Утверждаю
Заведующий ГБДОУ д/с № …
личная подпись
место для печати
Приказ № от
Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
№ ….
_____________________________________________________________
Педагог-психолог___________________________________________________________
Воспитатели________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Музыкальный руководитель________________________________________________
Инструктор по физическому воспитанию____________________________
Принято
Протокол педагогического совета
№ от
Санкт-Петербург
Учебный год
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;
· указом президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 21012-2017 годы»;
· концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);
· приказом Министерства образования и науки от 30.08.2013 № 10145 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования»;
· стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга до 2020 (2025) года»;
· Законом Санкт-Петербурга № 461 от17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге».
Рабочая программа разработана на основе Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет (автор Нищева Н. В.), интегрированной программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), Парциальной программы «Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями (ОНР) с 3 до 7 лет» речи (автор Кириллова Ю. В.).
|
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июля.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
|
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:
· охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
· создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
· обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
· воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
|
· взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
· воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
· развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
· пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
· учет государственной политики;
· особенности контингента детей и кадрового состава группы;
· учет запроса родителей;
· особенности региона.
Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Режим работы группы — пятидневный с … до … с … -часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресение.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (автор Нищева Н. В.).
Группа воспитанников шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, невропатолога, массажный, медицинский кабинеты, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, комнату релаксации. В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:
· центр «Будем говорить правильно»;
· центр «Наша библиотека»;
· центр науки и природы;
· центр математического развития;
· центр конструктивно-модельной деятельности;
· центр художественного творчества;
· музыкальный центр;
· центр «Играем в театр»;
· центр сюжетно-ролевых игр;
· центр «Умелые руки»;
· физкультурный центр.
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:
· центр речевого и креативного развития;
· центр сенсорного развития;
· центр моторного и конструктивного развития.
ТАБЛИЦА 1
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей -
Группа (возраст) | Группа здоровья Диагноз Психолого-пед. классификация | Диагноз Клиническая классификация | |||||||
(… лет) |
Вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
ТАБЛИЦА 2