Служивших основанием для массовых репрессий
И посягательств на права человека
Существовавшая в годы тоталитарного режима практика принятия без опубликования в печати законов, подзаконных актов и ведомственных директив об установлении различных видов юридической ответственности, организации и деятельности репрессивного аппарата являлась грубейшим нарушением норм государственной жизни и прав человека.
Учитывая законное право граждан на получение правдивой информации о творившемся произволе, необходимость преодоления его тяжелых последствий и недопущения подобного в будущем, постановляю:
1. Рассекретить законодательные акты, решения правительственных, партийных органов и ведомственные акты, служившие основанием для применения массовых репрессий и посягательств на права человека, по вопросам:
организации и деятельности общих и специальных судов, внесудебных органов, а также органов внутренних дел и государственной безопасности в области применения мер государственного принуждения;
организации и деятельности исправительно-трудовых учреждений, администрации мест поселения, режима отбывания различных видов наказаний;
установления уголовной и других видов юридической ответственности, применения репрессий в административном порядке (насильственного выселения из мест проживания, направления в ссылку, на спецпоселение и др.);
применения принудительного труда, в частности мобилизации в военизированные трудовые формирования с ограничением свободы;
применения различных мер принуждения и ограничения прав в отношении бывших военнопленных и интернированных из числа советских и иностранных граждан, лиц без гражданства;
|
помещения лиц на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения.
2. Перечисленные в пункте 1 настоящего Указа нормативные и иные акты подлежат рассекречиванию независимо от времени их издания.
Снять с этих актов ограничения на ознакомление с ними и их публикацию.
Рассекречиванию подлежат также сведения о числе лиц, необоснованно подвергшихся наказаниям в уголовном и административном порядке и иным мерам государственного принуждения за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам, протоколы заседаний внесудебных органов, служебная переписка и другие материалы, непосредственно связанные с политическими репрессиями.
3. Не подлежат рассекречиванию нормативные и методические материалы по оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
4. Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Комитету по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам обеспечить выполнение настоящего Указа в течение 3 месяцев со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва. Кремль
23 июня 1992 года N658
Часть первая
1937 — 1955 годы
№ 1
ПОЛОЖЕНИЕ
об Особом совещании при Народном
комиссариате внутренних дел СССР
Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б)
8 апреля 1937 года
Приложение к п. 3 протокола ПБ № 48.
(Ед. хр. 986, оп. 3, ф. 17).
I. Предоставить Наркомвнуделу право в отношении лиц, признаваемых общественно опасными, ссылать на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, список которых устанавливается НКВД, высылать на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах СССР, заключать в исправительно-трудовые лагеря и в изоляционные помещения при лагерях на срок до 5 лет, а также высылать за пределы СССР иностранных подданных, являющихся общественно опасными.
|
2. Предоставлять Наркомвнуделу право в отношении лиц, подозреваемых в шпионаже, вредительстве, диверсиях и террористической деятельности, заключать в тюрьму на срок от 5 до 8 лет.
3. Для осуществления указанного в пп.1 и 2 при Народном комиссариате внутренних дел под его председательством действует Особое совещание в составе:
а) заместитель Народного комиссара внутренних дел,
б) уполномоченный НКВД по РСФСР,
в) начальник Главного управления Рабоче-крестьянской милиции,
г) народный комиссар Союзной республики, на территории которой возникло действие.
4. В заседаниях Особого совещания обязательно участвует Прокурор СССР или его заместитель, который в случае несо-гласия как с самим решением Особого совещания, так и снаправлением дела на рассмотрение Особого совещания имеет право протеста в Президиум ЦИК Союза ССР.
В этих случаях решение Особого совещания приостанавливается впредь до постановления по данному вопросу Президиума ЦИК СССР.
5. Постановление Особого совещания о ссылке и заключении в исправительно-трудовой лагерь и тюрьму каждого отдельного лица должно сопровождаться указанием причины применения этих мер, района ссылки и срока*.
|
В е р н о: МИШУСТИНА
247 ас.
Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (далее РЦХИДНИ), ф. 17, оп. 3, ед. хр. 986, л. 1
(копия).
*Этот документ полностью опровергает ложное утверждение заведующего Международным отделом ЦК КПСС В.М. Фалина о том, что «партия находилась с 1938 по 1949 г[од] под надзором Наркомата внутренних дел» (см.: Материалы Конституционного Суда РФ в 1992 г. М.: Спарк. 1997. Т. 4. С.233).
№ 2
Записка Л. Берии
в СНК СССР от 1 апреля 1940 года
Сов[ершенно] секретно
СССР
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1 апреля 1940 г[ода]
№ 1180/Б
г. Москва
СНК СССР
товарищу МОЛОТОВУ
Во исполнение постановления Совнаркома СССР от 2 марта 1940 года при этом представляю:
1. Проект постановления Совнаркома СССР по вопросу выселения из западных областей Украины и Белоруссии лиц, указанных в постановлении СНК СССР от 2 марта.
2. Порядок выселения этих лиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ: по тексту.