Постараемся выделить основные типологические характеристики направленности дополнительного образования – как области реализации содержания дополнительного образования; или модель направленности дополнительного образования.
Итак, направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования; исторически сложившаяся предметно-тематическая или типодеятельностная область образовательных запросов определенный социальной группы детей и их семей за пределами государственных образовательных программ общего образования.
Направленность реализуется определенным сообществом, сложившемся на целевой основе обучения и воспитания детей, из педагогов и специалистов в соответствующей области (науки, спорта, искусства и др.). Эти сообщества владеют технологиями сетевого взаимодействия, включая специалистов из разных учреждений дополнительного образования (например, представители натуралистического движения, авиамоделизма и др.).
Нередко при классификации программ дополнительного образования возникают сложности к отнесению той или иной программы к определенной направленности. С нашей точки зрения здесь нужно прежде всего руководствоваться принадлежностью педагога, реализующего программу определенному сообществу.
Еще раз вспомним, как вводилось понятие направленности: был проанализирован весь спектр сложившихся в дополнительном образовании предметно-тематических направлений и выделены те, которые претендуют на модельность (имеют общие типологические черты, поддерживают одни традиции). Их еще можно обозначить как школы в широком смысле. Им как раз и был присвоен статус направленностей. Педагог, прошедший школу определенной направленности и вошедший в ее сообщество, затем всегда будет воспроизводить свойственные ей черты образовательного процесса и пропагандировать соответствующие традиции.
|
Состав востребованных направленностей зависит от запросов общества, государственной политики, моды, интересов конкретных семей и т. д. Поэтому состав направленностей динамичен, одни входят в моду и пользуются спросом, иногда -поддержкой государства, другие постепенно отмирают.
Проблемой является то, что кадровый, материальный и методический потенциал в государственных учреждениях дополнительного образования детей накапливается в традиционных направленностях, которые со временем становятся менее востребованными (например, естественнонаучная, научно-техническая), а в наиболее востребованных в данный момент (например, социально-экономическая) не могут обеспечить образование, соответствующее современным требованиям. В этих условиях обеспечивают удовлетворение спроса в этих областях более мобильные коммерческие структуры. В результате создается ситуация иллюзии невостребованности дополнительного образования.
Конкретизация модели для каждой направленности задает содержание этой направленности и фиксируется в программах дополнительного образования (ПДО). В качестве гипотезы предложим следующие элементы описания направленности (разработаны в МГДЦ(Ю)Т совместно с М. С. Алешиной, Ы. В. Кленовой, В. Е. Соболевым):
|
1. Предметно-тематическая область, ограниченная определенными рамками (предметное содержание, его характер и уровень, соответствие и отличия от базовых образовательных программ основного общего или профессионального образования в соответствующей области). Предметное содержание подразделяется на:
инвариантное (базовое)
ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;
специальное – уникальное для каждой из ПДО данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.
2. Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например:
физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование;
естественнонаучная – углубленное изучение определенной научной области;
эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение экологических систем и т. д.
3. Приоритетные образовательные технологии и методики работы (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др.). Определяются в соответствии со спецификой направленности. Например:
естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская;
|
физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д.
Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на стадии освоения предметно-тематического содержания направленности применяется репродуктивная технология.
4. Специфика критериев оценки результативности (развитие мотивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направленностях результативность может оцениваться исходя из:
результатов экзаменов и зачетов;
результатов участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприятии (например, туристский поход) и др.
5. Принципы взаимодействия с соответствующей профессиональной областью, что задает включенность учебных групп в соответствующую культурно-профессиональную традицию. Например, для художественно-эстетической направленности это может быть сотрудничество с профессиональным театром, для естественнонаучной – с исследовательским институтом и т. д.
Объединяющей рамкой для всех ПДО одной направленности может служить организационно-методологическая программа данной направленности, которая разворачивает обобщенную модель в условиях конкретной направленности, определяет общие для всех ПДО цели, задачи, функции, формы образовательной деятельности и итоговой аттестации, инвариантное содержание. Такие программы определяют лицо учреждения дополнительного образования и специфику реализации в нем направленностей. В МГДД(Ю)Т для естественнонаучной направленности разрабатывается организационно-методологическая программа «Я и Земля». Далее мы будем комментировать понятие направленности именно на примере естественнонаучной направленности, реализуемой в МГДД(Ю)Т.