки зрения этимологии – производное со значением «сумка из меха» и образовано от полной основы существительного мех путем прибавления суффикса –ок-.
Словообразование изучает образование новых слов, этот процесс нельзя путать с образованием форм слов: например, яблоко – яблока (форма Р.п., ед. ч.) и яблок (форма Р.п., мн. ч.) - это изменение форм (формообразование), яблоко – яблочный «относящийся к яблоку» - это словообразование, т.к. яблочный - новое слово.
Словообразование связано с морфемикой, т. к. для образования слов используются существующие в языке морфемы; и с лексикой и лексикологией, т. к. словообразовательное значение входит в лексическое значение слова, уточняя его.
В словообразовании рассматриваются только производные слова, которые от чего-то произведены.
Поэтому важным понятие словообразования являются: производящаяоснова, которая составляет первый компонент словообразовательной структуры, и словообразовательный аффикс.
Производящая основа может быть представлена:
1) полной основой слова, например: слово водитель образовано от полной основы глагола води-ть (- ть - – формообразующий суффикс в основу не входит);
2) усеченной основой слова, например: слово разбег образовано от усеченной основы глагола разбега-ть-ся, в которой усекается глагольный суффикс –а- и постфикс –ся;
3) полным словом, например: слово написать образовано от всего полного слова писать путем прибавления префикса на-;
4) несколькими основами и словами, как полными, так и усеченными, например: слово кофеварка образовано путем соединения всего слова кофе с усеченной основой глагола варить и одновременным прибавлением суффикса -к- интерфикса -е-.
Производящая основа в свою очередь может быть производной и непроизводной, например, слово моряк образовано от производящей основы первого типа – полной основы существительного мор-е, которая непроизводна, а для образования слова горняк словообразовательной базой послужила производящая основа первого типа прилагательного горн-ый, производная, т. к., в свою очередь она образована от словообразовательной базы полной основы существительного гора.
Совообразовательный(ые) аффикс(ы), - это то, с помощью чего образовано новое слово (в другой терминологии – словообразовательный формант),
Одновременно словообразовательным формантом не могут быть одноименные аффиксы, например, одновременно не могут присоединиться две приставки. Словообразовательный формант одновременно может включать только разноименные аффиксы, например, приставку и суффикс: при-гор-ок.
С точки зрения словообразовательных отношений все слова выстраиваются в группы и в словообразовательные пары, например: роза - розочка, гора - пригорок; слова хлебец и хлебница, розочка и розовый. Пара слов пригорок и горняк словообразовательных пар не составляют, т. к. не мотивируют друг друга, однако они являются родственными, так входят в словообразовательное гнездо, в которое входят все однокоренные слова.
Родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а в соответствии с определенными формально-смысловыми отношениями, например, слова с одной корневой морфемой гор-: гора, горка, пригорок, горный, горняк, горняцкий,по-горняцки, плоскогорье, горища, горец, горянка, гористый, гористость, взгорье, межгорье, нагорный, подгорный, предгорный, горообразование, гороподобный, высокогорный, косогор, косогористый – выстраиваются по горизонтали в ряды с отношениями последовательной мотивации, так называемые словообразовательные цепочки. Словообразовательная цепь – это ряд последовательно расположенных словообразовательных пар.
Производные слова объединяются в определенные словообразовательные типы, под которыми понимаются формально-семантические схемы построения производных слов определенных лексико-семантических разрядов. Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, образуются от основ одной и той же части речи, с помощью одного и того же словообразовательного форманта и имеют одинаковое словообразовательное значение, например: слова рыбак и моряк относятся к одному и тому же словообразовательному типу, а моряк и горняк – к разным, т. к. в роли производящих основ выступают полная основа существительного – мор-е и полная основа прилагательного – горн-ый.
Словообразовательные типы, в свою очередь, объединяются в самую крупную единицу – словообразовательный способ.
Под способом словообразования преимущественно понимается образование новых слов на базе имеющихся в языке морфем, т. е. морфологический способ, в котором различают: аффиксальный (образование путем соединения производящих основ и словообразовательных аффиксов); безаффиксный, сложение основ и аббривиация.
Морфологические способы
· Аффиксальные:
1) префиксальный: ходить − выходить;
2) суффиксальный: дом − домик;
3) суффиксально-префиксальный: бегать − набегаться;
4) безаффиксный: чёрный – чернь; бегать – бег;
5) постфиксальный: забыть-забыться
6) и др., например, суффиксально-постфиксальный; суффиксально-префиксально-постфиксальный.
· Сложение основ
2) чистое сложение: серо-зелёный;
3) сложно-суффиксальный: правдолюб;
4) сращение: соединение наречия и прилагательного / при-
частия – труднопроходимый;
5) Сложение основ: бело-розовый, газопровод;
· Аббревиация: АлтГПУ; ООН.
· Безаффиксный способ: бегать à бег
Неморфологические способы
1. Лексико-семантический способ – переосмысление прежних значений слов. Это приобретение одним словом разных значений или образование новых слов путем распада на омонимы.
Например:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.
2. Лексико-синтаксический – сращение двух или более слов в одно.
Например: умалишённый (лишённый ума); спасибо (спаси бог); вечнозелёный.
2. Морфолого-синтаксический – переход слов из одного грамматического класса в другой.
Например: передняя, столовая, гостиная – переход прилагательного в существительное.
Способы словообразования неодинаково продуктивны при образовании
различных частей речи. Так, способ суффиксации наиболее продуктивен у имен существительных, менее – у прилагательных, у качественных наречий и наименее – у глаголов. А способ префиксации является самым активным у глаголов, менее – у существительных, еще менее – у прилагательных и самым неактивным – у наречий.
https://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/sposoby-slovoobrazovaniia.html
Словообразовательный тип – формально-семантическая схема построения производного слова определенной части речи, отвлёченная от их конкретного значения.
Например:
Словообразовательный тип существительного
Женский род из мужского: учитель – учительница; купец –
купчиха;
Название детёнышей из названия взрослого: слон – слонёнок; волк – волчонок;
Собирательность / единичность: зверь – зверьё, вороньё;
солома – соломина; снег – снежинка.