В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл.
Определение специфики и содержания понятия направленности в системе дополнительного образования детей, определение структуры направленности в настоящее время является актуальной задачей, поскольку таким образом оказывается возможным выделить и зафиксировать специфику дополнительного образования детей как особого вида образования.
В Москве дополнительное образование детей рассматривается как важная часть социальной сферы. Так, программа «Столичное образование-4» предусматривает следующие направления работы:
III. 1. Разработать концепцию содержания дополнительного образования детей в Москве.
V. 6.21. Разработать базовое содержание дополнительного образования по отдельным программам и методического обеспечения к ним. Провести апробацию учебного материала на базе московских учреждений дополнительного образования.
Работа над этими блоками должна происходить в контексте классификации программ дополнительного образования по направленностям.
Перечень существующей литературы в области нормативно-методического обеспечения дополнительного образования на настоящий момент достаточно ограничен. Можно привести следующие источники, затрагивающие проблему разработки содержания направленностей.
«Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности».
«Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией».
Вводится различение между направлением и направленностью (хотя в ряде изданий эти понятия употребляются как синонимы, через запятую).
«Направленность – общие устремления, ориентиры,... ценностно-смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели... Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приемами, условиями движения к определенной цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов».
Вот как определено содержание некоторых из направленностей в выступлении В. А. Березиной на Всероссийской конференции по проблемам развития дополнительного образования детей: «Физкультурно-спортивная –физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва. Художественно-эстетическая – передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Эколого-биологическая – развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. Военно-патриотическая – история и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. Социально-педагогическая направленность – направлена на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения».
В одной из последних монографий, касающихся проблем дополнительного образования детей, Л. Г. Логинова отмечает, что на ключевые вопросы, касающиеся содержания, перспектив развития дополнительного образования и, в частности, направленностей «можно дать ответ, только опираясь на имеющийся опыт, собственное представление, субъективную позицию, интуицию и здравый смысл».
Именно таким путем были выделены исторически сложившиеся в системе внешкольной работы и показавшие свою жизнеспособность и эффективность модели (занятия туризмом, спортом, техническим творчеством, натуралистической работой и т. д.) и на основе их направленности дополнительного образования, в рамках которых реализуется содержание дополнительного образования (научно-техническая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная и т. д.).
Сказанное позволяет рассматривать различные подходы к формированию содержания и структуры направленностей в образовательных учреждениях, их фиксации во внутренних нормативных документах и методических разработках. В настоящей работе предпринята одна из таких попыток.
Содержание дополнительного образования детей
В отношении содержания дополнительного образования имеется целый ряд концептуальных разработок, касающихся стратегических смыслов подобного типа образования в развитии ментальности современного человека, его культурной самоидентификации, обретении личностных смыслов жизни и развитии способностей, роли нестандартизированного образования для развития экономического и гуманитарного потенциала России, анализ которых не входит в задачи настоящей работы. Только в некоторых из них определяются механизмы вхождения декларируемых смыслов в реальную практику дополнительного образования, делаются попытки описания дидактической модели дополнительного образования.
Необходимо помнить, что в соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным видом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего образования. Основное общее и дополнительное образование несут две взаимодополняющие, но существенно разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности. «В этой логике дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)».
Указанное предполагает, что основное общее и дополнительное образование детей должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне образовательных программ, методик их реализации. Если в отношении первой задачи есть ряд концептуальных разработок (см. выше), в отношении второй дополнительное образование нередко идет по пути общего среднего, калькируя его методы и средства (ограниченный по времени учебный модуль (урок – занятие учебной группы), информационная единица (раздел учебной программы), методы аттестации учащихся (контрольная работа, экзамен и др.). Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет базовые характеристики дополнительного образования как вида.
При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.
Главным феноменом образовательной деятельности является «встреча ученика и учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций». Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее и профессиональное образование отвечает преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под содержанием дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент.
Далее в качестве гипотезы мы предлагаем некоторый, как нам кажется, адекватный подход к определению содержания дополнительного образования. Его структура задается следующими блоками:
Общая ориентировка в основных тематических разделах избранной направленности дополнительного образования, что позволяет ставить самостоятельные творческие задачи, выбирать средства их решения из нескольких возможных, предлагать нестандартные решения на основе владения информацией о смежных областях и творческих ассоциациях.
Опыт самостоятельной реализации различных типов деятельности (творческой, проектной исследовательской и др.), основанный на овладении основными существующими методами решения задач и конструировании своих собственных методов средствами достижения и представления результатов.
Способность обретать личностные смыслы собственной деятельности, выстраивать отношение к ее ходу и результатам, рефлексировать их как средства обретения целей и смысла индивидуальной жизни.
Способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения творческих целей, организовывать деятельностные сообщества и входить как равноправный участник в уже существующие сообщества.
Мы утверждаем, что в рамках любой направленности дополнительного образования реализуется обозначенное содержание, что является сутью образовательного процесса. Иными словами, овладение спортивным мастерством, выполнение исследовательской работы, создание художественного произведения – средства, материал на котором происходит передача младшему поколению четырех перечисленных универсальных (для всех направленностей) компонентов содержания. При этом овладение материалом конкретной направленности также может иметь для ребенка определяющее значение как средство профессионализации, социализации и др., но это не является центральным для задач именно дополнительного образования.
Обобщенная модель