Основное общее образование




Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и

планируемые результаты реализации рабочей основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися рабочей основной образовательной программы основного общего образования;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

- программу развития универсальных учебных действий (программу

формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного

общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных

технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

- программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация

и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры,

культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы.

Программа коррекционной работы разрабатывается при наличии в муниципальном общеобразовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов рабочей основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

- учебный план основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности;

- систему условий реализации рабочей образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ГОС ООО);

- оценочные и методические материалы, а также иные компоненты (по усмотрению муниципального общеобразовательного учреждения).

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в рабочей основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

- учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;

- внеурочную деятельность.

Рабочие основные образовательные программы основного общего образования реализуются муниципальным общеобразовательным учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.

 

Требования к разделам рабочей основной образовательной программы основного общего образования.

 

Целевой раздел рабочей основной образовательной программы основного общего образования:

1. Пояснительная записка должна раскрывать:

- цель и задачи реализации рабочей основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- принципы и подходы к формированию рабочей основной образовательной программы основного общего образования.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей основной образовательной программы основного общего образования должны:

- обеспечивать связь между требованиями ГОС ООО, образовательной

деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

- являться содержательной и критериальной основой для разработки

рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы,

рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной

направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов

освоения обучающимися рабочей основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ГОС ООО.

Структура и содержание планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования должны отражать требования ГОС ООО, передавать специфику образовательной деятельности, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования должна:

- определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и

содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательную деятельность на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к

результатам освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

- обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения рабочей основной общеобразовательной программы основного общего образования;

- предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное);

- позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности муниципального общеобразовательного учреждения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, которые не выносятся на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

Содержательный раздел рабочей основной образовательной программы основного общего образования:

1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного

общего образования должна быть направлена на:

- реализацию требований ГОС ООО к личностным и метапредметным

результатам освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

- повышение эффективности освоения обучающимися рабочей основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и

проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа должна обеспечивать:

- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

универсальных учебных действий;

- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных

действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, республиканские и международные образовательные программы

и т.д.);

- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной

безопасности, умением безопасного использования средств информационно-

коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.

Программа развития универсальных учебных действий должна содержать:

-цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ГОС ООО;

- описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных

учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов,

внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной

деятельности;

- типовые задачи применения универсальных учебных действий;

- описание особенностей реализации основных направлений учебно-

исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

- описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

- перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

- планируемые результаты формирования и развития компетентности

обучающихся в области использования информационно-коммуникационных

технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе

обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

- виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

- описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

- систему оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

- методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, как и рабочая программа учителя, должны содержать:

- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

- результаты освоения курса внеурочной деятельности;

- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.

3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии Донецкой Народной Республики, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Донецкой Народной Республики.

Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных

ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей

профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей

рынка труда;

- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования;

- формирование экологической культуры.

Программа воспитания и социализации обучающихся должна обеспечить:

- формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных

мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе

базовых национальных ценностей, учитывающего историко-культурную и

этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей

(законных представителей);

- усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям России и Донецкой Народной Республики, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности;

- социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных законодательством Донецкой Народной Республики;

- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

- приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивных секциях, творческих

клубах и объединениях по интересам, сетевых сообществах, библиотечных

сетях, краеведческой работе), в ученическом самоуправлении, военно- патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (муниципальных, республиканских, международных);

- участие обучающихся в деятельности производственных, творческих

объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы,

класса, города;

- формирование способности противостоять негативным воздействиям

социальной среды, факторам микросоциальной среды;

- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

- овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и

способностям обучающихся;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся

через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

- сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями

высшего образования, центрами профориентационной работы;

- совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, республиканского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и

тренинга в специализированных центрах);

- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

- осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

- формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья

людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им

противостоять;

- овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

- формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления

наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных

заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

- осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

- необходимости следования принципу предосторожности при выборе

варианта поведения.

Программа воспитания и социализации обучающихся должна содержать:

- цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее

основе;

- направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;

- содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по

каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

- формы индивидуальной и групповой организации профессиональной

ориентации обучающихся по каждому из направлений ("ярмарки профессий",

дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

- этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках организации, осуществляющей образовательную деятельность, совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

- основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и

внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;

- модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том

числе рациональную организацию учебной деятельности и образовательной

среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику

употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательных

отношений;

- описание деятельности муниципального общеобразовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

- систему поощрения социальной успешности и проявлений активной

жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);

- критерии, показатели эффективности деятельности муниципального общеобразовательного учреждения в части духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

- методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

- планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

4. Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, преодоление трудностей в освоении рабочей основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа коррекционной работы должна носить комплексный характер и обеспечивать:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими

рабочей основной образовательной программы;

- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-

медико-педагогической комиссии);

- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Программа коррекционной работы должна содержать:

- цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении

основного общего образования;

- перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями рабочей основной образовательной программы основного общего образования;

- систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения рабочей основной образовательной программы основного общего образования;

- механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и

специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников

муниципального общеобразовательного учреждения;

- планируемые результаты коррекционной работы.

Организационный раздел основной образовательной программы:

1. Учебный план основного общего образования (далее - учебный план ООО) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ГОС ООО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

2. Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

- даты начала и окончания учебного года;

- продолжительность учебного года, четвертей;

- сроки и продолжительность каникул;

- сроки проведения промежуточных аттестаций.

3. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной

деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

в таких формах, как художественные, культурологические, филологические,

хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции,

юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии

с выбором участников образовательных отношений.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне

основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом

интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Муниципальное общеобразователь ное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

4. Система условий реализации рабочей основной образовательной программы основного общего образования (далее - Система условий) должна разрабатываться на основе соответствующих требований ГОС ООО и обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Система условий должна учитывать организационную структуру муниципального общеобразовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Система условий должна содержать:

- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических,

финансовых, материально-технических, информационно-методических;

- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами рабочей основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;

- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

- контроль состояния системы условий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: