Экспертиза качества дополнительного образования




При оценке качества реализации программ дополнительного образо­вания естественнонаучной направ­ленности на данном этапе ведущим является метод экспертной оценки. При этом центральным является вопрос: а кто заказчик? - потому, что критерии и процедуры экспер­тизы определяется той целью, ко­торую ставит тот, кто желает оце­нить качество образования.

Это могут быть следующие по­зиции:

для вуза – эффективный отбор абитуриентов, обладающих оп­ределенными, интересующими заказчика, способностями и ск­лонностями (например, креатив­ными);

для учителей, родителей – оп­ределение эффективности ис­пользования дополнительного образования для развития спо­собностей, социализации и вы­страивания будущей успешной карьеры ребенка;

для органов управления образо­ванием – определение качества условий развития дополнитель­ного образования, применяемых форм организации, развитости инфраструктуры и коммуникаций между его субъектами (на уровне учебного предмета – образовательные программы, учреждения – применяемые формы реализации и сопровождения, региона – программы и проекты регионального развития допол­нительного образования и др.). Соответственно, можно выделить главные виды экспертиз, соответству­ющих основным типам заказов на эк­спертизу и объектам экспертизы:

квалификационная экспертиза – экспертиза итоговых ответов уче­ников на вопросы тестов; твор­ческих и исследовательских ра­бот учащихся и их презентации. Предметом экспертизы являют­ся ответы на вопросы или текст ученической работы, оценивае­мый по нескольким критериям; качество сообщения учащегося по результатам выполнения ра­боты, качество ответов учащего­ся на вопросы экспертов по со­держанию и ходу выполнения ра­боты. Содержание экспертизы: установление соответствия отве­тов или представленной работы зафиксированным в программе требованиям, определение каче­ства подготовки учащегося;

психолого-антропологическая экспертиза экспертиза деятельностных способностей и на­выков учащихся, развившихся в результате реализации обра­зовательной программы. Нужна для фиксации образовательной эффективности освоения про­граммы. Предмет экспертизы: креативные, аналитические, ин­теллектуальные и др. способно­сти учащихся. Содержание экс­пертизы – установление наличия авторской позиции учащегося, личностной значимости для него выполняемой работы, факта и степени развития лич­ности учащихся;

управленческая экспертиза – эк­спертиза организации образова­тельного процесса. Нужна дляоп­ределения эффективности про­цесса развития инфраструктуры дополнительного образования естественнонаучной направлен­ности. Предметом экспертизы являются образовательные про­граммы (психолого-педагогичес­кое обоснование, дидактическое содержание и методическое обеспечение образовательного процесса, ожидаемые результа­ты и критерии их оценки, этапность построения образователь­ного процесса, условия, средства, способы мотивации учащихся); концепция и план работы учреж­дения в области естественнона­учной направленности, формы организации;

межучрежденческие и регио­нальные программы развития, межведомственные сетевые и инновационные структуры, раз­вивающиеся на основе экспери­ментальных площадок, коопера­тивных объединений образова­тельных учреждений различных видов, научных учреждений, дру­гих организаций. Содержание эк­спертизы: определение качества нормативной базы реализации программ естественнонаучной направленности, эффективность системы обеспечения развития содержания образования; фикса­ция наличия сообщества, сфор­мировавшегося в результате ре­ализации программ и его ценно­стно-смысловых установок.

Часто говорят: дополнительное образование почти 10 лет вполне сносно существовало без направленностей. Зачем же они понадо­бились, почему педагогам и адми­нистрации учреждений дополни­тельного образования приходится столько времени тратить на описа­ние направленностей, приведение программ дополнительного образо­вания в соответствие с требовани­ями той или иной направленности? Думается, эта необходимость связана с общими процессами в нашем государстве: нормативно­го определения деятельности каж­дой структуры, создания критериев и диагностик эффективности этой деятельности. И здесь понятие на­правленности является ключевым для сферы дополнительного обра­зования детей: через него опреде­ляется предмет ее деятельности. И чем точнее мы определим этот предмет, чем лучше покажем вос­требованность, эффективность и продуктивность образовательной работы в каждой из направленно­стей, тем более аргументированно мы сможем отстаивать интересы и стратегические перспективы до­полнительного образования на го­сударственном уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: