Начальное общее образование




Рекомендации по составлению

Рабочих основных образовательных программ

Муниципального общеобразовательного учреждения,

Рабочих программ учебных предметов, курсов,

Рабочих программ учителя

Муниципальное общеобразовательное учреждение разрабатывает рабочие основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Программы) на основании примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Программы определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности.

Программы реализуются муниципальным общеобразовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной

и внеурочной деятельности в рамках реализации Программ определяет муниципальное общеобразовательное учреждение.

Программы должны содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

 

Начальное общее образование

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и

планируемые результаты реализации рабочей основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися рабочей основной образовательной программы начального общего образования;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;

- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;

- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации рабочей основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

- учебный план начального общего образования;

- план внеурочной деятельности;

- календарный учебный график;

- систему условий реализации рабочей основной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ГОС НОО).

 

Требования к разделам рабочей основной образовательной программы

начального общего образования.

 

1. Пояснительная записка должна раскрывать:

- цели реализации рабочей основной образовательной программы начального общего образования;

- принципы и подходы к формированию рабочей основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательных отношений;

- общую характеристику рабочей основной образовательной программы начального общего образования;

- общие подходы к организации внеурочной деятельности.

2. Планируемые результаты освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования должны:

- обеспечивать связь между требованиями ГОС НОО, образовательной

деятельностью и системой оценки результатов освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования;

- являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных.

Структура и содержание планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования ГОС НОО, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям

обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей основной образовательной программы начального общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов.

3. Учебный план начального общего образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации рабочей основной образовательной программы начального общего образования определяет муниципальное общеобразовательное учреждение.

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования должна содержать:

- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

-описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе

завершения обучения в начальной школе.

5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе

внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, как и рабочие программы учителя, должны содержать:

- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

- результаты освоения курса внеурочной деятельности;

- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе муниципального общеобразовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности общества России и Донецкой Народной Республики.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания;

- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа Донецкой Народной Республики и народов других стран; по формированию у обучающихся при получении начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

- формирование представлений об основах экологической культуры на

примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного

для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к

природе;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,

употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния

здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

- цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся при получении начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

- направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику муниципального общеобразовательного учреждения, запросы участников образовательных отношений;

- модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с

обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- критерии, показатели эффективности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

- методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых

результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

8. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-

педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с

учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-

педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования и их интеграции в муниципальное общеобразовательное учреждение.

Программа коррекционной работы должна содержать:

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию муниципальное общеобразовательное учреждение и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их

успешности в освоении рабочей основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их

жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания,

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных

мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,

медицинских работников муниципального общеобразовательного учреждения, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы.

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

должна:

- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательную деятельность на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших рабочую основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно- нравственного развития, освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации рабочей основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной

деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические,

хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции,

конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии,

соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные

практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором

участников образовательных отношений.

План внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей муниципального общеобразовательного учреждения.

11. Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при

получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по

календарным периодам учебного года:

- даты начала и окончания учебного года;

- продолжительность учебного года, четвертей;

- сроки и продолжительность каникул;

- сроки проведения промежуточных аттестаций.

12. Система условий реализации рабочей основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ГОС НОО (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований ГОС НОО и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы начального общего образования.

Система условий должна учитывать особенности муниципального общеобразовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках

межведомственного взаимодействия).

Система условий должна содержать:

- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических,

финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;

- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами Рабочей основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;

- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

- контроль за состоянием системы условий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: