При оценке качества реализации программ дополнительного образования естественнонаучной направленности на данном этапе ведущим является метод экспертной оценки. При этом центральным является вопрос: а кто заказчик? - потому, что критерии и процедуры экспертизы определяется той целью, которую ставит тот, кто желает оценить качество образования.
Это могут быть следующие позиции:
для вуза – эффективный отбор абитуриентов, обладающих определенными, интересующими заказчика, способностями и склонностями (например, креативными);
для учителей, родителей – определение эффективности использования дополнительного образования для развития способностей, социализации и выстраивания будущей успешной карьеры ребенка;
для органов управления образованием – определение качества условий развития дополнительного образования, применяемых форм организации, развитости инфраструктуры и коммуникаций между его субъектами (на уровне учебного предмета – образовательные программы, учреждения – применяемые формы реализации и сопровождения, региона – программы и проекты регионального развития дополнительного образования и др.). Соответственно, можно выделить главные виды экспертиз, соответствующих основным типам заказов на экспертизу и объектам экспертизы:
квалификационная экспертиза – экспертиза итоговых ответов учеников на вопросы тестов; творческих и исследовательских работ учащихся и их презентации. Предметом экспертизы являются ответы на вопросы или текст ученической работы, оцениваемый по нескольким критериям; качество сообщения учащегося по результатам выполнения работы, качество ответов учащегося на вопросы экспертов по содержанию и ходу выполнения работы. Содержание экспертизы: установление соответствия ответов или представленной работы зафиксированным в программе требованиям, определение качества подготовки учащегося;
|
психолого-антропологическая экспертиза – экспертиза деятельностных способностей и навыков учащихся, развившихся в результате реализации образовательной программы. Нужна для фиксации образовательной эффективности освоения программы. Предмет экспертизы: креативные, аналитические, интеллектуальные и др. способности учащихся. Содержание экспертизы – установление наличия авторской позиции учащегося, личностной значимости для него выполняемой работы, факта и степени развития личности учащихся;
управленческая экспертиза – экспертиза организации образовательного процесса. Нужна дляопределения эффективности процесса развития инфраструктуры дополнительного образования естественнонаучной направленности. Предметом экспертизы являются образовательные программы (психолого-педагогическое обоснование, дидактическое содержание и методическое обеспечение образовательного процесса, ожидаемые результаты и критерии их оценки, этапность построения образовательного процесса, условия, средства, способы мотивации учащихся); концепция и план работы учреждения в области естественнонаучной направленности, формы организации;
межучрежденческие и региональные программы развития, межведомственные сетевые и инновационные структуры, развивающиеся на основе экспериментальных площадок, кооперативных объединений образовательных учреждений различных видов, научных учреждений, других организаций. Содержание экспертизы: определение качества нормативной базы реализации программ естественнонаучной направленности, эффективность системы обеспечения развития содержания образования; фиксация наличия сообщества, сформировавшегося в результате реализации программ и его ценностно-смысловых установок.
|
Часто говорят: дополнительное образование почти 10 лет вполне сносно существовало без направленностей. Зачем же они понадобились, почему педагогам и администрации учреждений дополнительного образования приходится столько времени тратить на описание направленностей, приведение программ дополнительного образования в соответствие с требованиями той или иной направленности? Думается, эта необходимость связана с общими процессами в нашем государстве: нормативного определения деятельности каждой структуры, создания критериев и диагностик эффективности этой деятельности. И здесь понятие направленности является ключевым для сферы дополнительного образования детей: через него определяется предмет ее деятельности. И чем точнее мы определим этот предмет, чем лучше покажем востребованность, эффективность и продуктивность образовательной работы в каждой из направленностей, тем более аргументированно мы сможем отстаивать интересы и стратегические перспективы дополнительного образования на государственном уровне.